Новости

КОРОЛЬ ЭПИЗОДА

КОРОЛЬ ЭПИЗОДА

Владимир НОСИК: «Уже можно играть короля Лира»

На его счету столько ролей, но практически все - эпизодические. Он мастер малых форм, по амплуа - «простак». Но в жизни Владимир Носик - человек трагический. И скромный. Во всяком случае, встретиться с обозревателем «МК» накануне своего 60-летнего юбилея согласился не сразу.

- Владимир Бенедиктович, у вас больше 120 ролей в кино. Была ли среди них хоть одна главная?

- Да, были две или три картины. В одной из них я исполнял даже две главные роли - это «Звездная командировка» студии Довженко. Про остальные, честно говоря, даже не помню. А свою карьеру в кино я начинал с ролей преступников. Сначала это был фильм «Обвиняются в убийстве», потом - «Опасные друзья»... Но в основном, конечно, были положительные персонажи. При советской власти рабочих играл, крестьян, воевал. Сейчас немножечко другое.

- Но вы же соглашаетесь на все эти эпизоды - значит, обиды на режиссера у вас нет?

- А какая обида? Это профессия такая. Конечно, в свое время мне было бы интересно сыграть Гамлета. Но сейчас у меня такой возраст, что можно уже и короля Лира.

- Но почему-то Лира играет Козаков, а не вы.

- Так только можно порадоваться за него! Козаков блистательный актер, его уважают.

- Вот этим ответом вы опять доказываете, что очень хороший человек, не завистливый. Может, поэтому и не играете главных ролей?

- Так ведь сказано: «Жить надо по заветам». А в Завете прописано: что посеешь, то и пожнешь. Я убедился этому на своем опыте. Ведь если относишься хорошо к людям и стараешься им помочь, то это к тебе возвращается. Но и мелкие проступки против других тоже к тебе возвращаются. Мы же не святые.

- Значит, вас можно назвать актером эпизодов?

- А почему бы и нет? Иногда бывает, что маленькая роль гораздо интереснее выписана, чем главная. Но это в кино, а в театре все роли интересные.

- Если говорить о массовом зрителе, то вас прежде всего помнят по фильму «Самая обаятельная и привлекательная», где вы в теннис с Ириной Муравьевой сыграли...

- Это надо режиссеру Геральду Бежанову сказать спасибо, что он меня пригласил.

- Там Муравьева влюбляется в героя Абдулова и не понимает, бедная, что самый достойный и благородный - это вы.

- Ну уж не знаю, насколько я достойный. Снималось все легко, интересно, потому что с хорошими актерами всегда приятно работать. Но ведь ничего особенно я там не сделал.

- Вы в теннис там хорошо играете.

- У меня целая история с этим теннисом вышла. На тренировке я палец на ноге сломал. Многие были удивлены этим обстоятельством. Понятное дело, я не ногой играл, но ухитрился все-таки сломать палец именно на ноге. Так что данная роль памятна вот этим казусом. Я потом с гипсом поехал играть эпизоды в других фильмах: «Опасно для жизни», «Мой папа - капитан».

- И как вы себя ощущали в этом звездном составе? Муравьева, Абдулов...

- Но мы же ровесники. Я не знаю, как относились ко мне, но я очень уважал всех как людей талантливых, профессиональных. В картине с Абдуловым, Куравлевым лишь чуть-чуть сталкивался, в основном только с Ириной Муравьевой. И всегда получал удовольствие.

- У вас с Муравьевой все с тенниса в кино началось, а закончилось Малым театром в реальной жизни.

- Да. Вот в последнем спектакле «Власть тьмы» она меня травит тихонечко. Я очень доволен, что попал в Малый театр, что меня взяли, что я здесь прижился и у меня есть хорошая работа. Удивительно, как в непонятные 90-е Юрий Соломин и Виктор Коршунов провели этот театр безболезненно.

- А второй ваш самый узнаваемый фильм - «О бедном гусаре замолвите слово».

- Да, там у меня усы хорошие были. Сшили такие длинные усы-чехольчики. Это я предложил Эльдару Александровичу их сделать. Он согласился. Но самое удивительное, что эта картина, снятая уже почти 30 лет назад, с каждым годом становится все моложе и интереснее. Я очень рад, что мне с Рязановым удалось поработать.

- Он же тяжелый бывает на съемках, кричит.

- Вы знаете, я учился у такого тяжелого человека, как Борис Андреевич Бабочкин. Пройдя его школу, мне уже ничего не страшно. Конечно, у режиссера могут быть срывы, да я и сам на себя могу злиться. Режиссер кричит обычно на того, кто не хочет сыграть как надо. И это правильно.

- А с товарищем Садальским как вам игралось?

- Да мы со Стасиком знакомы с 1969 года, когда он еще в ГИТИСе учился. Нашей первой работой была новелла «Город первой любви. 1942 год» - про Сталинград. Мы снимали это в Ялте на вертолетной площадке. Нет, мы хорошо вместе с работали. Вот с Леоновым у Стасика был конфликт небольшой. Но я видел, как он это переживал. И вся его так называемая наглость - это всего лишь защита от окружающих.

- Ну а Леонов, Гундарева какие партнеры?

- С Наташей я снимался чуть-чуть, а с Евгением Павловичем мы познакомились на картине «И это все о нем». Я там играл участкового. Леонов - удивительный человек. Мы снимались вместе и в последнем его фильме «Американский дедушка».

***
- Вы пошли в актерство по примеру вашего старшего брата Валерия Носика?

- Валера начал заниматься самодеятельностью у Сергея Львовича Штейна с четвертого класса. А я - аж с детского сада, играл волка в «Теремке». Но в отличие от Валерия постоянного увлечения театром у меня не было. Я лишь после армии всерьез решил стать артистом, чем очень озадачил брата. Он был очень популярен. Да и сейчас его помнит старшее поколение. А соревнования между нами не было.

- Но с Валерием вы внешне не очень похожи.

- Да, все думали, что родители у нас разные. Но Валера шутил, что он довоенного поколения и недопил рыбьего жира, а я - послевоенного, то есть он был маленького роста, а я акселерат. Он умер в 54 года... Это произошло так неожиданно, в 95-м. У него было высокое давление, но в принципе он не болел. Мы были дружны, конечно. Правда, в последние годы не так часто встречались. Но по возможности Новый год и другие праздники встречали вместе. Он больше 20 лет прослужил в Малом театре, и мы очень хотели играть вместе. Но получилось так, что меня взяли в Малый сразу после его смерти. А в кино вместе мы играли. Был такой фильм «По улице комод водили», и мы там совершенно неожиданно встретились.

- Вы артистом не сразу стали, сначала на заводе работали?

- Да, после 8-го класса пошел в техникум, но не поступил и поэтому пошел в ПТУ на токаря. Но я еще учился и в школе рабочей молодежи. А уж после поступил в театральное училище.

- Но руки-то у вас растут откуда надо. Дома, наверное, сами себе примус починяете?

- Конечно. Мне это даже удовольствие доставляет. И Родине я послужил в Таманской дивизии, в 406-м полку, в Алабине. Один год. У нас там была ансамблевая рота, но стреляли-то мы сами, на полном серьезе. Армейская должность у меня была, как говорится, французская - помгран. Помощник гранатометчика. Но из гранатомета я не стрелял, а только бегал, снаряды подносил.

***
- Владимир Бенедиктович, я знаю, у вас две дочери-двойняшки.

- Да, Даша и Катя. Недавно они закончили театральные институты. Одна ГИТИС, а другая Щепкинское училище. Я их не отговаривал, они знали, на что идут. Я им все рассказал про эту профессию. Не знаю, как у них дальше все будет складываться. Они все сами решат. Но обе уже снялись в сериале «Дочки-матери».

- С вами советуются по профессии?

- Конечно, я высказываю им свое мнение, но они воспринимают меня больше как отца, нежели актера.

- То есть вы для них в этом плане не авторитет?

- Я для них папа, и, думаю, это более высокое звание.

- Но хотя бы супруга у вас не артистка.

- Да, она искусствовед, в музее Пушкина работает. Мы вместе уже 32 года.

- Простите, Владимир Бенедиктович, но у вас был сын Тимофей. Он погиб в Кармадоне вместе со всей съемочной группой Сергея Бодрова...

- Да, случилось такое несчастье. Но что делать? Наверное, это на роду написано. Ему было 23 года. Вы извините, больше говорить не могу...

***
- Еще не чувствуете себя стариком?

- Недавно я снимался в картине «Путешествие» и играл там небольшую роль директора школы. Нужно было сыграть три времени - 77-й год, 93-й и 2007-й. И вот, когда второй режиссер смотрела материал, не зная, что я там снимаюсь, увидела меня в 77-м году и закричала: «Ой, как этот артист на молодого Носика похож!»

- Ну если вам седые волосы закрасить, то и получится молодой Носик. Вот вы так хорошо о своих коллегах рассказываете...

- Потому что я их люблю. Но коллеги-то разные бывают. Иногда может кто-то себя так выставить типа «я-я». На это есть пословица хорошая.

- Ну, а про вас-то коллеги в юбилей что скажут?

- Может, скажут, что я безвольный, слабохарактерный. А может, что хороший. Кто его знает?..

Автор: Александр МЕЛЬМАН.
Источник: Московский комсомолец
Дата: 03.04.2008


Дата публикации: 03.04.2008
КОРОЛЬ ЭПИЗОДА

Владимир НОСИК: «Уже можно играть короля Лира»

На его счету столько ролей, но практически все - эпизодические. Он мастер малых форм, по амплуа - «простак». Но в жизни Владимир Носик - человек трагический. И скромный. Во всяком случае, встретиться с обозревателем «МК» накануне своего 60-летнего юбилея согласился не сразу.

- Владимир Бенедиктович, у вас больше 120 ролей в кино. Была ли среди них хоть одна главная?

- Да, были две или три картины. В одной из них я исполнял даже две главные роли - это «Звездная командировка» студии Довженко. Про остальные, честно говоря, даже не помню. А свою карьеру в кино я начинал с ролей преступников. Сначала это был фильм «Обвиняются в убийстве», потом - «Опасные друзья»... Но в основном, конечно, были положительные персонажи. При советской власти рабочих играл, крестьян, воевал. Сейчас немножечко другое.

- Но вы же соглашаетесь на все эти эпизоды - значит, обиды на режиссера у вас нет?

- А какая обида? Это профессия такая. Конечно, в свое время мне было бы интересно сыграть Гамлета. Но сейчас у меня такой возраст, что можно уже и короля Лира.

- Но почему-то Лира играет Козаков, а не вы.

- Так только можно порадоваться за него! Козаков блистательный актер, его уважают.

- Вот этим ответом вы опять доказываете, что очень хороший человек, не завистливый. Может, поэтому и не играете главных ролей?

- Так ведь сказано: «Жить надо по заветам». А в Завете прописано: что посеешь, то и пожнешь. Я убедился этому на своем опыте. Ведь если относишься хорошо к людям и стараешься им помочь, то это к тебе возвращается. Но и мелкие проступки против других тоже к тебе возвращаются. Мы же не святые.

- Значит, вас можно назвать актером эпизодов?

- А почему бы и нет? Иногда бывает, что маленькая роль гораздо интереснее выписана, чем главная. Но это в кино, а в театре все роли интересные.

- Если говорить о массовом зрителе, то вас прежде всего помнят по фильму «Самая обаятельная и привлекательная», где вы в теннис с Ириной Муравьевой сыграли...

- Это надо режиссеру Геральду Бежанову сказать спасибо, что он меня пригласил.

- Там Муравьева влюбляется в героя Абдулова и не понимает, бедная, что самый достойный и благородный - это вы.

- Ну уж не знаю, насколько я достойный. Снималось все легко, интересно, потому что с хорошими актерами всегда приятно работать. Но ведь ничего особенно я там не сделал.

- Вы в теннис там хорошо играете.

- У меня целая история с этим теннисом вышла. На тренировке я палец на ноге сломал. Многие были удивлены этим обстоятельством. Понятное дело, я не ногой играл, но ухитрился все-таки сломать палец именно на ноге. Так что данная роль памятна вот этим казусом. Я потом с гипсом поехал играть эпизоды в других фильмах: «Опасно для жизни», «Мой папа - капитан».

- И как вы себя ощущали в этом звездном составе? Муравьева, Абдулов...

- Но мы же ровесники. Я не знаю, как относились ко мне, но я очень уважал всех как людей талантливых, профессиональных. В картине с Абдуловым, Куравлевым лишь чуть-чуть сталкивался, в основном только с Ириной Муравьевой. И всегда получал удовольствие.

- У вас с Муравьевой все с тенниса в кино началось, а закончилось Малым театром в реальной жизни.

- Да. Вот в последнем спектакле «Власть тьмы» она меня травит тихонечко. Я очень доволен, что попал в Малый театр, что меня взяли, что я здесь прижился и у меня есть хорошая работа. Удивительно, как в непонятные 90-е Юрий Соломин и Виктор Коршунов провели этот театр безболезненно.

- А второй ваш самый узнаваемый фильм - «О бедном гусаре замолвите слово».

- Да, там у меня усы хорошие были. Сшили такие длинные усы-чехольчики. Это я предложил Эльдару Александровичу их сделать. Он согласился. Но самое удивительное, что эта картина, снятая уже почти 30 лет назад, с каждым годом становится все моложе и интереснее. Я очень рад, что мне с Рязановым удалось поработать.

- Он же тяжелый бывает на съемках, кричит.

- Вы знаете, я учился у такого тяжелого человека, как Борис Андреевич Бабочкин. Пройдя его школу, мне уже ничего не страшно. Конечно, у режиссера могут быть срывы, да я и сам на себя могу злиться. Режиссер кричит обычно на того, кто не хочет сыграть как надо. И это правильно.

- А с товарищем Садальским как вам игралось?

- Да мы со Стасиком знакомы с 1969 года, когда он еще в ГИТИСе учился. Нашей первой работой была новелла «Город первой любви. 1942 год» - про Сталинград. Мы снимали это в Ялте на вертолетной площадке. Нет, мы хорошо вместе с работали. Вот с Леоновым у Стасика был конфликт небольшой. Но я видел, как он это переживал. И вся его так называемая наглость - это всего лишь защита от окружающих.

- Ну а Леонов, Гундарева какие партнеры?

- С Наташей я снимался чуть-чуть, а с Евгением Павловичем мы познакомились на картине «И это все о нем». Я там играл участкового. Леонов - удивительный человек. Мы снимались вместе и в последнем его фильме «Американский дедушка».

***
- Вы пошли в актерство по примеру вашего старшего брата Валерия Носика?

- Валера начал заниматься самодеятельностью у Сергея Львовича Штейна с четвертого класса. А я - аж с детского сада, играл волка в «Теремке». Но в отличие от Валерия постоянного увлечения театром у меня не было. Я лишь после армии всерьез решил стать артистом, чем очень озадачил брата. Он был очень популярен. Да и сейчас его помнит старшее поколение. А соревнования между нами не было.

- Но с Валерием вы внешне не очень похожи.

- Да, все думали, что родители у нас разные. Но Валера шутил, что он довоенного поколения и недопил рыбьего жира, а я - послевоенного, то есть он был маленького роста, а я акселерат. Он умер в 54 года... Это произошло так неожиданно, в 95-м. У него было высокое давление, но в принципе он не болел. Мы были дружны, конечно. Правда, в последние годы не так часто встречались. Но по возможности Новый год и другие праздники встречали вместе. Он больше 20 лет прослужил в Малом театре, и мы очень хотели играть вместе. Но получилось так, что меня взяли в Малый сразу после его смерти. А в кино вместе мы играли. Был такой фильм «По улице комод водили», и мы там совершенно неожиданно встретились.

- Вы артистом не сразу стали, сначала на заводе работали?

- Да, после 8-го класса пошел в техникум, но не поступил и поэтому пошел в ПТУ на токаря. Но я еще учился и в школе рабочей молодежи. А уж после поступил в театральное училище.

- Но руки-то у вас растут откуда надо. Дома, наверное, сами себе примус починяете?

- Конечно. Мне это даже удовольствие доставляет. И Родине я послужил в Таманской дивизии, в 406-м полку, в Алабине. Один год. У нас там была ансамблевая рота, но стреляли-то мы сами, на полном серьезе. Армейская должность у меня была, как говорится, французская - помгран. Помощник гранатометчика. Но из гранатомета я не стрелял, а только бегал, снаряды подносил.

***
- Владимир Бенедиктович, я знаю, у вас две дочери-двойняшки.

- Да, Даша и Катя. Недавно они закончили театральные институты. Одна ГИТИС, а другая Щепкинское училище. Я их не отговаривал, они знали, на что идут. Я им все рассказал про эту профессию. Не знаю, как у них дальше все будет складываться. Они все сами решат. Но обе уже снялись в сериале «Дочки-матери».

- С вами советуются по профессии?

- Конечно, я высказываю им свое мнение, но они воспринимают меня больше как отца, нежели актера.

- То есть вы для них в этом плане не авторитет?

- Я для них папа, и, думаю, это более высокое звание.

- Но хотя бы супруга у вас не артистка.

- Да, она искусствовед, в музее Пушкина работает. Мы вместе уже 32 года.

- Простите, Владимир Бенедиктович, но у вас был сын Тимофей. Он погиб в Кармадоне вместе со всей съемочной группой Сергея Бодрова...

- Да, случилось такое несчастье. Но что делать? Наверное, это на роду написано. Ему было 23 года. Вы извините, больше говорить не могу...

***
- Еще не чувствуете себя стариком?

- Недавно я снимался в картине «Путешествие» и играл там небольшую роль директора школы. Нужно было сыграть три времени - 77-й год, 93-й и 2007-й. И вот, когда второй режиссер смотрела материал, не зная, что я там снимаюсь, увидела меня в 77-м году и закричала: «Ой, как этот артист на молодого Носика похож!»

- Ну если вам седые волосы закрасить, то и получится молодой Носик. Вот вы так хорошо о своих коллегах рассказываете...

- Потому что я их люблю. Но коллеги-то разные бывают. Иногда может кто-то себя так выставить типа «я-я». На это есть пословица хорошая.

- Ну, а про вас-то коллеги в юбилей что скажут?

- Может, скажут, что я безвольный, слабохарактерный. А может, что хороший. Кто его знает?..

Автор: Александр МЕЛЬМАН.
Источник: Московский комсомолец
Дата: 03.04.2008


Дата публикации: 03.04.2008