Памяти Михаила Ивановича Кононова
«РОЖДЕСТВО В ДОМЕ СЕНЬОРА КУПЬЕЛЛО» ЭДУАРДО ДЕ ФИЛИППО
16 июля не стало народного артиста России Михаила Ивановича Кононова, замечательного русского актера. Свой творческий путь он начал в Малом театре, куда был принят после Щепкинского училища в 1963 году. Сегодня мы предлагаем послушать запись одного из спектаклей, в котором играл Михаил Кононов…
Эдуардо де Филиппо
«РОЖДЕСТВО В ДОМЕ СЕНЬОРА КУПЬЕЛЛО»
Комедия в двух действиях (86 Мб)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
Лука Купьелло – Виталий Доронин
Кончетта, его жена – Ольга Хорькова
Ненилло, их сын – Михаил Кононов
Нинучча – Нелли Корниенко
Николо – Сергей Конов
Паскуалино – Владимир Кенигсон
Виторио Элиа – Виталий Коняев
Рафаэль, привратник – Виктор Губанков
Памелла, соседка – Татьяна Панкова
Доктор – Иван Верейский
От автора – Леонид Варпаховский
Режиссер – Леонид Варпаховский
Музыка – Л.Солина
Премьера – 14 ноября 1965 года.
Запись 1967 года.
Из книги Ю.А.Дмитриева «Академический Малый театр. 1941-1995»
Начиная с конца 50-х годов в нашем театре все больший интерес вызывает творчество итальянского актера, режиссера и драматурга Эдуарде Де Филиппо. После замечательной постановки в 1956 году его пьесы «Филумена Мартурано» в Театре имени Евг. Вахтангова (режиссер Е.Симонов) спектакли по пьесам Де Филиппо широко шли в советских театрах.
Тонкая и глубокая разработка характеров, острая конфликтность, подлинная правда изображаемой жизни и то, что писатель обращался к демократическим слоям общества, показывал трудную жизнь своих персонажей, однако не впадая в сентиментальность, — все это привлекало к его пьесам внимание.
Малый театр выбрал одну из ранних пьес Де Филиппо — грустную комедию «Рождество в доме синьора Купьелло». Ставил спектакль Л.Варпаховский, оформлял Л.В.Вегенер. музыку написал Л.Солин. Премьера состоялась 14 ноября 1965 года.
Сам драматург говорил так: «Я думаю, что мои пьесы трагичны, даже когда они заставляют зрителей смеяться» (Цит. по ст.: Бертенсон М. Грустная комедия. — «Моск. правда», 1965, 1 дек.).
Старый типографский работник Лука Купьелло (В.Доронин) —большой ребенок, не будучи в силах установить мир в своей семье, он отгораживается от нее тем, что мастерит елочные игрушки. Это скрашивает его жизнь. Что же касается окружающих, никто не воспринимает то прекрасное, к чему тянется его душа. Одиночество Купьелло показывается на широком фоне итальянского быта. Вокруг течет повседневная жизнь: обездоленные люди враждуют друг с другом. Но они объединяются, когда приходит настоящее горе.
На сцене возникало тусклое, словно выцветшее панно: «Поклонение волхвов», оно как бы символизировало такую же тусклую жизнь обитателей.
Единственную комнату художник вместе с режиссером поворачивали и обыгрывали со всех сторон. «Кажый новый поворот странным образом приближает нас к пониманию пьесы, к внутреннему миру обитателей убогой квартиры» (Александров Эм. Де Филиппо в доме Островского. — «Театр», 1966, № 6, с. 30.). Здесь в обстановке бедности живут Купьелло, Паскуалино (В.Кенигсон), Кончетта (О.Хорькова), Неннино (М.Кононов). Режиссер вовсе не стремился к этнографической точности, не акцентировал, так сказать, «итальянизм». Спектакль был проникнут любовью и сочувствием к обездоленным людям, сумевшим, несмотря на тяжелую жизнь, сохранить доброжелательность, умение прощать друг другу.
В этом спектакле все ощущали одиночество, в том числе и Паскуалино. Кажется, он не должен был вызывать симпатии зрителей: опустившийся человек, приживал, подозревающий всех в воровстве и сам нечистый на руку. Но было в нем что-то детское, наивное, трогательное. Как он верит в силу рождест-венских пожеланий, требует, чтобы ему пожелали не двадцать пять, а сто лет жизни!
В последний картине он стоял у постели умирающего брата, притихший, задумавшийся, впервые осознавший ответственность, которая теперь ложилась на его плечи как главы семьи.
Неннино — грубоватый, избалованный подросток, требующий, чтобы ему дали в постель тарелку молочного супа. В том, как он пикируется с ненавистным дядюшкой, как таскает у него деньги, больше от мальчишеского озорства, чем от алчности, — во всем показан подросток, не получивший хорошего воспитания.
Нинучча (Н.Корниенко) врывается в дом отца после очередной ссоры с мужем. Она разъярена. Но гораздо сильнее артистка передавала скорбь по ушедшему из жизни отцу. Казалось, она вновь становилась девочкой, любящей и страдающей.
Опускалось тусклое панно, и тут же вновь поднималось. Ветер словно выдувал остатки иллюзий Купьелло. Вернувшиеся с похорон задумываются: как жить дальше?
Зрителям полюбился этот спектакль. В конце 1970 года театр с большим успехом сыграл его в двухсотый раз.
Благодарим «Клуб любителей аудиокниг» за предоставленную запись.
Памяти Михаила Ивановича Кононова
«РОЖДЕСТВО В ДОМЕ СЕНЬОРА КУПЬЕЛЛО» ЭДУАРДО ДЕ ФИЛИППО
16 июля не стало народного артиста России Михаила Ивановича Кононова, замечательного русского актера. Свой творческий путь он начал в Малом театре, куда был принят после Щепкинского училища в 1963 году. Сегодня мы предлагаем послушать запись одного из спектаклей, в котором играл Михаил Кононов…
Эдуардо де Филиппо
«РОЖДЕСТВО В ДОМЕ СЕНЬОРА КУПЬЕЛЛО»
Комедия в двух действиях (86 Мб)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
Лука Купьелло – Виталий Доронин
Кончетта, его жена – Ольга Хорькова
Ненилло, их сын – Михаил Кононов
Нинучча – Нелли Корниенко
Николо – Сергей Конов
Паскуалино – Владимир Кенигсон
Виторио Элиа – Виталий Коняев
Рафаэль, привратник – Виктор Губанков
Памелла, соседка – Татьяна Панкова
Доктор – Иван Верейский
От автора – Леонид Варпаховский
Режиссер – Леонид Варпаховский
Музыка – Л.Солина
Премьера – 14 ноября 1965 года.
Запись 1967 года.
Из книги Ю.А.Дмитриева «Академический Малый театр. 1941-1995»
Начиная с конца 50-х годов в нашем театре все больший интерес вызывает творчество итальянского актера, режиссера и драматурга Эдуарде Де Филиппо. После замечательной постановки в 1956 году его пьесы «Филумена Мартурано» в Театре имени Евг. Вахтангова (режиссер Е.Симонов) спектакли по пьесам Де Филиппо широко шли в советских театрах.
Тонкая и глубокая разработка характеров, острая конфликтность, подлинная правда изображаемой жизни и то, что писатель обращался к демократическим слоям общества, показывал трудную жизнь своих персонажей, однако не впадая в сентиментальность, — все это привлекало к его пьесам внимание.
Малый театр выбрал одну из ранних пьес Де Филиппо — грустную комедию «Рождество в доме синьора Купьелло». Ставил спектакль Л.Варпаховский, оформлял Л.В.Вегенер. музыку написал Л.Солин. Премьера состоялась 14 ноября 1965 года.
Сам драматург говорил так: «Я думаю, что мои пьесы трагичны, даже когда они заставляют зрителей смеяться» (Цит. по ст.: Бертенсон М. Грустная комедия. — «Моск. правда», 1965, 1 дек.).
Старый типографский работник Лука Купьелло (В.Доронин) —большой ребенок, не будучи в силах установить мир в своей семье, он отгораживается от нее тем, что мастерит елочные игрушки. Это скрашивает его жизнь. Что же касается окружающих, никто не воспринимает то прекрасное, к чему тянется его душа. Одиночество Купьелло показывается на широком фоне итальянского быта. Вокруг течет повседневная жизнь: обездоленные люди враждуют друг с другом. Но они объединяются, когда приходит настоящее горе.
На сцене возникало тусклое, словно выцветшее панно: «Поклонение волхвов», оно как бы символизировало такую же тусклую жизнь обитателей.
Единственную комнату художник вместе с режиссером поворачивали и обыгрывали со всех сторон. «Кажый новый поворот странным образом приближает нас к пониманию пьесы, к внутреннему миру обитателей убогой квартиры» (Александров Эм. Де Филиппо в доме Островского. — «Театр», 1966, № 6, с. 30.). Здесь в обстановке бедности живут Купьелло, Паскуалино (В.Кенигсон), Кончетта (О.Хорькова), Неннино (М.Кононов). Режиссер вовсе не стремился к этнографической точности, не акцентировал, так сказать, «итальянизм». Спектакль был проникнут любовью и сочувствием к обездоленным людям, сумевшим, несмотря на тяжелую жизнь, сохранить доброжелательность, умение прощать друг другу.
В этом спектакле все ощущали одиночество, в том числе и Паскуалино. Кажется, он не должен был вызывать симпатии зрителей: опустившийся человек, приживал, подозревающий всех в воровстве и сам нечистый на руку. Но было в нем что-то детское, наивное, трогательное. Как он верит в силу рождест-венских пожеланий, требует, чтобы ему пожелали не двадцать пять, а сто лет жизни!
В последний картине он стоял у постели умирающего брата, притихший, задумавшийся, впервые осознавший ответственность, которая теперь ложилась на его плечи как главы семьи.
Неннино — грубоватый, избалованный подросток, требующий, чтобы ему дали в постель тарелку молочного супа. В том, как он пикируется с ненавистным дядюшкой, как таскает у него деньги, больше от мальчишеского озорства, чем от алчности, — во всем показан подросток, не получивший хорошего воспитания.
Нинучча (Н.Корниенко) врывается в дом отца после очередной ссоры с мужем. Она разъярена. Но гораздо сильнее артистка передавала скорбь по ушедшему из жизни отцу. Казалось, она вновь становилась девочкой, любящей и страдающей.
Опускалось тусклое панно, и тут же вновь поднималось. Ветер словно выдувал остатки иллюзий Купьелло. Вернувшиеся с похорон задумываются: как жить дальше?
Зрителям полюбился этот спектакль. В конце 1970 года театр с большим успехом сыграл его в двухсотый раз.
Благодарим «Клуб любителей аудиокниг» за предоставленную запись.