Новости

«ОБ ЖИЗНИ ПОГОВОРИТЬ НЕ С КЕМ, НЕ ТО ЧТО О СМЕРТИ»

«ОБ ЖИЗНИ ПОГОВОРИТЬ НЕ С КЕМ, НЕ ТО ЧТО О СМЕРТИ»

Михаил Кононов умер в нищете и забвении

Некролог

В понедельник на 68-м году жизни в одной из московских больниц после тяжелой болезни умер народный артист России (2000) Михаил Кононов, сыгравший более чем в 50 фильмах, но оставшийся в памяти зрителей прежде всего «начальником Чукотки» из одноименного фильма 1966 года.

В интервью Михаил Кононов признавался, что он, как мольеровский господин Журден, не ведавший, что говорит прозой, не догадывался, что принадлежит к числу шестидесятников. Но его лицо действительно стало одним из символов 1960-х -- просто потому, что это было одно из самых человечных лиц в кино, освободившемся от плакатных ликов.

Белобрысый, невысокий, с широко распахнутыми глазами, полный комического чувства собственного достоинства, реагирующий на все по-детски непосредственно -- свой парень, душа нараспашку. Учитель Нестор Петрович из телефильма «Большая перемена» казался ребенком по сравнению с великовозрастными питомцами вечерней школы рабочей молодежи. Одним словом, «Иванушка-дурачок», «пародия на комиссара», как обзывали его чиновники, возмущаясь, что режиссер Виталий Мельников выбрал его на роль писаря Алешки, обогнувшего земной шар, чтобы доставить в Москву ценности, спасенные от империалистических хищников, лютовавших на Чукотке.

Дебютировав в колхозном фильме Ивана Пырьева «Наш общий друг» (1961), студент Училища имени Щепкина, а затем (1963-1968) актер Малого театра был обречен играть Витек и Колек: сама внешность не располагала именовать его «по-взрослому». Но его судьбу определила роль в первом советском ретро Михаила Калика «До свидания, мальчики» (1964) -- реквиему по тем, кто в 18 лет ушел на фронт и не вернулся. «Иванушку-дурачка» понесло по кровавым рытвинам истории. В «Андрее Рублеве» (1966) Андрея Тарковского он был послушником Фомой, убитым в междоусобице. В образцовом «лейтенантском» фильме Виктора Трегубовича «На войне как на войне» (1968) -- командиром самоходки, готовящимся к первому бою. В шедевре Глеба Панфилова «В огне брода нет» (1967) -- доморощенным философом Алешей, в эпицентре гражданской бойни жаловавшимся: «Об жизни поговорить не с кем, не то что о смерти».

Эпоха измельчала, измельчали и роли. Если не считать появлений в «Двадцати днях без войны» (1976) Алексея Германа и «Сибириаде» (1978) Андрея Кончаловского, в 1970-х Михаил Кононов играл в фильмах популярных, но второго эшелона. Про ту же «Большую перемену» он говорил: «Ну если я и это смогу преодолеть, тогда, наверное, я крепкий актер». Оставалось играть в сказках: Яшку-писаря в «Финисте -- Ясном соколе» (1976), садовника Зинзивера в «Кольце Альманзора» (1977), пирата Крыса в «Гостье из будущего» (1984). Роль Бумбараша ускользнула от него в последнюю минуту. Он остался актером нераскрытых возможностей: Тарковский мечтал о Кононове--Ричарде Третьем. Последним, кто обыграл неоднозначность Кононова, стал Андрей Кончаловский, сделавший его Климом Ворошиловым в «Ближнем круге» (1991).

С тех пор Михаил Кононов почти не играл -- отвергал царящую на экране «самодеятельность». Уехал из Москвы, жил натуральным хозяйством в Бутырском Хуторе в Истринском районе. Какое-то время работал менеджером в фирме «Метропресс». Вернулся в кино по зову Глеба Панфилова, с которым не работал со времен «Начала» (1970),-- «В круге первом» (2005) сыграл Спиридона. Но жил тяжело, говорят, почти нищенски и умер если не забытым, то так и не раскрывшимся полностью.

Михаил Трофименков
«КоммерсантЪ», 18 июля 2007 года

Дата публикации: 18.07.2007
«ОБ ЖИЗНИ ПОГОВОРИТЬ НЕ С КЕМ, НЕ ТО ЧТО О СМЕРТИ»

Михаил Кононов умер в нищете и забвении

Некролог

В понедельник на 68-м году жизни в одной из московских больниц после тяжелой болезни умер народный артист России (2000) Михаил Кононов, сыгравший более чем в 50 фильмах, но оставшийся в памяти зрителей прежде всего «начальником Чукотки» из одноименного фильма 1966 года.

В интервью Михаил Кононов признавался, что он, как мольеровский господин Журден, не ведавший, что говорит прозой, не догадывался, что принадлежит к числу шестидесятников. Но его лицо действительно стало одним из символов 1960-х -- просто потому, что это было одно из самых человечных лиц в кино, освободившемся от плакатных ликов.

Белобрысый, невысокий, с широко распахнутыми глазами, полный комического чувства собственного достоинства, реагирующий на все по-детски непосредственно -- свой парень, душа нараспашку. Учитель Нестор Петрович из телефильма «Большая перемена» казался ребенком по сравнению с великовозрастными питомцами вечерней школы рабочей молодежи. Одним словом, «Иванушка-дурачок», «пародия на комиссара», как обзывали его чиновники, возмущаясь, что режиссер Виталий Мельников выбрал его на роль писаря Алешки, обогнувшего земной шар, чтобы доставить в Москву ценности, спасенные от империалистических хищников, лютовавших на Чукотке.

Дебютировав в колхозном фильме Ивана Пырьева «Наш общий друг» (1961), студент Училища имени Щепкина, а затем (1963-1968) актер Малого театра был обречен играть Витек и Колек: сама внешность не располагала именовать его «по-взрослому». Но его судьбу определила роль в первом советском ретро Михаила Калика «До свидания, мальчики» (1964) -- реквиему по тем, кто в 18 лет ушел на фронт и не вернулся. «Иванушку-дурачка» понесло по кровавым рытвинам истории. В «Андрее Рублеве» (1966) Андрея Тарковского он был послушником Фомой, убитым в междоусобице. В образцовом «лейтенантском» фильме Виктора Трегубовича «На войне как на войне» (1968) -- командиром самоходки, готовящимся к первому бою. В шедевре Глеба Панфилова «В огне брода нет» (1967) -- доморощенным философом Алешей, в эпицентре гражданской бойни жаловавшимся: «Об жизни поговорить не с кем, не то что о смерти».

Эпоха измельчала, измельчали и роли. Если не считать появлений в «Двадцати днях без войны» (1976) Алексея Германа и «Сибириаде» (1978) Андрея Кончаловского, в 1970-х Михаил Кононов играл в фильмах популярных, но второго эшелона. Про ту же «Большую перемену» он говорил: «Ну если я и это смогу преодолеть, тогда, наверное, я крепкий актер». Оставалось играть в сказках: Яшку-писаря в «Финисте -- Ясном соколе» (1976), садовника Зинзивера в «Кольце Альманзора» (1977), пирата Крыса в «Гостье из будущего» (1984). Роль Бумбараша ускользнула от него в последнюю минуту. Он остался актером нераскрытых возможностей: Тарковский мечтал о Кононове--Ричарде Третьем. Последним, кто обыграл неоднозначность Кононова, стал Андрей Кончаловский, сделавший его Климом Ворошиловым в «Ближнем круге» (1991).

С тех пор Михаил Кононов почти не играл -- отвергал царящую на экране «самодеятельность». Уехал из Москвы, жил натуральным хозяйством в Бутырском Хуторе в Истринском районе. Какое-то время работал менеджером в фирме «Метропресс». Вернулся в кино по зову Глеба Панфилова, с которым не работал со времен «Начала» (1970),-- «В круге первом» (2005) сыграл Спиридона. Но жил тяжело, говорят, почти нищенски и умер если не забытым, то так и не раскрывшимся полностью.

Михаил Трофименков
«КоммерсантЪ», 18 июля 2007 года

Дата публикации: 18.07.2007