ВНУКИ СОЛНЦА
Зацепила рецензия Марины Давыдовой
«Утомленные Горьким» — на новую постановку пьесы Горького «Дети солнца» в Малом театре. «Актуальная некогда пьеса, — заявляет автор, — даже на склонной к архаике старейшей сцене Москвы кажется сейчас дремучим анахронизмом».
Когда Горький, сидя в Петропавловской крепости за революционную деятельность, писал «Детей солнца», вроде бы уже не «холерные доктора» считались в народе главными врагами; уже Кровавое воскресенье прогремело, уже до Московского вооруженного восстания было рукой подать. А в пьесе — в качестве главного жупела — «химия с физией» доктор Протасов гидатопироморфизм проповедует, галошу поджаривает, гомункулюса вывести хочет, да еще обещает, что умники, дети солнца, поведут человечество к светлому будущему.
А кругом нескладуха, мужики ненавидят бар, слесарь лупит жену смертным боем, бабы вешаются на мужиков, все обижены, все несчастны, и пахнет бунтом.
Доктора линчуют?
Для 1905 года — явный анахронизм. А для 2008-го? Если учесть, что от горьковского Протасова до тургеневского «резателя лягушек» Базарова в два с половиной раза ближе, чем до нас, то... то и спросишь с недоумением: а мы-то тут при чем? Хорошо было Бальмонту сто лет назад вещать: «Будем как Солнце!», ему эпоху спустя Шолохов уже ответил — «Черное солнце!»
И все-таки «Дети солнца», идущие сейчас на сцене московского Малого театра, звучат глубоко и мощно. Именно сейчас! Когда Горького вроде бы уже выпихнули вон за пособничество тоталитаризму. Когда православная благодать вытеснила с авансцены культуры всю «химию-физию». Когда наши умники сбежали в заграничные университеты и лаборатории.
Закрадывается у меня подозрение... может, именно сейчас? Когда народ стоит перед загадочным словцом «инновация» и нынешние потомки «детей солнца» соображают, чем может обернуться очередной чаемый взлет науки? И ощущается этот спектакль как судорога страха перед вечным тупым невежеством толпы. И нет ответа на вопрос измордованного, избитого доктора: «За что?»
Поставил спектакль Адольф Шапиро. Которого я помню еще по его работам в рижском русском театре советских времен. И помню, как при распаде Союза выпихивали его из Риги суверенные националисты за то, что не латыш. Я тогдашнего их министра культуры, осуществлявшего это выпихиванье, с тех пор ни видеть не могу, ни слышать его музыку. И я зрительски счастлив от того, что великий режиссер продолжает противостоять тупой силе холерного невежества и вместе с обреченным умником спрашивает озверевшего от обиды дурака: «За что?»
Есть за что. Но ни умных, ни дураков не останется на пепелище, если мы на горе всем буржуям очередной пожар раздуем. Да еще мировой потоп устроим, гася огонь. И мировая история, полная опасностей, наконец закончится. И место под солнцем освободится.
Опустеет свято место, только неизвестно для кого.
Не буду цеплять эту перспективу ни к Рею Бредбери (который тоже кое-что сказал про наших внуков-правнуков, а Шапиро расслышал), ни к тому, что интеллигенция сама виновата, когда ее бьют (а нечего растворяться в «быдле» — кажется, так мыслит ситуацию Марина Давыдова).
Мне как-то Горький ближе.
Что нам всем грозит?
Горьковски говоря: гидато-демо-пироохло-морфо-суицидо-кратия.
Автор: ЛЕВ АННИНСКИЙ, писатель
Источник: Известия
Дата: 21.10.2008