ГОРЬКИЙ СНОВА «КО ДВОРУ»
ГОРЬКИЙ СНОВА «КО ДВОРУ»
В Малом театре состоялась первая премьера сезона - спектакль «Дети солнца» Горького в постановке Адольфа Шапиро. Спектакль получился отнюдь не «датским», хотя выбор горьковской пьесы был явно спровоцирован 140-летием со дня рождения выдающегося писателя и драматурга.
Горький оказывается в любые времена ко двору, и новая работа театра, который, кстати, обратился к пьесе впервые, лишний раз подтвердила это. Если в советские времена «Детей солнца» ставили как разоблачение «верхов» и оправдание бунта «низов», то в новой версии Адольфа Шапиро, одного из лучших сегодня интерпретаторов творчества Горького, все «хороши», и ни сочувствия, ни ненависти не вызывает ни один из героев. Темы, затронутые автором более ста лет назад, когда Россия пережила первый кровавый опыт революционной стихии, остаются актуальными и сегодня, хотя наши маленькие катаклизмы неровня тем. По-моему, главная тема спектакля - потеря веры, а значит, и смысла жизни. Люди измельчали донельзя - и в этом весь ужас.
Ученый Павел Протасов в исполнении Василия Бочкарева - какой-то придурковатый, мягкотелый и прекраснодушный тип, который любит порассуждать и помечтать о красивом, например, о том, что «все мы - дети солнца», но при этом не способен не только что-то совершить, но даже оградить свою любимую жену от опасности. Он спокойно пускает Елену (Светлана Аманова) к холерной больной, рассуждая при этом на отвлеченные темы. Он как огня боится жизни и без конца готов проводить свои никому не нужные опыты, не замечая, как страдают и чахнут близкие ему люди. Мающаяся без дела жена, у которой почему-то не рождаются дети, ищет и не может найти себе применения. Какие-то остатки воли помогают ей уйти от падения и измены, но в жизни своей она ничего светлого не видит. Вот сестра Павла Лиза (Людмила Титова) - израненная душа, пережившая страшную картину уличной бойни. Все носятся с ней, но только на словах: никто по-настоящему не хочет помочь ей справиться с душевной болезнью. Ветеринар Чепурной (Виктор Низовой) искренне хочет вернуть ее к жизни своей любовью, но вместо этого кончает с собой, не задумываясь, что же будет с психикой оставленной им женщины. Она окончательно сходит с ума, представ в финале в образе Офелии. Есть еще художник Вагин (Глеб Подгородинский). Он все подыскивает сюжеты для своих картин. Этот вроде умен, ироничен, все понимает, все видит, но слишком ограничен собственным эгоизмом.
И у Горького, и у Шапиро получилась пародия на интеллигенцию, образованных людей, которые по давнему обычаю не могут, да и не пытаются изменить что-то в своем беспросветном существовании.
По-моему, в Малом театре впервые так «обнажена» сцена (художник-постановщик В. Ковальчук). Громадная фактурная стена, на которой в начале каждой сцены высвечивается цитата-название, - своеобразный символ дикой, темной стихии, которая «нависает» над маленьким ампирным входом в барские покои. По бокам клетки, как для подопытных животных, куда уходят и откуда появляются герои. Среди них слесарь Егор (Александр Коршунов) - с одной стороны, мастер золотые руки, с другой - беспробудный пьяница и драчун. Евгения Глушенко замечательно играет Меланию - тоже узнаваемый тип. Теперь таких вот безвкусно разодетых бабенок, занимающихся мелким бизнесом, готовых купить что и кого угодно, - пруд пруди. А толку-то? За всех страдает и переживает единственный персонаж в пьесе - добрая душа нянька Антоновна в прекрасном исполнении Людмилы Поляковой...
Перед премьерой Адольф Шапиро сказал в интервью: «Задача театра - вывести человека из состояния душевной статики в состояние душевной динамики. Мне кажется, пьеса «Дети солнца» вполне подходит для этого. Я бы даже сказал, достаточно злободневна, потому что в мире накапливается энергия жестокости, энергия зла».
Автор: Ирина ШВЕДОВА
Источник: Московская правда
Дата: 18.10.2008
Дата публикации: 18.10.2008