ЛИЗА СОЛОМИНА: «МНЕ КАЗАЛОСЬ, ЧТО ПАПА - ВЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК-ФЕЙЕРВЕРК»
ЛИЗА СОЛОМИНА: «МНЕ КАЗАЛОСЬ, ЧТО ПАПА - ВЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК-ФЕЙЕРВЕРК»
Отец родной — так называли народного артиста, знаменитого «доктора Ватсона» и своего педагога Виталия Мефодиевича Соломина его студенты. Помимо азов профессии, он давал им отеческую заботу и любовь. А дома его ждали две дочери, которые очень ревновали папу к ученикам. Младшая, Лиза, пошла по стопам отца: закончила ВГИК и стала режиссером. Недавно она приступила к своему первому проекту: снимает полнометражный художественный фильм «Сказка-21». Сегодня она вспоминает о своем удивительном отце...
***
«НЕНАВИЖУ ОТЛИЧНИКОВ!»
- Папа считал себя дворовым пацаном, этаким сорвиголовой. Но вы бы видели его детские фотографии! Прилизанный блондинистый мальчик в наглаженной рубашке на фоне местной шпаны...
Папины родители были музыкантами, поэтому своих сыновей, Юру и Виталия, отдали в музыкальную школу. Виталий был способным ребенком, но ходить на занятия не любил и прятался дома под роялем. Зато обожал спорт и с удовольствием посещал все секции: по боксу, гимнастике, акробатике, хоккею. Интересно, что боксом он прекратил заниматься после того, как к нему подвели живого соперника. Бить по груше — одно дело, говорил он, а по лицу — совсем другое.
Хотя у папы был очень хороший удар. В своей жизни он ударил человека один-единственный раз, когда заступился за лучшего друга-хирурга. Его кто-то оскорбил в компании, и тогда папа от всей души вмазал обидчику. Тот летел через всю комнату. В школе Виталий Соломин учился не очень. Хулиганил, срывал уроки. Я не знаю ни одного артиста, который бы хорошо учился. Мне отец говорил так: «Ненавижу отличников!» А вот мама рыдала над каждой моей двойкой.
***
ВСЛЕД ЗА БРАТОМ
Папа всегда хотел быть артистом, а тут еще старший брат Юрий уехал в Москву, выучился в «Щепке» и стал актером. Виталий поехал следом и поступил в то же училище. Но актерская жизнь оказалась совершенно другой, чем он себе представлял. Он всегда был привязан к дому, а тут начались постоянные поездки, гастроли. Папа однажды признался мне, что поначалу только и ждал, когда все закончится и он вернется домой. А потом понял: это и есть его жизнь.
С мамой они познакомились случайно, на пробах у Петра Тодоровского, который тогда ставил «Городской роман». Папе было под тридцать, он уже снялся в «Сибириаде» и был известным артистом. А маме - всего 21, она училась на художника.
***
ЛЮБИТЕЛЬ РОЗЫГРЫШЕЙ
Настя старше меня на одиннадцать лет, она родилась, когда родители были совсем молодые. Гастрольный ребенок: ее таскали на всякие тусовки, она часто спала на диване у кого-то в гостях, короче, у нее было веселое детство. А я поздняя дочь, хотя мне тоже досталось. Помню, однажды артист Дмитрий Назаров посадил меня на шкаф, и... забыл. Я там просидела весь вечер, наблюдала за застольем, потом, как все танцуют, и даже не пискнула. Мне нравилось смотреть, как взрослые веселятся.
Родители и гости никогда просто так за столом не сидели — все время разыгрывали какие-то сценки. Помню, на даче на 9 Мая мы нашли на чердаке горн и флаг, которые остались от старых хозяев, и устроили митинг в защиту мира. На этот шум со своих участков начали выходить соседи и к нам присоединяться...
Пьяным я видела папу только несколько раз в жизни. Первый — когда Настя привела в дом жениха. Для папы это был страшный удар. ОН напился с этим женихом так, что мог подтвердить слова Галилея: «И все-таки Земля вертится!»
Отдыхать в общепринятом смысле — на море, на пляже;- папа терпеть не мог. И ездил к морю только ради мамы. Она обожала переворачиваться с живота на спину и обратно и долго плавать. А мы в это время с папой что-нибудь строили из песка.
Однажды в Италии в баре отеля «взяли лед, чтобы делать коктейли. В лифте поднимаемся вместе с итальянской парой, и они на английском спрашивают: «Зачем вам это?» Папа на русско-итало-английской смеси отвечает: «О; мы, русские, очень любим лед и холод», — и в подтверждение своих слов вгрызается в лед. И грыз его, пока лифт не остановился. Вы бы видели глаза этих итальянцев!
Однажды папа сказал: «У нас с тобой похожее чувство юмора. Мы так шутим, что никому не смешно, а мы хохочем!» Но разыгрывал он мастерски! Например, звонил какому-нибудь известному актеру и говорил: «Я знаю, у вас есть кот, а у меня — кошечка. Она мяукает и просит кота. Я ваш сосед, может, зайду?» И артист на полном серьезе отвечал: «Я хотел бы вам помочь, но у меня кот кастрированный». Розыгрыши, кстати, всегда придумывала мама, а папа подделывал голос, и его не узнавали. А мама стояла рядом и хихикала. Папа и мама — это была редчайшая пара. Сейчас таких мало. Мама всегда первая читала сценарии, которые приносили отцу, была в курсе всех его дел, кроме проблем со здоровьем. Он все скрывал! Мы даже не знали, что, оказывается, у него был микроинсульт. В больницах он не лечился никогда, кроме тех случаев, когда его в принудительном порядке увозили на «скорой».
Однажды друг-хирург Евгений Матякин вырезал ему грыжу и специально сделал местную анестезию. Перед папиным носом он поставил таз и демонстративно кидал в него все, что вырезал. Наверное, хотел показать, к чему приводит безалаберное отношение к здоровью. Но, увы, это не помогло. На третий день после операции папа сбежал из больницы — торопился на какую-то встречу.
***
«ДВА НЕГРА НЕСУТ УНИТАЗ»
За что я папе особенно благодарна, так это за то, что он будил меня очень аккуратно. Мама, громко хлопая дверьми, залетала в комнату, а папе, видимо, было знакомо то состояние, когда ты еще ничего не понимаешь и громкое слово, произнесенное утром, способно испортить настроение на весь день. Поэтому он, когда будил в школу, долго гладил меня по голове, что-то шептал. Я любила, когда утром меня будит папа.
На родительские собрания ходила мама и после рыдала. Папу однажды вызвала математичка и долго меня отчитывала за плохие оценки и поведение. Отец не разговаривал потом со мной два дня. В папины обязанности входило ездить со мной к врачам. Маме становилось плохо, когда мне вырывали какой-нибудь зуб, и я начинала вопить. А папа держал за руку все время, пока меня мучили. Кровь я всегда сдавала тоже исключительно с папой...
Он постоянно придумывал сказки. Это было ужасно смешно. А еще пел! Причем одну и ту же песню собственного сочинения: «Это не джаз, это не джаз, это два негра несут унитаз». На разные мелодии. Он очень гордился этим стихом, потому что сочинять не умел совершенно.
За сорок с лишним лет работы папа ни разу не опоздал на съемку или репетицию. Он пытался привить пунктуальность мне, но не вполне удачно, потому что я постоянно опаздываю и ненавижу себя за это. Мы как-то были на даче, я знала, что через четыре часа мы уезжаем, потому что у папы спектакль. Я пошла гулять с подружкой и опоздала на 15 минут. Прихожу — дача закрыта, машины нет. А у меня тогда ни мобильного, ни денег с собой не было. Я пошла к соседям, заняла денег и поехала на электричке.
В отличие от Насти, родители отпускали меня в клубы и на дискотеки. Но если я задерживалась, папа никогда не спал, ждал, страшно сердился и ругался на маму: «Зачем отпустила?» Однако когда я приходила домой, он расплывался в улыбке и обнимал меня. Если я задерживалась слишком долго, он тихо бросал: «Ты отняла у меня два дня жизни». Эти слова до сих пор сидят в моей голове...
Когда родители уезжали, я приглашала к себе кучу друзей. И однажды у меня остались подруга и двое ее приятелей, которых я толком не знала. Просто им не хотелось ехать ночью домой. Я проснулась от того, что папа открывает дверь своим ключом. Я в ужасе: две девочки, два мальчика — что подумает папа?! Подружка стала прятать ребят в шкаф, а я пошла встречать отца. Он все понял по глазам и сказал: «Ну, я пойду в ванную». Чтобы я успела замести следы.
***
ЛЮБОВНЫЕ ЗАПИСОЧКИ
Думаю, мама ревновала папу. Он был очень обаятельный, вокруг него всегда крутились женщины. В магазинах кассирши ему улыбались, а однажды в ресторане официантка написала папе любовную записку прямо при маме и при нас! В записке было что-то вроде «я вас люблю» и телефон. Папа все обратил в шутку, мы посмеялись. Симпатичная такая была официантка...
В дететве мне казалось, что он человек-фейерверк, со всеми в отличных отношениях, всех смешит. Сейчас понимаю, что если отец кого-то не пускал в свою жизнь или с кем-то ссорился, он не ругался, а ставил между собой и этим человеком невидимую стену. И пробиться через нее было уже невозможно. Некоторые люди до сих пор не понимают, почему он прекратил с ними общаться. Он не выяснял причин, если считал, что человек не прав или предал его. Просто плавно переставал общаться...
Сразу после его смерти я поступила во ВГИК на режиссерский. До этого училась в МГУ на факультете искусств. Проучилась год, а когда папа умер, началась ломка, хотелось чем-то заполнить жизнь, и я сломя голову кинулась во ВГИК. Так совпало (хотя многие не верят!), что в тот год курс набирал Леонид Масленников, режиссер «Шерлока Холмса» и «Зимней вишни». Я пошла к нему. И сейчас понимаю: это судьба.
Знаете, у меня очень много к папе вопросов накопилось — профессиональных и так, про жизнь. Я очень жалею, что не интересовалась этим раньше, когда папа был жив. Мне сейчас так хочется поговорить с ним, но это невозможно...
***
Записала С. Иванова
Источник: Вечерний Ростов
Дата: 15.07.2008
Дата публикации: 17.07.2008