ТЕАТР УЕХАЛ. ДА ЗДРАВСТВУЕТ ТЕАТР
ТЕАТР УЕХАЛ. ДА ЗДРАВСТВУЕТ ТЕАТР
Послесловие к гастролям
На сцене музыкального театра прошли гастроли Малого театра в Астрахани. Были показаны четыре спектакля, в том числе три - по пьесам национальных драматургов. Первые составы и полные декорации сделали так, что в театр в эти восемь дней пришли даже те, кто уже давно в него не ходит.
Начинали со спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» по Островскому. «Волга» уже писала о нем. Парад театральных звезд и масштаб декораций первого спектакля так потряс публику, что подумалось: а вдруг все дальнейшее будет мельче? Но следующий спектакль нисколько не разочаровал астраханцев. «Тайны мадридского двора» Скриба и Легуве - классический образец «дворцовой» драматургии. Среди блеска высоченных зеркал в сводчатых проемах огромного средневекового зала, под блеск многочисленных светильников три часа публика сопереживала сестре французского короля, неутомимо выискивающей способы освободить своего брата, плененного коварным испанским королем. Правда, испанский король Карл V в исполнении народного артиста России Вячеслава Езепова чаще бывал смешон, чем грозен, а его невеста Изабелла Португальская (народная артистка России Ольга Пашкова) - так и вовсе показалась дурочкой. Грозный своей безграничной подлостью министр Гватинара получился у Александра Вершинина чуть ли не дворцовым шутом. Как же так? «Тайны мадридского двора» - это глубокая, многослойная пьеса. И хоть написана в начале девятнадцатого века, ставится она много и часто, любима театрами и киноиндустрией разных стран. Пьеса, которая может быть при желании прочтена как гимн женской верности и преданности, «несмотря ни на что», оказалась сыгранной Малым театром в постановке народного артиста России Владимира Бейлиса как веселая история. Любовник забывает шляпу, а испанский король облачается в желтые колготки, чтобы в любовном пылу сучить толстыми ножками. Тут недолго и в балаган скатиться.
Но Малый театр - все что угодно, но только не отсутствие вкуса. Однако как не просто его выдержать в такой ситуации. Чтобы сохранить стать, была брошена вся мощь прославленного театра: роскошные костюмы, солидные декорации (художник - народный артист России Э. Стенберг). И высочайший профессионализм актеров. За те десять лет, что театр играет этот спектакль, легкость диалогов и слаженность ансамбля отточены до эталона. Плюс образ Маргариты, созданный заслуженной артисткой России Еленой Харитоновой, - единственный персонаж, которому дозволили обойтись без шутовства. Астраханская публика оценила такие усилия: зрители живо откликались на комические моменты, радовались ярким краскам и узнаваемым лицам на сцене. А что касается угла зрения, под которым посмотрел Малый театр на знаменитую пьесу, так тут все ясно.
Перед началом гастролей в Астрахани театр провел пресс-конференцию для местных средств массовой информации, на которой был задан вопрос по поводу поиска новых путей прочтения классики. «Ищем», - ответил народный артист России Александр Потапов. Выходит, что дело просто в новом подходе. Берем глубокую пьесу, отчеркиваем в ней все мало-мальски комичное и ставим перед ведущими актерами задачу сыграть на этом сюжет, да так сыграть, чтобы сохранить достоинство. Ну что ж, актеры справились, а Малый театр в который раз продемонстрировал мощь школы русского актерского мастерства, которой по плечу любые задачи.
Иным на фоне двух первых масштабных постановок выглядел спектакль «Свадьба, свадьба!» по двум чеховским пьесам. И «Предложение», и «Медведь» - вещи камерные, почти анекдот. Малый театр так и показал их, как картинки из жизни, вроде семейного альбома (постановка заслуженного деятеля искусств России Виталия Иванова). В начале каждой пьесы в овале, очерченном на прозрачном занавесе, являются герои. Потом занавес поднимают, персонажи оживают, а когда все сыграно, снова застывают в финальной сцене. Герои «Предложения» - мелкий помещик Чубуков (народный артист России Александр Потапов), его дочь (Ольга Жевакина) и приехавший свататься сосед Ломов (Глеб Подгородинский) почти сразу начинают ссориться и продолжают ссориться на протяжении всего действия. Однако ни их сварливость, ни в их лице общая тупость провинциальных помещиков, возведенная Чеховым в полный абсурд, в постановке Малого театра не давят на зрителя обреченностью и безысходностью. Минорные тона в декорациях, уютно дымящаяся печка на переднем плаце (художник А. Глазунов), уважительное обращение друг к другу даже в пылу ссоры убаюкивают зрителя. А тут и сам Чехов с прямой подсказкой: да это и есть нормальная семейная жизнь.
В «Медведе» герои тоже остро выясняют отношения. Но и там в конце тоже свадьба. Трио актеров - Елена Харитонова, Виктор Низовой и А. Вахтеров тонко, по-чеховски без морализаторства, вырисовали портреты, которые и сегодня остаются легкоузнаваемыми.
Завершались гастроли грибоедовским «Горем от ума». Сам Юрий Соломин назвал спектакль визитной карточкой Малого театра. Так оно и есть. Малому театру 252 года, и 250 лет в театре ставят «Горе от ума». Понятно, что на постановку одной из главных национальных пьес в главном национальном театре были брошены самые серьезные силы. Например, такой известный режиссер, как С. Женовач. Кстати, это первая его работа, попавшая в Астрахань. Именно на «Горе от ума» многим астраханцам довелось познакомиться с его манерой постановки. О Женоваче говорят, что он не подминает пьесу под себя, а вчитывается в нее и вслушивается в автора. Но, скажите, как иначе смог бы он в таком перегруженном монологами материале разглядеть тему, которая так понятна и близка во все времена. Главной сюжетной линией спектакля Женовач сделал отношения Чацкого, вернувшегося в Москву из трехлетней поездки по за границам, и Софьи Фамусовой, дочери сенатора. Чацкий влюбляется в Софью, а та мечтает выйти замуж за секретаря отца - Молчалина. Чацкий преследует соперника насмешками, а заодно и всех остальных, кого встречает в доме Фамусовых. За это Софья называет его сумасшедшим, а общество дружно изгоняет. Все это, безусловно, у Грибоедова есть, но именно Женовачу пришла в голову идея поместить любовный треугольник в центр событий, а вереницу московских типажей пустить фоном. То, что из этого получилось, смотрится легко, монологи не давят своими длиннотами. Но самое главное, что из текста ничего не ушло.
И главной помощью Женовачу стала команда с хорошей русской театральной школой. В спектакле занято много исполнителей старшего поколения. И то, что спектакль привезли в Астрахань в том же возрастном составе, в каком он и был поставлен, говорит о том, что эта работа может существовать только при всех ее составляющих. Несомненно, самая сильная актерская работа в «Горе от ума» Малого театра - это роль Фамусова в исполнении народного артиста СССР Юрия Соломина. Он настолько великолепно владеет текстом, что уверенно балансирует между новизной и хрестоматийностью афоризмов. Визуальным отражением такого баланса стали декорации к спектаклю, состоящие из откровенно авангардных щитов ярких красок и русской, такой домашней печи на переднем плане (художник А. Боровский). В целом спектакль смотрится живо, легко и, несмотря на костюмы эпохи Грибоедова, очень современно.
Малый театр уехал. На закрытии гастролей губернатор Астраханской области указал на необходимость подъема культуры в Астрахани на уровень, которого этот город достоин. Что ж, каков он этот уровень, нам показали. Осталось немного - подождать подъема.
Автор: Н. КОСТРИЦЫНА
Источник: Волга
Дата: 06.06.2008
Дата публикации: 10.06.2008