СТАРЫЙ, ДОБРЫЙ, ГОРЬКИЙ
СТАРЫЙ, ДОБРЫЙ, ГОРЬКИЙ
В Малом театре состоялась премьера спектакля «Дети солнца» по пьесе Максима Горького режиссера Адольф Шапиро, которая показала, что старое доброе в новом сезоне остается на своем месте
Малый театр консервативен, тем и мил своему постоянному зрителю. Здесь не будут мучить актеров забубенными постмодернистскими текстами и ультрасовременными трактовками классических произведений. Старый добрый театр в центре Москвы остается верен своему стилю и в новом, 253-ем по счету сезоне: хорошие, замечательные актеры играют хороший текст, пусть и не очень известный по сравнению с «На дне», но так даже интересней становится среднестатистическому зрителю, заучившему наизусть в школе реплики Барона, Сатина, Актера и прочих. Глаз отдыхает на непритязательных декорациях, представляющих собой веранду, комнаты, невидимый сад – ничто не раздражает, ничто не мешает.
Сценическое пространство огромно, там, на сцене, и правда другое время, другой мир, другие чувства, пресловутая четвертая стена стоит неподвижно, зрителю не проникнуть за нее, даже в те моменты, когда персонажи произносят свои блистательные монологи, обращаясь в зал. Отдыхает и слух: диалоги мастерски сплетены, актеры перекидываются ловко репликами, ощущение крепкого, налаженного ансамбля придает очарование реалистичности всего происходящего.
Замечателен В. Бочкарев в роли Протасова. Его игра блистательна, он создает замечательный образ кабинетного ученого-идеалиста, верующего в силу разума и могущего уделить всего лишь десять минут на чай собственной жене. Не потому, что не любит, а потому, что не понимает: разум отдельно от чувства не существует. Как не понимает этого и его сестра Лиза (Л. Титова), метущаяся из крайности в крайность, впечатлительная особа, которая хочет спрятаться от жестокости мира и в то же время бороться с ней. Артистам веришь, играют убедительно, в самом тембре их голосов звучит старая добрая актерская школа, даже в утрированном и выбивающемся из ритма украинском выговоре Чепурного (В. Низовой).
Шапиро создает на сцене в идиллических условиях семейную драму со множеством действующих лиц, трагических и комических – без острых интриг и страстей, без агрессии. Похоже на жизнь, но ту, далекую, не нашего времени, а значит можно расслабиться и наслаждаться замечательной игрой и интересной историей. Только один вопрос может возникнуть у зрителя: а причем здесь Горький? Зачем и для чего он это писал, что хотел вложить в образы? Театр научился (правда ли?) ставить Чехова, выуживать все новые и новые смыслы из его пьес, где каждое слово звенит на сцене разным реквизитом. Горького так не ставят, по крайней мере, в Малом. Получается лишь сухая выжимка из пьесы, в которой великий писатель Земли Русской рассуждает о судьбах интеллигенции, о трагическом столкновении, приведшем к тому событию, которое до сих пор волнует умы и души – о революции.
Это не просто политика, это трагический диссонанс, душевный разлад, пафосный и одновременно ироничный выбор между добром и злом, а что есть таковые, никто из горьковских героев не знает. Режиссер же акцентирует внимание, прежде всего, на личностях персонажей, но относиться к литературным героям как к живым людям нельзя. Все они – воплощение творческих идей конкретного человека, только образы, несущие сомнения и утверждения автора. Иначе получается мелодрама, где в качестве бэкграунда только мелькает страшная действительность. Вряд ли Горький писал «Детей солнца» (почти футуристическое заглавие) для того, чтобы читатель или зритель просто удовлетворился сюжетом. Впрочем, каждый имеет право на интерпретацию. Современное культурное пространство перегружено тоннами «вариаций на тему» - бери не хочу. Но, «классика», как говорится всегда в моде, и у Малого театра всегда будет свой зритель.
Обозреватель Клара Саева
«Интерфакс», 18 октября 2008 года
Дата публикации: 18.10.2008