13 ИЮЛЯ 1853 ГОДА — РОДИЛАСЬ МАРИЯ НИКОЛАЕВНА ЕРМОЛОВА, АКТРИСА, ПЕРВАЯ НАРОДНАЯ АРТИСТКА РЕСПУБЛИКИ
13 ИЮЛЯ 1853 ГОДА — РОДИЛАСЬ МАРИЯ НИКОЛАЕВНА ЕРМОЛОВА, АКТРИСА, ПЕРВАЯ НАРОДНАЯ АРТИСТКА РЕСПУБЛИКИ
Мария Ермолова родилась 15 июля 1853 года в Москве в семье главного суфлера Малого театра. В 1863 году поступила в Московское Императорское театральное училище на балетное отделение, но способностей к балету она не обнаружила. Учась в балетной школе, она переписывала и разучивала роли из драматических произведений, водевилей и мелодрам. В 1866 году отец Ермоловой, знавший о страстном увлечении дочери драматической сценой, разрешил ей сыграть в своем бенефисе роль проказницы Фаншетты в водевиле «Жених нарасхват» Дмитрия Ленского, но эта роль известности начинающей актрисе не принесла. Настоящий дебют Ермоловой на сцене Малого театра состоялся 30 января 1870 года.
Ведущая актриса театра Надежда Медведева, решившая поставить в свой бенефис «Эмилию Галотти» Готфрида Лессинга, предложила Ермоловой главную роль (вместо заболевшей актрисы Гликерии Федотовой). «Едва появившись на сцене в роли Эмилии, Ермолова захватила зрительный зал искренностью чувствований, свежестью переживаний, простотой их передачи, небывалой силой трагического подъема», — писал исследователь ее творчества Сергей Дурылин. А когда спектакль закончился, зрительный зал, в котором все это время царила мертвая тишина, наградил дебютантку громом аплодисментов.
В мае 1871 года, по окончании театрального училища, Ермолова была зачислена в труппу Малого театра. Два сезона она играла в водевилях и мелодрамах — чуждом ей репертуаре. В 1873 году Ермоловой поручили сыграть роль Катерины в «Грозе» Николая Островского. После спектакля, по отзывам современников, ни у кого не оставалось сомнений, что в Малом театре появилась настоящая трагическая актриса. Для своего первого бенефиса в марте 1876 года Ермолова выбрала пьесу Карпьо Лопе де Вега «Овечий источник» — роль юной Лауренсии. Эта роль стала триумфом Ермоловой, открыв целое направление в репертуаре Малого театра — «эпоху романтики».
Роли Офелии («Гамлет» Уильяма Шекспира, 1878), Юдифи («Уриэль Акоста» Карла Гуцкова, 1879), Донны Соль («Эрнани» Виктора Гюго, 1889), Клерхен («Эгмонт» Иоганна Гете, 1888), Елизаветы («Дон Карлосе» Фридриха Шиллера, 1894), Эстрельи («Звезда Севильи» Карпьо Лопе де Вега, 1886), Дездемоны («Отелло» Уильяма Шекспира, 1888) утвердили замечательное трагическое дарование актрисы. Особенно ярко оно проявилось в роли Жанны Д\\\'Арк («Орлеанская дева» Шиллера). Ермолова много лет добивалась отмены цензурного запрета и разрешения поставить эту пьесу в свой бенефис. Впервые исполнив эту роль в 1884 году, Ермолова играла ее на протяжении 18 лет. К лучшим ролям Ермоловой относятся также Мария Стюарт («Мария Стюарт» Фридриха Шиллера), Федра (одноименный спектакль Жана Расина, Гермиона («Зимняя сказка», 1887), леди Макбет («Макбет», 1896) Уильяма Шекспира.
Мария Ермолова сыграла восемнадцать ролей в пьесах Николая Островского, создав ряд выдающихся образов: Весна в «Снегурочке», Лариса в «Бесприданнице», Евлалия в «Невольницах», Кручинина в «Без вины виноватых», Негина в «Талантах и поклонниках». В 1920 году был торжественно отпразднован 50-летний юбилей сценической деятельности Ермоловой. Ей первой было присвоено звание народной артистки Республики. Правительство передало ей дом на Тверском бульваре, в котором она прожила большую часть своей жизни. В январе 1921 года Мария Николаевна Ермолова заболела. По распоряжению Наркомздрава актрисе были предоставлены необходимые лекарства и продукты питания, ее лечили лучшие профессора. Ермолова поправилась и в декабре 1921 года вышла на сцену в «Холопах» Петра Гнедича. Это был ее последний спектакль. Актриса все реже появлялась на сцене. С каждым годом здоровье актрисы ухудшалось. 12 марта 1928 года Мария Николаевна Ермолова скончалась. В 1970 году в Москве открыт Дом-музей М.Н.Ермоловой.
РИА Новости, 13 июля 2008 года
Дата публикации: 15.07.2008