ВЬЕТСЯ ЛАСТОЧКА СИЗОКРЫЛАЯ
ВЬЕТСЯ ЛАСТОЧКА СИЗОКРЫЛАЯ
В Малом театре – «Власть тьмы»
Было время, когда писатели изображали крестьянскую жизнь как идиллическую: нарядные пейзане и пейзанки на фоне прекрасной природы. Конечно, господа сочинители знали, что «и крестьянки чувствовать умеют», однако чувства они выражали на редкость изящно.
Ниспровергатель всяческих основ Лев Николаевич Толстой в своей драме «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» решил изобразить мрачную сторону крестьянской жизни. Это было сделано с присущими графу блеском и талантом. Получилось повествование о страсти, грехе и покаянии. Два убийства и несколько разбитых сердец. А причина всех этих несчастий — молодой работник Никита, которого бес попутал согрешить со своей хозяйкой, замужней Анисьей.
Цензуру поначалу все эти ужасы шокировали, но против общественного мнения не попрешь, а оно было ко Льву Николаевичу благосклонно. Так что герои Толстого, хоть и с некоторым опозданием, но появились на театральных подмостках. Сегодня к ним обратился Малый театр — в третий раз за свою историю. Режиссер-постановщик нынешнего спектакля – Юрий Соломин.
Поставить «Власть тьмы» — как по натянутому канату пройти, чтобы не свалиться ни в благостную назидательность, ни в жестокий натурализм. Именно это удалось Соломину и Малому театру. Все мы знаем режиссеров, которые, доведись им ставить такую пьесу, не только изобразят на сцене грязь непролазную, но и, чего доброго, натуральным навозом ее украсят. Здесь же на неприглядности крестьянского быта внимание не заостряется, и вместе с тем он не выглядит приукрашенным. Ведь речь не о быте, он является лишь фоном для истории о душе человеческой. «Душа надобна!» — со слезами на глазах восклицает старый Аким (Алексей Кудинович), скорбя о своем непутевом сыне Никите. А душа-то жива, и в этом — светлое начало мрачной толстовской драмы. Душа, даже находясь во тьме греховной, все равно стремится к свету.
В ткань спектакля вошла надрывная песня о сизокрылой ласточке, вьющейся под окном. Помнили ли создатели постановки, что ласточка с древних времен является символом души? Так или иначе, каждый сидящий в зале почувствовал в этом незримом взмахе ласточкиного крыла стремление к свету, чистоте, неискоренимое в каждом грешнике.
В спектакле заняты разные поколения актеров Малого театра. Убедителен Алексей Кудинович, играющий Акима простодушным и в то же время прозорливым, инстинктивно отличающим правду от лжи. Заметна роль Петра, хворого мужа Анисьи, в исполнении Владимира Носика. Сцена же, где умирающий Петр просит прощения у Никиты, — одна из самых трогательных в спектакле. Эмоционален и достоверен Александр Потапов, играющий доброго Митрича. Крепко и добротно работает молодежь Малого театра – Алексей Фаддеев (Никита), Инна Иванова (Анисья), Екатерина Базарова (Акулина), Любовь Ещенко (Марина), Лидия Милюзина (Анютка).
Иногда кажется, что кому-то из молодых не хватает жизненного и актерского опыта для создания сложных и трагических образов, но все восполняется искренностью.
Безусловно, ставя дидактичную «Власть тьмы» в нынешней легкомысленно-циничной Москве, Юрий Соломин сильно рисковал. Ведь никто не любит, чтоб ему мораль читали, а тут сразу, прямо-таки начиная с названия — «Коготок увяз, всей птичке пропасть». Но риск был оправдан. «Власть тьмы» взывает к нашим душам, пробивая толщу пресыщенности и лени.
Автор: Татьяна СЕМАШКО.
Источник: Подмосковье-Неделя
Дата: 30.01.2008
Дата публикации: 30.01.2008