ИДЕАЛ ТЕАТРАЛЬНОЙ АКТРИСЫ
В Москве вспоминают
Марию Николаевну Ермолову. Русская актриса родилась 155 лет назад.
Станиславский считал ее «идеалом театральной актрисы», называл Ермолову «целой эпохой русского театра» и «символом женственности и простоты для его поколения». А ее роли, сыгранные на сцене Малого театра — Жанна Д\\\\\\\'Арк, Эмилия Галотти, Мария Стюарт и десятки других — вошли в золотой фонд отечественной культуры. Уже по традиции в московском доме, где Ермолова жила почти сорок лет, соберутся актеры и режиссеры, будет звучать музыка ее любимых композиторов.
О том, как в музее Ермоловой отметят юбилей актрисы, в интервью радио «Культура» рассказала его директор Раиса Островская:
«Обычно собираются актеры. Во главе нашего праздника — одна из старейших актрис Малого театра Татьяна Петровна Панкова. Мы ожидаем также Александра Клюквина, Глеба Подгородинского, нам помогут актрисы Мастерской Петра Фоменко: Мадлен Джабраилова (она будет читать письма Марии Николаевны и открывки из дневников) и Галина Тюнина. Придет художественный руководитель Молодежного театра Алексей Бородин со своими ребятами. Прозвучат музыкальные произведения, которые очень любила Мария Ермолова. Это немецкие романтики — Шуберт, Шуман, Лист, Григ, Шопен».
По словам Раисы Островской, дни рождения и дни памяти Марии Николаевны в музее отмечают по-семейному:
«Все то, что связано с музейной наукой и самим музеем, немного противоречит тому, что связано с живым театром. Все-таки дом-музей — это не просто музей какого-то человека «затворнической профессии» (я бы так ее назвала). Мария Николаевна Ермолова была великой актрисой. И это правильно, когда здесь собираются театральные люди и актеры, звучит музыка... Здесь я пытаюсь поддерживать живую атмосферу. Чтобы люди, которые пришли сюда, почувствовали, с одной стороны, то, что они в доме великой актрисы и увидели бы все, что связано с ней, с историей театра. А с другой стороны, хочется, чтобы люди, которые приходят и никогда, может быть, и не были в этом доме, почувствовали, что это — и музей, и живой дом. Если человек хоть как-то образован, если он побывал в Третьяковской галерее, в зале Серова, то он, конечно, знает знаменитый портрет Марии Николаевны (в черном платье с жемчугом на шее). Но, честно говоря, сегодня становится все сложнее и сложнее. Ведь даже те, кто имеет непосредственное отношение к театру, молодые актеры и актрисы, они, конечно, знают, кто такая Ермолова, но мало кто воспринимает ее по-человечески. Может быть, портрет Серова тому виной, несколько официозный, помпезный. Она и сама так воспринимала этот портрет. Тем не менее, когда люди приходят в этот дом, видят ее фотографии, в жизни, в ролях, видят ее вещи (а у нас открытое хранение почти во всех комнатах), то мне кажется, что рождается вот это ощущение жизни, не давно, не 155 лет тому назад, а только что ушедшего человека».
Радио «Культура», 15 июля 2008 года