Новости

ПРЕМЬЕРА В МАЛОМ ТЕАТРЕ

ПРЕМЬЕРА В МАЛОМ ТЕАТРЕ

Александр Солженицын и Малый театр нашли друг друга

Позавчера в Малом театре состоялась премьера спектакля «Пир победителей». Комедию в стихах Александра Солженицына поставил Борис Морозов. Первое представление было дано день в день через пятьдесят лет после описываемых в пьесе событий.
Премьеру почтил своим присутствием автор. Перед началом и в антракте он терпеливо раздавал зрителям автографы, а после окончания представления поднялся на сцену, чтобы под бурную овацию приветствовавшей его стоя публики раскланяться и произнести короткую речь. Солженицын объяснил, что писал «Пир победителей» более сорока лет назад, в начале пятидесятых, будучи зэком на общих работах. Фиксировать текст на бумаге, разумеется, было невозможно, поэтому он последовательно заучивал собственное сочинение наизусть. А чтобы запоминать было легче, сочинял пьесу в стихах.
После такого признания обсуждать качество поэзии «Пира победителей», несомненно, было бы верхом цинизма. И вряд ли, выбирая пьесу к постановке, вершители репертуара «Дома Островского» вдохновлялись лишь скромными литературно-драматическими достоинствами пьесы. Тем не менее, незатейливо рифмуя слова (например, «комбата» и «ребята»), автор -- трудно сказать, сознательно или интуитивно -- ориентировался на классический образец русской стихотворной комедии: ритмом и размером «Пир победителей» недвусмысленно напоминает о грибоедовском «Горе от ума». Свой драматургический опус Солженицын тоже назвал «комедией», хотя меньше всего желал развеселить публику. Возможно, давая пьесе такое определение, автор имел в виду жанр «высокой комедии», утвержденный классицизмом. Вообще многие требования классицистской эстетики в «Пире победителей» соблюдены, а именно: единство времени, единство места и -- правда, лишь отчасти -- конфликт чувства и долга.
События, описанные в «Пире», разворачиваются 25 января 1945 года в занятой советскими войсками Восточной Пруссии. Победители устраивают вечеринку в одном из старинном замков. Таким образом, аналогом фамусовской Москвы можно считать офицерское общество, а бала у Фамусова -- пирушку военных. Прочие параллели с Грибоедовым менее очевидны. В своей многонаселенной пьесе Солженицын дает высказаться каждому из десятка главных героев, поэтому действие часто буксует, уступая напору декларативных монологов и диалогов. В пьесе нашлось место и по-свойски жизнелюбивому командиру дивизиона, и рефлектирующему политруку, и «положительному», честному командиру батареи, и начальнику штаба, гордящемуся традициями русского дворянского офицерства, и освобожденной эмигрантке, клянущей сталинский режим и пытающейся пробиться к попавшему в окружение жениху-власовцу, и преследующему ее подлому, трусливому лейтенанту из СМЕРШа. Оказывается, многие из них относятся к большевистскому режиму с разной долей критичности, что не стесняются проявить в разговорах друг с другом. И вообще ведут себя как персонажи скорее брежневской, чем сталинской эпохи: между собой все понимают, а на людях говорят что положено. Например, солдат, на минутку вбежавший подкормиться чем-нибудь с оставленного офицерами стола, успевает поиронизировать над «Кратким курсом» -- и это в присутствии замполита. Такие герои смотрятся абсолютной абстракцией, хотя автор объяснил со сцены, что офицеры были людьми думающими и трезвыми.
По сути Солженицын написал о несбывшихся послевоенных надеждах. Об иллюзиях, крушение которых для сидящего в сталинском лагере стало трагедией. «Пир победителей» написан от чистого сердца, от искреннего антисталинского порыва. Малый театр именно так и воспринял комедию. Поэтому спектакль оказался, что называется, конгениален пьесе. В добротной, крепко сбитой постановке Морозова актеры с безупречным профессионализмом оправдывают как естественные поступки своих героев, так и совершенно неестественные ситуации. Публика, привыкшая видеть в лучших спектаклях Малого проявления старомодного, но здорового и цельного театрального сознания, не будет обманута и на этот раз. Малый театр и Александр Солженицын казались просто созданными друг для друга. Теперь они наконец соединились.

Автор: РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ
Источник: Коммерсантъ-Daily
Дата: 27.01.1995



Дата публикации: 01.12.1111
ПРЕМЬЕРА В МАЛОМ ТЕАТРЕ

Александр Солженицын и Малый театр нашли друг друга

Позавчера в Малом театре состоялась премьера спектакля «Пир победителей». Комедию в стихах Александра Солженицына поставил Борис Морозов. Первое представление было дано день в день через пятьдесят лет после описываемых в пьесе событий.
Премьеру почтил своим присутствием автор. Перед началом и в антракте он терпеливо раздавал зрителям автографы, а после окончания представления поднялся на сцену, чтобы под бурную овацию приветствовавшей его стоя публики раскланяться и произнести короткую речь. Солженицын объяснил, что писал «Пир победителей» более сорока лет назад, в начале пятидесятых, будучи зэком на общих работах. Фиксировать текст на бумаге, разумеется, было невозможно, поэтому он последовательно заучивал собственное сочинение наизусть. А чтобы запоминать было легче, сочинял пьесу в стихах.
После такого признания обсуждать качество поэзии «Пира победителей», несомненно, было бы верхом цинизма. И вряд ли, выбирая пьесу к постановке, вершители репертуара «Дома Островского» вдохновлялись лишь скромными литературно-драматическими достоинствами пьесы. Тем не менее, незатейливо рифмуя слова (например, «комбата» и «ребята»), автор -- трудно сказать, сознательно или интуитивно -- ориентировался на классический образец русской стихотворной комедии: ритмом и размером «Пир победителей» недвусмысленно напоминает о грибоедовском «Горе от ума». Свой драматургический опус Солженицын тоже назвал «комедией», хотя меньше всего желал развеселить публику. Возможно, давая пьесе такое определение, автор имел в виду жанр «высокой комедии», утвержденный классицизмом. Вообще многие требования классицистской эстетики в «Пире победителей» соблюдены, а именно: единство времени, единство места и -- правда, лишь отчасти -- конфликт чувства и долга.
События, описанные в «Пире», разворачиваются 25 января 1945 года в занятой советскими войсками Восточной Пруссии. Победители устраивают вечеринку в одном из старинном замков. Таким образом, аналогом фамусовской Москвы можно считать офицерское общество, а бала у Фамусова -- пирушку военных. Прочие параллели с Грибоедовым менее очевидны. В своей многонаселенной пьесе Солженицын дает высказаться каждому из десятка главных героев, поэтому действие часто буксует, уступая напору декларативных монологов и диалогов. В пьесе нашлось место и по-свойски жизнелюбивому командиру дивизиона, и рефлектирующему политруку, и «положительному», честному командиру батареи, и начальнику штаба, гордящемуся традициями русского дворянского офицерства, и освобожденной эмигрантке, клянущей сталинский режим и пытающейся пробиться к попавшему в окружение жениху-власовцу, и преследующему ее подлому, трусливому лейтенанту из СМЕРШа. Оказывается, многие из них относятся к большевистскому режиму с разной долей критичности, что не стесняются проявить в разговорах друг с другом. И вообще ведут себя как персонажи скорее брежневской, чем сталинской эпохи: между собой все понимают, а на людях говорят что положено. Например, солдат, на минутку вбежавший подкормиться чем-нибудь с оставленного офицерами стола, успевает поиронизировать над «Кратким курсом» -- и это в присутствии замполита. Такие герои смотрятся абсолютной абстракцией, хотя автор объяснил со сцены, что офицеры были людьми думающими и трезвыми.
По сути Солженицын написал о несбывшихся послевоенных надеждах. Об иллюзиях, крушение которых для сидящего в сталинском лагере стало трагедией. «Пир победителей» написан от чистого сердца, от искреннего антисталинского порыва. Малый театр именно так и воспринял комедию. Поэтому спектакль оказался, что называется, конгениален пьесе. В добротной, крепко сбитой постановке Морозова актеры с безупречным профессионализмом оправдывают как естественные поступки своих героев, так и совершенно неестественные ситуации. Публика, привыкшая видеть в лучших спектаклях Малого проявления старомодного, но здорового и цельного театрального сознания, не будет обманута и на этот раз. Малый театр и Александр Солженицын казались просто созданными друг для друга. Теперь они наконец соединились.

Автор: РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ
Источник: Коммерсантъ-Daily
Дата: 27.01.1995



Дата публикации: 01.12.1111