Новости

СЛУГА ДВУХ МУЗ

СЛУГА ДВУХ МУЗ

Сегодня в нашем городе уже мало кто знает, что выдающийся актер театра и кино, театральный режиссер, лауреат Государственных премий СССР, народный артист СССР Виктор Хохряков родился в Уфе.

Художественные фильмы, в которых он снимался, сегодня, увы, показывают по телевидению очень редко. В краеведческой литературе его имя в последнее время вовсе не упоминается, так как на уфимской сцене почти не выступал. В минувшую субботу по российскому телеканалу прошла кинокомедия «Ход конем» , в которой играют два уроженца Башкирии, бывшие актеры Малого театра Виктор Хохряков и Афанасий Кочетков, а также Анатолий Папанов, Татьяна Пельтцер, Михаил Пуговкин, Савелий Крамаров, Станислав Чекан, Юрий Белов. Между прочим, у Кочеткова в кино около 100 ролей, только в образе Максима Горького снимался в шести фильмах.
В том, что Хохрякова, именно как нашего земляка, знают немногие, «виноват» отчасти он сам. В силу огромной занятости слуга двух муз Виктор Иванович на своей исторической родине бывал редко. Во всяком случае, для этого не было серьезного повода. В моей памяти сохранился всего лишь один его приезд. 11-16 ноября 1971 года он выступал на концерте звезд советского театра и кино, который состоялся в Уфимском дворце спорта. Ему как уроженцу Уфы и великому актеру было предоставлено почетное право открыть эти незабываемые встречи со зрителями. Публика очень тепло приняла своего земляка. В зале было много любителей кино, хорошо знавших его по знаковым фильмам.
Блистательная артистическая и режиссерская карьера Хохрякова началась еще в 1922 году. С девятилетнего возраста он начал заниматься в детском любительском драматическом кружке при уфимской детской больнице, в которой его отец в то время работал счетоводом. В школьной самодеятельности Виктор играл Барона в спектакле «На дне» , Бальзаминова — в «Праздничном сне до обеда». В 15 лет возглавил школьный драматический кружок. Участвовал в постановках театрального коллектива «Синяя блуза» при Доме народного просвещения, в массовых сценах профессионального театра «Красный факел» , гастролировавшего в Уфе в 1929 году.
После школы Хохряков уехал учиться в Ленинградский техникум сценического искусства, а по окончании в 1933 году распределился в академический театр имени А.С. Пушкина. Но поработать в нем ему не пришлось. Поскольку педагог по техникуму Николай Петров получил назначение в только что образованный в Харькове русский драматический театр, Виктор Иванович отправился вслед с ним на Украину. За семь лет он сыграл более шестидесяти ролей, стал лауреатом Всесоюзного смотра творческой молодежи. В 1940 году Хохряков переезжает в Москву в Центральный театр транспорта, который чуть раньше возглавил все тот же Петров. С 1953 по 1984 годы Виктор Иванович — актер и режиссер в Малом театре. Он играл на сцене с такими выдающимися советскими актерами, как А. Яблочкина, Е. Турчанинова, В. Пашенная, В. Рыжов, М. Царев, Е. Шатров, Б. Бабочкин, Е. Гоголева, Э. Быстрицкая и другие.
В кино он начал сниматься в 1946 году. В течение 30 лет участвовал в создании 37 художественных фильмов. Удостоен Государственных премий СССР 1949 и 1951 годов за исполнение ролей секретаря обкома Проценко и Милягина в кинокартинах «Молодая гвардия» и «Великая сила». По Всесоюзному радио он читал стихи советских поэтов, снялся в таких культовых фильмах, как «Новый дом» (1947), «Повесть о настоящем человеке» (Дегтяренко, 1948), «Мичурин» (1949), «Римский-Корсаков» (1953), «Судьба барабанщика» (1956), «В добрый час» (1957), «А если это любовь?» (отец Бориса, 1962), «Суд сумасшедших» (Грубер, 1962), «Игра без правил» (1965), «Истоки» (Солнцев, 1974), «Каждый день доктора Калинниковой» (1974), «Любовь земная» (Губарев, 1975), «Повесть о человеческом сердце» (Стеклов, 1976).
Про Хохрякова я вспомнил неспроста. Собирая фотооткрытки советских и зарубежных киноактеров, однажды обнаружил, что в этой большой коллекции нет его портрета. По этому поводу мы однажды разговорились с одним из крупнейших коллекционеров Уфы Ириной Алексеевной Тришиной. Она прекрасно знала Виктора Ивановича с детства, с большим удовольствием смотрела многие фильмы с его участием, но тоже не припомнит, чтобы когда-нибудь издавались открытки с портретом Виктора Ивановича. Во всяком случае, до Уфы они не доходили.
Позже мы вновь невольно возвратились к этой теме, и Ирина Алексеевна мягким голосом сказала: «Рашит, раз вы так сильно загорелись, у вас будет Хохряков. Это я вам обещаю». Честно говоря, даже не поверил в это, хотя прекрасно знал, что Тришина слов на ветер никогда не бросает. Ровно через неделю на очередное заседание уфимских коллекционеров она принесла черно-белую фотографию Хохрякова. Это была настоящая фотография актера, а не какая-нибудь фотооткрытка, выпущенная массовым (200-500-тысячным) тиражом. Я еще больше был ошарашен, когда на обороте этой уникальной фотографии рукой Виктора Ивановича была сделана следующая дарственная надпись своему товарищу по школьному драматическому кружку: «Уважаемой Ольге Михайловне на память о 1-й Сов. школе и драмкружке, «Плодах просвещения», «Бальзаминове» и «Пяти ногах»! С признательностью Виктор Хохряков. Поздравляю Вас с Новым годом! Желаю здоровья. 29.ХII.48 г.».
Прочитав столь трогательную надпись и не смея посягнуть на семейную реликвию, я хотел было вернуть фотографию Ирине Алексеевне. Но она сказала: «Я сердцем чувствую, Рашит, что фотография Хохрякова вам нужнее, чем мне. Пусть она будет у вас в коллекции». Думаю, что предстоящий День российского кино — это самый хороший повод, чтобы опубликовать ее. Новое поколение уфимцев должно знать в лицо своего знаменитого земляка.

Рашит АЮПОВ
Источник: Вечерняя Уфа
Дата: 24.08.2007

Дата публикации: 28.08.2007
СЛУГА ДВУХ МУЗ

Сегодня в нашем городе уже мало кто знает, что выдающийся актер театра и кино, театральный режиссер, лауреат Государственных премий СССР, народный артист СССР Виктор Хохряков родился в Уфе.

Художественные фильмы, в которых он снимался, сегодня, увы, показывают по телевидению очень редко. В краеведческой литературе его имя в последнее время вовсе не упоминается, так как на уфимской сцене почти не выступал. В минувшую субботу по российскому телеканалу прошла кинокомедия «Ход конем» , в которой играют два уроженца Башкирии, бывшие актеры Малого театра Виктор Хохряков и Афанасий Кочетков, а также Анатолий Папанов, Татьяна Пельтцер, Михаил Пуговкин, Савелий Крамаров, Станислав Чекан, Юрий Белов. Между прочим, у Кочеткова в кино около 100 ролей, только в образе Максима Горького снимался в шести фильмах.
В том, что Хохрякова, именно как нашего земляка, знают немногие, «виноват» отчасти он сам. В силу огромной занятости слуга двух муз Виктор Иванович на своей исторической родине бывал редко. Во всяком случае, для этого не было серьезного повода. В моей памяти сохранился всего лишь один его приезд. 11-16 ноября 1971 года он выступал на концерте звезд советского театра и кино, который состоялся в Уфимском дворце спорта. Ему как уроженцу Уфы и великому актеру было предоставлено почетное право открыть эти незабываемые встречи со зрителями. Публика очень тепло приняла своего земляка. В зале было много любителей кино, хорошо знавших его по знаковым фильмам.
Блистательная артистическая и режиссерская карьера Хохрякова началась еще в 1922 году. С девятилетнего возраста он начал заниматься в детском любительском драматическом кружке при уфимской детской больнице, в которой его отец в то время работал счетоводом. В школьной самодеятельности Виктор играл Барона в спектакле «На дне» , Бальзаминова — в «Праздничном сне до обеда». В 15 лет возглавил школьный драматический кружок. Участвовал в постановках театрального коллектива «Синяя блуза» при Доме народного просвещения, в массовых сценах профессионального театра «Красный факел» , гастролировавшего в Уфе в 1929 году.
После школы Хохряков уехал учиться в Ленинградский техникум сценического искусства, а по окончании в 1933 году распределился в академический театр имени А.С. Пушкина. Но поработать в нем ему не пришлось. Поскольку педагог по техникуму Николай Петров получил назначение в только что образованный в Харькове русский драматический театр, Виктор Иванович отправился вслед с ним на Украину. За семь лет он сыграл более шестидесяти ролей, стал лауреатом Всесоюзного смотра творческой молодежи. В 1940 году Хохряков переезжает в Москву в Центральный театр транспорта, который чуть раньше возглавил все тот же Петров. С 1953 по 1984 годы Виктор Иванович — актер и режиссер в Малом театре. Он играл на сцене с такими выдающимися советскими актерами, как А. Яблочкина, Е. Турчанинова, В. Пашенная, В. Рыжов, М. Царев, Е. Шатров, Б. Бабочкин, Е. Гоголева, Э. Быстрицкая и другие.
В кино он начал сниматься в 1946 году. В течение 30 лет участвовал в создании 37 художественных фильмов. Удостоен Государственных премий СССР 1949 и 1951 годов за исполнение ролей секретаря обкома Проценко и Милягина в кинокартинах «Молодая гвардия» и «Великая сила». По Всесоюзному радио он читал стихи советских поэтов, снялся в таких культовых фильмах, как «Новый дом» (1947), «Повесть о настоящем человеке» (Дегтяренко, 1948), «Мичурин» (1949), «Римский-Корсаков» (1953), «Судьба барабанщика» (1956), «В добрый час» (1957), «А если это любовь?» (отец Бориса, 1962), «Суд сумасшедших» (Грубер, 1962), «Игра без правил» (1965), «Истоки» (Солнцев, 1974), «Каждый день доктора Калинниковой» (1974), «Любовь земная» (Губарев, 1975), «Повесть о человеческом сердце» (Стеклов, 1976).
Про Хохрякова я вспомнил неспроста. Собирая фотооткрытки советских и зарубежных киноактеров, однажды обнаружил, что в этой большой коллекции нет его портрета. По этому поводу мы однажды разговорились с одним из крупнейших коллекционеров Уфы Ириной Алексеевной Тришиной. Она прекрасно знала Виктора Ивановича с детства, с большим удовольствием смотрела многие фильмы с его участием, но тоже не припомнит, чтобы когда-нибудь издавались открытки с портретом Виктора Ивановича. Во всяком случае, до Уфы они не доходили.
Позже мы вновь невольно возвратились к этой теме, и Ирина Алексеевна мягким голосом сказала: «Рашит, раз вы так сильно загорелись, у вас будет Хохряков. Это я вам обещаю». Честно говоря, даже не поверил в это, хотя прекрасно знал, что Тришина слов на ветер никогда не бросает. Ровно через неделю на очередное заседание уфимских коллекционеров она принесла черно-белую фотографию Хохрякова. Это была настоящая фотография актера, а не какая-нибудь фотооткрытка, выпущенная массовым (200-500-тысячным) тиражом. Я еще больше был ошарашен, когда на обороте этой уникальной фотографии рукой Виктора Ивановича была сделана следующая дарственная надпись своему товарищу по школьному драматическому кружку: «Уважаемой Ольге Михайловне на память о 1-й Сов. школе и драмкружке, «Плодах просвещения», «Бальзаминове» и «Пяти ногах»! С признательностью Виктор Хохряков. Поздравляю Вас с Новым годом! Желаю здоровья. 29.ХII.48 г.».
Прочитав столь трогательную надпись и не смея посягнуть на семейную реликвию, я хотел было вернуть фотографию Ирине Алексеевне. Но она сказала: «Я сердцем чувствую, Рашит, что фотография Хохрякова вам нужнее, чем мне. Пусть она будет у вас в коллекции». Думаю, что предстоящий День российского кино — это самый хороший повод, чтобы опубликовать ее. Новое поколение уфимцев должно знать в лицо своего знаменитого земляка.

Рашит АЮПОВ
Источник: Вечерняя Уфа
Дата: 24.08.2007

Дата публикации: 28.08.2007