Новости

К СОЛНЦУ ПО КРОВАВОМУ ПЕСКУ

К СОЛНЦУ ПО КРОВАВОМУ ПЕСКУ

В старейшем московском театре произошла бархатная революция. Адольф Шапиро выпустил спектакль «Дети солнца» на сцене Малого театра.

Гражданский и социальный пафос нынче не в моде. Особенно в том виде, в котором Максим Горький предлагал объясняться своим героям. Может быть, поэтому «Дети солнца» редко идут на современной сцене. Горький писал пьесу в Петропавловской крепости. При несомненных драматических достоинствах она пронизана предреволюционным духом 1905 года.
Режиссер Адольф Шапиро нашел к трудному материалу совершенно новый подход. Там, где у автора надрыв, — у него горечь. Для пламенных гражданских монологов он находит исповедальную интонацию. Действие держится на предельно тонкой, виртуозной актерской игре. Каждый поступок, каждая реплика психологически оправдана.
Можно сказать, что в спектакле Малого театра нет ни одного исполнителя, который был бы неорганичен. Нюансы, полутона и искренность в игре артистов, без нажима и пафоса сами собой вызывают у зрителя предчувствие катастрофы.
Художник Вагин (Г. Подгородинский) обожает жену своего друга — Елену (С. Аманова). Ученый Протасов (В. Бочкарев) увлечен изобретением гомункула, и ему совершенно не хочется отвлекаться на домашние дела и любовные объяснения. Его сестра Лиза (Л. Титова) боится внезапного приступа душевной болезни и так увлечена своими страхами, что отвергает верного возлюбленного Чепурного (В. Низовой). Попавшая в интеллигентную среду купчиха Меланья (Е. Глушенко) ходит за Протасовым, как за божеством, забыв страх и всякие приличия.
Все эти милейшие люди любят и ненавидят друг друга, выясняют отношения, мечтают о будущем. Только вот будущего у них нет. Где-то рядом, за воротами их дома обитает дремучий, необразованный и дикий народ, без малейшей сентиментальности изображенный Горьким.
Горничная Фима (О. Живакина) продает себя богатому старику и покидает дом, прихватив хозяйское серебро. Деревенская девка Луша (И. Жерякова ) обливает себя перекисью водорода, как духами, и ест мыло. Слесарь Егор (А. Коршунов) бьет смертным боем жену, а на доводы Протасова, что «бить нельзя», отвечает: «А меня били… и очень даже много, а жена, может, и не человек». Этот самый народ в финале придет в господский дом избивать Протасова, подозревая, что эпидемия холеры — дело рук «чернокнижника»-ученого.
Для Горького вина интеллигенции была очевидна. Нельзя уходить в мир грез и отворачиваться от реальности, когда по соседству с тобой живет в грязи, болезни и необразованности другой человек. Своей постановкой Шапиро не собирается никого обвинять. В стильных декорациях, на залитой сценическим солнцем сцене режиссер рассказывает нам историю о наших прадедах. Каждый из них имел свою правду и ошибался, каждый любил и разочаровывался. Он не агитирует зрителя, не трясет его за плечи, навязывая свои идеи. «Дети солнца» в Малом театре — спектакль искренний и глубокий, приглашающий зрителя к серьезному разговору, в котором вопросов будет гораздо больше, чем ответов.


20 октября 2008 года,
Алла Шевелева
Акадо

Дата публикации: 21.10.2008
К СОЛНЦУ ПО КРОВАВОМУ ПЕСКУ

В старейшем московском театре произошла бархатная революция. Адольф Шапиро выпустил спектакль «Дети солнца» на сцене Малого театра.

Гражданский и социальный пафос нынче не в моде. Особенно в том виде, в котором Максим Горький предлагал объясняться своим героям. Может быть, поэтому «Дети солнца» редко идут на современной сцене. Горький писал пьесу в Петропавловской крепости. При несомненных драматических достоинствах она пронизана предреволюционным духом 1905 года.
Режиссер Адольф Шапиро нашел к трудному материалу совершенно новый подход. Там, где у автора надрыв, — у него горечь. Для пламенных гражданских монологов он находит исповедальную интонацию. Действие держится на предельно тонкой, виртуозной актерской игре. Каждый поступок, каждая реплика психологически оправдана.
Можно сказать, что в спектакле Малого театра нет ни одного исполнителя, который был бы неорганичен. Нюансы, полутона и искренность в игре артистов, без нажима и пафоса сами собой вызывают у зрителя предчувствие катастрофы.
Художник Вагин (Г. Подгородинский) обожает жену своего друга — Елену (С. Аманова). Ученый Протасов (В. Бочкарев) увлечен изобретением гомункула, и ему совершенно не хочется отвлекаться на домашние дела и любовные объяснения. Его сестра Лиза (Л. Титова) боится внезапного приступа душевной болезни и так увлечена своими страхами, что отвергает верного возлюбленного Чепурного (В. Низовой). Попавшая в интеллигентную среду купчиха Меланья (Е. Глушенко) ходит за Протасовым, как за божеством, забыв страх и всякие приличия.
Все эти милейшие люди любят и ненавидят друг друга, выясняют отношения, мечтают о будущем. Только вот будущего у них нет. Где-то рядом, за воротами их дома обитает дремучий, необразованный и дикий народ, без малейшей сентиментальности изображенный Горьким.
Горничная Фима (О. Живакина) продает себя богатому старику и покидает дом, прихватив хозяйское серебро. Деревенская девка Луша (И. Жерякова ) обливает себя перекисью водорода, как духами, и ест мыло. Слесарь Егор (А. Коршунов) бьет смертным боем жену, а на доводы Протасова, что «бить нельзя», отвечает: «А меня били… и очень даже много, а жена, может, и не человек». Этот самый народ в финале придет в господский дом избивать Протасова, подозревая, что эпидемия холеры — дело рук «чернокнижника»-ученого.
Для Горького вина интеллигенции была очевидна. Нельзя уходить в мир грез и отворачиваться от реальности, когда по соседству с тобой живет в грязи, болезни и необразованности другой человек. Своей постановкой Шапиро не собирается никого обвинять. В стильных декорациях, на залитой сценическим солнцем сцене режиссер рассказывает нам историю о наших прадедах. Каждый из них имел свою правду и ошибался, каждый любил и разочаровывался. Он не агитирует зрителя, не трясет его за плечи, навязывая свои идеи. «Дети солнца» в Малом театре — спектакль искренний и глубокий, приглашающий зрителя к серьезному разговору, в котором вопросов будет гораздо больше, чем ответов.


20 октября 2008 года,
Алла Шевелева
Акадо

Дата публикации: 21.10.2008