«Звуковой архив Малого театра»
Евстигней Фомин
«ОРФЕЙ»
Музыкальная трагедия (мелодрама)
Часть первая (15,3 Мб)
Часть вторая (13,1 Мб)
Часть третья (13,5 Мб)
Часть четвертая (13,1 Мб)
Текст Якова Княжнина.
Редакция Бориса Доброхотова
ИСПОЛНИТЕЛИ:
Орфей – Виталий Коняев (чтение)
Эвридика –
Нина Дробышева (чтение)
Республиканская русская хоровая капелла
Художественный руководитель А.Юрлов
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио
Дирижер В.Есипов
РУССКИЙ «ОРФЕЙ» И ЕГО СОЗДАТЕЛЬ ЕВСТИГНЕЙ ФОМИН
Евстигней Ипатьевич Фомин — один из крупнейших русских композиторов XVIII века. Солдатский сын, он родился в 1761 году в Петербурге. Шести лет поступил в Воспитательное училище при Академии Художеств, а с 1776 года, перейдя уже в. Академию, стал заниматься в ее музыкальном классе. Блестяще закончив Академию, он, в возрасте двадцати одного года, был послан для совершенствования в Болонью (Италия), где занимался у знаменитого теоретика падре Мартини, а затем у его преемника С.Маттеи. В 1785 году Фомин получил звание члена Болонской филармонической академии. Вернувшись на родину, он написал значительное число музыкально-драматических произведений. В 1797 году Фомин был назначен в театральную дирекцию на должность «репетитора оперных партий», Умер Фомин в Петербурге в апреле 1800 года.
Наиболее значительным из дошедших до нас произведений Фомина является музыкальная трагедия (мелодрама) «Орфей».
Сюжет «Орфея» заимствован из античного мифа, много раз воплощавшегося в музыкально-театральных произведениях (например, «Орфей» К. Монтеверди и «Орфей» Х. Глюка). К этому сюжету обратился и выдающийся русский драматург Я. Княжнин, написавший свою трагедию «Орфей», специально для исполнения в виде мелодрамы. Так в XVHI веке назывались музыкальные спектакли, в которых действующие лица не пели, а декламировали на фоне музыки. Работавший в России итальянский композитор Торелли написал музыку к первой постановке «Орфею» Княжнина.
Опальный драматург, чьи произведения сжигались и запрещались, умер после пытки в тайной канцелярии в 1791 году. Фомин обратился к наследию Я. Княжнина и написал свою мелодраму «Орфей». Психологическая углубленность и неистовый драматизм про изведения Фомина-Княжнина отражают с необычайной силой идейные течения русского общества той поры. Внимание к чувствам человека, сочувствие его страданиям, протест против жестокости богов воплощены в музыке Фомина с поразительной силой.
Действующими лицами мелодрамы являются: Орфей и Евридика (драматические актеры), фурии (балет) и вещий «Голос» (унисонный басовый хор), возвещающий веления богов. Роль «Голоса» подобна роли хора в античной трагедии. Хоровые номера «Орфея» могут рассматриваться как усиленная по звучности торжественная коллектив¬ная декламация.
Что же касается декламации Орфея и Евридики, то она органически включается в музыкальную ткань. Речь актеров звучит то на фоне последнего задержанного ферматой аккорда предшествующего музыкального номера, то в отмечаемых ферматой паузах. Применяется также перекличка скорбных реплик чтецов со «вздыхающими»
ответами оркестра (сцена Орфея и Евридики), своеобразный «диалог» Орфея и фурий (пунктированные наскоки оркестра, перебивающего возгласы чтеца) и, наконец, чисто речитативная декламация на фоне аккордового сопровождения.
«Орфей» Фомина имеет чрезвычайно ясную и четкую форму: крупное инструментальное вступление — увертюра, затем собственно мелодрама, внутренне подразделяющаяся на четыре части, и, наконец, завершающая пляска фурий.
В музыке увертюры «Орфея» развивается круг основных интонаций мелодрамы: стенание, страдание и неистовая фуриозная ярость перемежаются немногочисленными светлыми моментами (связанными с образом Евридики), еще более оттеняющими общее трагическое настроение. По форме увертюра представляет собой сонатное allegro без разработки с двумя побочными партиями и медленным вступлением (Largo), в несколько сокращенном виде повторяющимся перед репризой. Характерна тональная неустойчивость, ярко передающая общее настроение смятения: Во вступлении совершенно отсутствует тонический аккорд, allegro также начинается не с тоники, а с секунд¬аккорда доминанты. В музыке увертюры сказывается характерная для всей мелодрамы исключительная гармоническая и модуляционная смелость. Общее настроение ее в какой-то мере предвосхищает увертюры Бетховена («Эгмонт», «Кориолан»).
Непосредственно после увертюры начинается мелодрама. Подземное царство. Преддверие ада. Появляется Орфей с лирой. Он рассказывает о своем горе — гибели подруги. Вещий «Голос» (унисонный хор басов) сообщает волю богов: «Имей надежду несомненно: богов судьбой уже определенно тебе твою супругу возвратить, но лирой должен непременно ты лютость ада укротить». Обрадованный Орфей приближается к вpaтaм ада. Он слышит свирепый вой фурий, видит перед собой картины ада. Орфей начинает петь (большой оркестровый эпизод с соло кларнета, изображающим «пение» Орфея). Орфей вновь говорит о своей любви к Евридике, о горе от разлуки с ней и обращается к Владыке подземного царства Плутону, умоляя соединить его с супругой. К Орфею приближаются фурии. Слышен вещий «Голос»: «Плутон уставы смерти разрушает, тебе твою супругу возвращает, но ты брегись ее навеки потерять, и чтоб вторично не лишиться, ты должен на нее взирать страшиться, доколь вас солнца свет не станет озарять».
Светлый по настроению оркестровый эпизод, в котором мелодия звучит у первых скрипок, возвещает появление Евридики. Встреча супругов, их радость и взаимные терзания — Орфея от того, что он не может взглянуть на Евридику, Евридики от мысли, что Орфей разлюбил ее. Музыка как бы повисает на одной выдержанной гармонии струнных. В ответ на упреки Евридики забывшийся Орфей поворачивается к ней... и в тот же миг фурии увлекают ее с собой. Орфей в отчаянии: «Ах, что сделал я?!» Он умоляет и его взять в подземное царство. В ответ звучит вещий «Голос»: «Еще твой час последний не приспел, ты должен горьку жизнь в мучениях питати. В покорстве бы богам блаженство ты нашел, но воли их исполнить не умел; живи ж, чтобы себя за то карати». Издалека доносится вопль Евридики: «Орфей возлюбленный! Орфей! Навек прости!» Последний монолог Орфея выражает его переживания, возникшие от сознания, что он является виновником вторичной гибели Евридики. Знаменательны слова. «Нет, боги лютые, не в ваших это силах, принудя жить, заставити страдать, не жизнь нося, но яд смертельный в жилах, всечастно в муках умирать...»
Фурии окружают Орфея и заканчивают мелодраму неистовой пляской. Этот широко развитый номер вместе с увертюрой создает как бы рамку, в которую заключено действие мелодрамы.
Образ главного действующего лица — Орфея с его переживаниями (от тоски к решимости бороться с судьбой, к надежде, радости, соединенной с терзаниями, и, наконец, к безысходному отчаянию, углубленному сознанием своей вины) — дан с большой силой. Его развитие является основным драматургическим стержнем всей мелодрамы. Если образ Орфея, достаточно ярко обрисованный Княжниным, психологически углублен в музыке, то образы Евридики и вещего «Голоса», едва намеченные в тексте, являются созданием самого Фомина. Образы же, связанные с адом (фурии, стихийные силы и пейзаж), показанные Княжниным лишь отраженно в словах Орфея, с исключительной силой воссоздаются Фоминым средствами чисто музыкальными.
Каждый драматургический образ мелодрамы связан с определенными музыкальными интонациями, постоянно сопутствующими ему в ходе действия. Основной круг интонаций, характеризующий образ страдающего Орфея, имеет характер стенаний, ниспадающих мелодических вздохов; игра и пение Орфея выражаются светлой лирической мелодией с резкими скачками более чем на две октавы. С образом Евридики связывается несколько тем: первая побочная партия увертюры (моцартовская по складу) и трагическая вторая побочная, а также светлая танцевальная музыка в момент появления Евридики из ада. Образ фурий выражается остро диссонирующими синкопированными интонациями, а также пунктированной, подпрыгивающей мелодической фигурой.
Оркестр «Орфея», помимо обычного классического состава (струнные, две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, две трубы, две валторны и литавры), включает еще две флейты пикколо, а также роговую музыку (в трех вещаниях «Голоса» и финальной пляске фурий). В предлагаемой редакции партия рогового оркестра поручена трем тромбонам и тубе.
Каждый номер имеет свою ярко выраженную тембровую окраску, дающую возможность отделять следующие друг за другом и разнородные по содержанию эпизоды и в то же время объединять далеко отстоящие — однородные.
Исключительное значение в «Орфее» приобретает балет, превращающийся из развлекательного дивертисмента большинства тогдашних опер в органическую часть действия.
Странная судьба постигла «Орфея». Сочиненное молодым, но уже известным, композитором это замечательное произведение неоднократно исполнялось с исключительным успехом в Петербурге и Москве (1793-1802), но в дальнейшем было совершенно забыто и только в советское время возрождено к жизни и впервые появилось на концертной эстраде в Москве 17 января 1947 года. Первыми исполнителями явились: Орфей — В.Кабатчено, Евридика – И.Гошева, дирижер — Н. Аносов, Госоркестр Союза ССР и хор Большого театра.
В истории искусства отмечены творения, которые, несмотря на многие годы, иногда столетия, отделяющие от их создания, воспринимаются как близкие, родные нам. В круг этих нестареющих, глубоко человечных произведений входит и русская музыкальная трагедия «Орфей», развивающая вечную тему любви и разлуки, созданная Евстигнеем Ипатьевичем Фоминым.
Б.Доброхотов