БЫСТРИЦКАЯ СЫГРАЛА БЛУДНУЮ МАТЬ
БЫСТРИЦКАЯ СЫГРАЛА БЛУДНУЮ МАТЬ
«Любовный круг» из любовных треугольников. Такую геометрическую фигуру построил в Малом театре Андрей Житинкин. С его легкой руки Малый продолжил тему «матерей, которые бросают своих детей», но только на западный манер и с помощью Сомерсета Моэма. А прима Малого, Элина Быстрицкая, впервые за десять лет вышла на сцену в главной роли.
Филиал Малого на Ордынке ломится. Но толпа, одетая по-зимнему, не из медийных лиц, а из людей, за свои кровные купивших билеты, весьма не дешевые. Толпу разбавляет парочка известных лиц — переводчик пьесы Виталий Вульф, актриса Оксана Мысина с супругом и большим букетом. Пока же занавес не открылся, четыре музыканта на авансцене (виолончель, три скрипки) наигрывают нечто воздушное.
Первый акт легок, как летнее утро. Особенно визуально — на экране по безмятежно голубому небу легкомысленно плывут облачка, а в кустарнике, густо вставшем по заднику белой декорации, чирикают птички.
Художник Шаров навел на сцене белую безмятежность. Режиссер Житинкин — легкую интрижку: после долгого отсутствия в дом возвращается блудная мать, из-за страсти бросившая мужа и 5-летнего сына. Туда же из Парижа приезжает отставленный муж, отчего возникает неловкая ситуация: в одном пространстве собирается старый любовный треугольник. А на подходе новый — молодой: хозяин дома, подросший мальчик, во втором акте будет разбираться с супругой, которая вознамерится повторить поступок своей свекрови.
Пьесу 30-х годов публика смотрит напряженно и радостно. Во-первых, лексика до боли родная — «коттедж», «загородный дом», «старинная мебель». Красивые дамские туалеты. Во-вторых, даже страсти, ломающие судьбы, делают зрелище элегантной комедией. Так написано и так поставлено. А особенно — сыграно, что почти на каждый приход и уход — аплодисменты, даже там, где они неуместны. Но такова школа Малого театра, где из пустяка умеют делать конфетку.
Как только на сцену на велике выезжает Василий Бочкарев (Клайв Чемпион-Ченей), действие приобретает энергию и объем. Он так умеет играть не играючи, что незнакомая жизнь прошлого века становится сегодняшней. Вслед за ним на сцену под ручку является пара Быстрицкая—Клюев, и ты понимаешь, что такое школа.
Весь первый акт Быстрицкая проводит на капризной ноте: «Хьюи, принесите мне…», «Клайв, подайте…», «Милочка, вам не идет…» Капризный писк — нечто новенькое в биографии актрисы, приучившей публику к сильным, властным нотам. Тем интереснее метаморфоза, происходящая с ее героиней во втором акте. Вдруг голос, качающийся на верхних нотах, обрывается, как в пропасть, и леди Кити становится самой собой — пожилая, все понимающая, в чем-то раскаивающаяся.
Но лорд Портес (Борис Клюев) — мощнейшая сила треугольника. Отменно носит костюм и так владеет интонацией, паузой, что, кажется, что бы ни сказал, все становится комедией, тонкой и изящной.
«Любовный круг» — явный бенефис троицы Бочкарев—Быстрицкая—Клюев. Дама треф с двумя королями преподносят блестящий урок — как можно легко шутить любовью, изменами и ни в чем не раскаиваться. На поклонах больше всего цветов получает именно она. Букет от Мысиной достается Бочкареву, у которого в этот день был день рождения.
Марина Райкина
«Московский комсомолец», 26 ноября 2007 года
Дата публикации: 26.11.2007