Новости

ПО ТОНКОМУ ЛЕЗВИЮ СЛАВЫ

ПО ТОНКОМУ ЛЕЗВИЮ СЛАВЫ

В жизни он удивительно похож на своих героев — такой же искренний, честный, совестливый и прямой. Как и в его героях, в нем самом — высочайшая нравственность, обостренное чувство долга и ответственности за дело, которому служит. Его хорошо знают по фильмам «Первые радости» и «Необыкновенное лето», «По тонкому льду», «Удар, еще удар!» и «Сердце Бонивура». Народный артист СССР Виктор Коршунов — кавалер орденов Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством» IV степени — недавно был удостоен еще одного кавалерского звания. За выдающийся вклад в развитие театрального искусства и кинематографа Российской Федерации великий мастер награжден орденом Петра Великого. Высшая национальная награда была вручена актеру на проходящей в Москве Всероссийской ассамблее XXI века.

Виктор Коршунов родился в Москве, на Сухаревке, где и прошло его детство. Старшим в семье стал очень рано. Отец умер, когда парнишке было всего 12 лет. Пошел работать — надо было помогать матери растить младших братьев. В 1943 году четырнадцатилетним юношей он записывается в драматическую студию районного Дома пионеров. Со спектаклями и концертами ездит по больницам и госпиталям, выступает перед ранеными бойцами, помогает медсестрам ухаживать за больными.

Первые послевоенные годы — время светлых надежд и радостных ожиданий. В 1947 году Виктор становится студентом одного из лучших театральных вузов страны — школы-студии МХАТ. Годы студенчества — счастливейший период в его жизни. Актерскому ремеслу и жизни его учили удивительные педагоги, профессиональный уровень, доброта и порядочность которых до сих пор вызывают у него восхищение. В альма-матер Коршунов еще застал старшекурсников Алексея Баталова и Олега Ефремова, вместе с ним учились Олег Борисов и Екатерина Еланская — ныне его супруга, свидетелями первых его спектаклей были мэтры — Качалов, Тарханов, Грибов, Массальский и Топорков...

* * *
Людям старшего поколения актер Виктор Коршунов известен не понаслышке. Мы выросли на советских военных фильмах, воспитаны в духе патриотизма и гордости за Победу. Это объединяет нас с поколением, пережившим войну. А разве забудешь, как мальчишкой играл в партизан и разведчиков, как собирались в дворовые футбольные команды, как старались даже в мелочах походить на своих кумиров — чекиста Брагина из приключенческого фильма «По тонкому льду» и тренера Андрея Таманцева из кинокартины «Удар, еще удар!»?! Для Коршунова — это тоже самые дорогие и любимые роли.

Совсем молодым актером он дебютирует в дилогии «Первые радости» и «Необыкновенное лето»: роль Кирилла Извекова — сложная, социально значимая и масштабная. Герои Коршунова, полюбившиеся миллионам зрителей, становятся знаковыми в истории советского кинематографа. Незабываемые образы созданы актером в военной драме «Корпус генерала Шубникова» и биографической ленте «В мертвой петле». К его несомненным удачам можно отнести работы в картинах «Доктор Вера», «Золотые часы» и «Сердце России».

Актером Малого театра Виктор Коршунов стал в 1952 году. И здесь — всю жизнь. На сцене он создал неповторимые образы Петра I и Бориса Годунова (это была его первая большая роль — уже через год после прихода в театр), ее он сыграл более восьмисот раз! Однако Коршунов никогда не пренебрегал ролями эпизодическими, относился к ним предельно ответственно и серьезно.


За долгие годы Виктор Иванович сыграл более полусотни ролей — рабочих, колхозников, военных, чиновников, царей, князей и лордов. Среди наиболее известных его театральных работ — Иван Рыбаков в одноименной пьесе В. Гусева и Никита во «Власти тьмы» Л.Толстого, Базаров в «Отцах и детях» и Дервоед в «Рядовых» А.Дударева, Лопахин в «Вишневом саде» и Великатов в «Талантах и поклонниках», зрителю запомнились его король Густав Васа и Джон Рид... Актер, предельно занятый в театре и востребованный в кино, поставил несколько спектаклей как режиссер.

* * *
- Виктор Иванович, зритель знает вас и по театру, и по кино. А что ближе вашей актерской душе, что для вас важней — Его Величество Театр или Его Высочество Кино?

- Я люблю и то, и другое. Но отдаю предпочтение театру, потому что театр общается со зрителем вживую, воздействие идет непосредственное. В кино все-таки люди где-то там — «за экраном». Театр для России всегда был важным источником духовного преображения. Люди всегда любили театр, сопереживали, обсуждали, сплачивались вокруг него. Особенно это важно для молодежи, которая из-за стремительного темпа жизни не успевает ни почитать, ни поразмышлять.

- За свою актерскую жизнь вы создали множество ярких персонажей. А какая роль вспоминается с особенным теплом?

- Я люблю все роли. Ведь они, как дети, когда ты любишь и одного ребенка, и второго, и третьего. Первый рождался трудно, поскольку он был первый. С каждым связано что-то особенное, постижение каких-то неведомых человеческих глубин, и в каждой роли ты целиком отдаешь себя. Но это — счастливые моменты. Я часто напоминаю студентам, что наша профессия — одна из самых жестких и жестоких, она требует постоянной работы над собой. Ты все время держишь экзамен: когда поступаешь в институт, потом — во время работы, а дальше — чем ты становишься известнее, тем больше с тебя спрос.

* * *
Более полувека Виктор Коршунов работает в театре как актер, режиссер и более 20 лет — как директор. К амплуа «играющего директора» он был подготовлен основательно: работал парторгом и председателем профкома театра, членом правления Всероссийского театрального общества и заместителем председателя совета по работе с молодежью при президиуме ВТО. Репертуар, хозяйство, занятость труппы, зарплата актеров, передвижения по службе: вопросы те же — управленческие. Но всегда старался, чтобы актеры видели в нем прежде всего своего товарища, а не руководителя, чтобы не смотрели на него снизу вверх. «Не дай бог актеру почувствовать себя директором», — говорит Виктор Иванович.

В жизни Коршунова есть еще одно дело, к которому он относится в высшей степени серьезно и профессионально. Это — педагогика. Преподавателем театрального училища имени М. С. Щепкина он стал в 25 лет — через два года после поступления в труппу Малого, а в 44 года — он уже самый молодой профессор. Чтобы понять, что такое школа Коршунова, достаточно задать себе вопрос: «Почему выпускников курса Виктора Коршунова так охотно разбирают московские театры?» Вот имена некоторых его учеников: Станислав Любшин, Эдуард Марцевич, Светлана Немоляева, Валерий Баринов, Василий Бочкарев, Дмитрий Назаров, Александр Домогаров, Марат Башаров... Сколько всего их было, маэстро затрудняется сказать.

- Говорят, из двадцати талантливых выпускников только два-три становятся хорошими артистами... Вы воспитали несколько поколений актеров, которые стали настоящими мастерами. В чем секрет?


- Я искренне радуюсь, когда мои ученики становятся хорошими актерами. И могу только гордиться ими. Они работают в разных театрах, продолжая наши лучшие традиции, их любит зритель. Но для этого нужно уметь отказаться от многих соблазнов — легкий успех, деньги, слава... Я стараюсь дать ребятам верное направление и в творчестве, и в жизни. А эти понятия я считаю неразделимыми.

* * *
- Недавно вы были удостоены ордена Петра Великого, который отражает общественное признание, высшую оценку гражданского общества. Что значит для вас эта награда?

- Я думаю, что это не только за исполнение роли Петра I, но и за другие дела. Награда необычная. Орден носит имя человека, который недаром получил звание Великий. Петр Алексеевич всем сердцем болел за Отечество. Как-то в дни празднования 300-летия нашей дружбы с Голландией мы гостили в этой стране со спектаклем «Царь Петр и Алексей». Нам устроили настоящий праздник. Я был поражен тем, каким уважением и любовью пользуется наш русский народ. И в этом, на мой взгляд, заслуга Петра Великого. Это говорит о его огромном вкладе в развитие взаимоотношений России с другими странами. И нам не следует забывать добрые российские традиции. Возрождение балов-ассамблей — это очень хорошая идея. Ведь ассамблеи были введены Великим Петром не случайно. Он очень остро чувствовал, что может объединять людей. Люди скучают без хороших праздников. А здесь можно встретиться с друзьями, коллегами, узнать о достижениях других. Мы не всегда успеваем сказать людям спасибо, отметить наиболее достойных, воздать им должное.

* * *
Яркий артистический талант, строжайшая самодисциплина и целеустремленность позволили Коршунову добиться невероятных творческих успехов. «Виктор» — значит «победитель». Удивительная скромность и легко располагающая к откровению мягкая добрая улыбка как-то не соотносятся с имиджем человека-легенды. Но, кажется, именно таким и должен быть актер, достойно прошедший через многие жизненные испытания, сквозь огонь и воду. А главное — медные трубы.

Автор: Евгений МОХНАЧЕВ
Источник: Московская правда
Дата: 20.06.2008



Дата публикации: 20.06.2008
ПО ТОНКОМУ ЛЕЗВИЮ СЛАВЫ

В жизни он удивительно похож на своих героев — такой же искренний, честный, совестливый и прямой. Как и в его героях, в нем самом — высочайшая нравственность, обостренное чувство долга и ответственности за дело, которому служит. Его хорошо знают по фильмам «Первые радости» и «Необыкновенное лето», «По тонкому льду», «Удар, еще удар!» и «Сердце Бонивура». Народный артист СССР Виктор Коршунов — кавалер орденов Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством» IV степени — недавно был удостоен еще одного кавалерского звания. За выдающийся вклад в развитие театрального искусства и кинематографа Российской Федерации великий мастер награжден орденом Петра Великого. Высшая национальная награда была вручена актеру на проходящей в Москве Всероссийской ассамблее XXI века.

Виктор Коршунов родился в Москве, на Сухаревке, где и прошло его детство. Старшим в семье стал очень рано. Отец умер, когда парнишке было всего 12 лет. Пошел работать — надо было помогать матери растить младших братьев. В 1943 году четырнадцатилетним юношей он записывается в драматическую студию районного Дома пионеров. Со спектаклями и концертами ездит по больницам и госпиталям, выступает перед ранеными бойцами, помогает медсестрам ухаживать за больными.

Первые послевоенные годы — время светлых надежд и радостных ожиданий. В 1947 году Виктор становится студентом одного из лучших театральных вузов страны — школы-студии МХАТ. Годы студенчества — счастливейший период в его жизни. Актерскому ремеслу и жизни его учили удивительные педагоги, профессиональный уровень, доброта и порядочность которых до сих пор вызывают у него восхищение. В альма-матер Коршунов еще застал старшекурсников Алексея Баталова и Олега Ефремова, вместе с ним учились Олег Борисов и Екатерина Еланская — ныне его супруга, свидетелями первых его спектаклей были мэтры — Качалов, Тарханов, Грибов, Массальский и Топорков...

* * *
Людям старшего поколения актер Виктор Коршунов известен не понаслышке. Мы выросли на советских военных фильмах, воспитаны в духе патриотизма и гордости за Победу. Это объединяет нас с поколением, пережившим войну. А разве забудешь, как мальчишкой играл в партизан и разведчиков, как собирались в дворовые футбольные команды, как старались даже в мелочах походить на своих кумиров — чекиста Брагина из приключенческого фильма «По тонкому льду» и тренера Андрея Таманцева из кинокартины «Удар, еще удар!»?! Для Коршунова — это тоже самые дорогие и любимые роли.

Совсем молодым актером он дебютирует в дилогии «Первые радости» и «Необыкновенное лето»: роль Кирилла Извекова — сложная, социально значимая и масштабная. Герои Коршунова, полюбившиеся миллионам зрителей, становятся знаковыми в истории советского кинематографа. Незабываемые образы созданы актером в военной драме «Корпус генерала Шубникова» и биографической ленте «В мертвой петле». К его несомненным удачам можно отнести работы в картинах «Доктор Вера», «Золотые часы» и «Сердце России».

Актером Малого театра Виктор Коршунов стал в 1952 году. И здесь — всю жизнь. На сцене он создал неповторимые образы Петра I и Бориса Годунова (это была его первая большая роль — уже через год после прихода в театр), ее он сыграл более восьмисот раз! Однако Коршунов никогда не пренебрегал ролями эпизодическими, относился к ним предельно ответственно и серьезно.


За долгие годы Виктор Иванович сыграл более полусотни ролей — рабочих, колхозников, военных, чиновников, царей, князей и лордов. Среди наиболее известных его театральных работ — Иван Рыбаков в одноименной пьесе В. Гусева и Никита во «Власти тьмы» Л.Толстого, Базаров в «Отцах и детях» и Дервоед в «Рядовых» А.Дударева, Лопахин в «Вишневом саде» и Великатов в «Талантах и поклонниках», зрителю запомнились его король Густав Васа и Джон Рид... Актер, предельно занятый в театре и востребованный в кино, поставил несколько спектаклей как режиссер.

* * *
- Виктор Иванович, зритель знает вас и по театру, и по кино. А что ближе вашей актерской душе, что для вас важней — Его Величество Театр или Его Высочество Кино?

- Я люблю и то, и другое. Но отдаю предпочтение театру, потому что театр общается со зрителем вживую, воздействие идет непосредственное. В кино все-таки люди где-то там — «за экраном». Театр для России всегда был важным источником духовного преображения. Люди всегда любили театр, сопереживали, обсуждали, сплачивались вокруг него. Особенно это важно для молодежи, которая из-за стремительного темпа жизни не успевает ни почитать, ни поразмышлять.

- За свою актерскую жизнь вы создали множество ярких персонажей. А какая роль вспоминается с особенным теплом?

- Я люблю все роли. Ведь они, как дети, когда ты любишь и одного ребенка, и второго, и третьего. Первый рождался трудно, поскольку он был первый. С каждым связано что-то особенное, постижение каких-то неведомых человеческих глубин, и в каждой роли ты целиком отдаешь себя. Но это — счастливые моменты. Я часто напоминаю студентам, что наша профессия — одна из самых жестких и жестоких, она требует постоянной работы над собой. Ты все время держишь экзамен: когда поступаешь в институт, потом — во время работы, а дальше — чем ты становишься известнее, тем больше с тебя спрос.

* * *
Более полувека Виктор Коршунов работает в театре как актер, режиссер и более 20 лет — как директор. К амплуа «играющего директора» он был подготовлен основательно: работал парторгом и председателем профкома театра, членом правления Всероссийского театрального общества и заместителем председателя совета по работе с молодежью при президиуме ВТО. Репертуар, хозяйство, занятость труппы, зарплата актеров, передвижения по службе: вопросы те же — управленческие. Но всегда старался, чтобы актеры видели в нем прежде всего своего товарища, а не руководителя, чтобы не смотрели на него снизу вверх. «Не дай бог актеру почувствовать себя директором», — говорит Виктор Иванович.

В жизни Коршунова есть еще одно дело, к которому он относится в высшей степени серьезно и профессионально. Это — педагогика. Преподавателем театрального училища имени М. С. Щепкина он стал в 25 лет — через два года после поступления в труппу Малого, а в 44 года — он уже самый молодой профессор. Чтобы понять, что такое школа Коршунова, достаточно задать себе вопрос: «Почему выпускников курса Виктора Коршунова так охотно разбирают московские театры?» Вот имена некоторых его учеников: Станислав Любшин, Эдуард Марцевич, Светлана Немоляева, Валерий Баринов, Василий Бочкарев, Дмитрий Назаров, Александр Домогаров, Марат Башаров... Сколько всего их было, маэстро затрудняется сказать.

- Говорят, из двадцати талантливых выпускников только два-три становятся хорошими артистами... Вы воспитали несколько поколений актеров, которые стали настоящими мастерами. В чем секрет?


- Я искренне радуюсь, когда мои ученики становятся хорошими актерами. И могу только гордиться ими. Они работают в разных театрах, продолжая наши лучшие традиции, их любит зритель. Но для этого нужно уметь отказаться от многих соблазнов — легкий успех, деньги, слава... Я стараюсь дать ребятам верное направление и в творчестве, и в жизни. А эти понятия я считаю неразделимыми.

* * *
- Недавно вы были удостоены ордена Петра Великого, который отражает общественное признание, высшую оценку гражданского общества. Что значит для вас эта награда?

- Я думаю, что это не только за исполнение роли Петра I, но и за другие дела. Награда необычная. Орден носит имя человека, который недаром получил звание Великий. Петр Алексеевич всем сердцем болел за Отечество. Как-то в дни празднования 300-летия нашей дружбы с Голландией мы гостили в этой стране со спектаклем «Царь Петр и Алексей». Нам устроили настоящий праздник. Я был поражен тем, каким уважением и любовью пользуется наш русский народ. И в этом, на мой взгляд, заслуга Петра Великого. Это говорит о его огромном вкладе в развитие взаимоотношений России с другими странами. И нам не следует забывать добрые российские традиции. Возрождение балов-ассамблей — это очень хорошая идея. Ведь ассамблеи были введены Великим Петром не случайно. Он очень остро чувствовал, что может объединять людей. Люди скучают без хороших праздников. А здесь можно встретиться с друзьями, коллегами, узнать о достижениях других. Мы не всегда успеваем сказать людям спасибо, отметить наиболее достойных, воздать им должное.

* * *
Яркий артистический талант, строжайшая самодисциплина и целеустремленность позволили Коршунову добиться невероятных творческих успехов. «Виктор» — значит «победитель». Удивительная скромность и легко располагающая к откровению мягкая добрая улыбка как-то не соотносятся с имиджем человека-легенды. Но, кажется, именно таким и должен быть актер, достойно прошедший через многие жизненные испытания, сквозь огонь и воду. А главное — медные трубы.

Автор: Евгений МОХНАЧЕВ
Источник: Московская правда
Дата: 20.06.2008



Дата публикации: 20.06.2008