Новости

МАЛЫЙ ТЕАТР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

МАЛЫЙ ТЕАТР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

22 июня чёрной молнией ударило в наш календарь. Страшная, смертельная угроза нависла над нашей страной. Началась Великая Отечественная война советского народа против лютого, коварного и сильного врага.

Первые дни войны застали Малый театр на Украине. По традиции театр на лето всегда выезжал на гастроли в другие города. Одна группа артистов работала в Днепропетровске, другая в Донецке. Третья небольшая группа артистов под руководством Н.А. Анненкова выступала с шефскими концертами в красноармейских лагерях Западной Украины и раньше других ощутила на себе близость фронта.

21-го июня вечером обслуживали Павурские лагеря, откуда на рассвете выехали в Ковель и попали под бомбёжку самолётов врага. В час ночи выехали в Киев. Оказавшись на фронте, актёры ощутили на себе всю тяжесть фронтовой обстановки первых дней войны. Стихийно возникает первая фронтовая бригада. Артисты выступают перед зрителями, которые сразу же после спектакля уходят на фронт.

Начиная с этих памятных дней войны и до мая 1945 года военно-шефская работа стала основой жизни театра. Вернувшись с гастролей в Москву Малый театр – один из первых театров Москвы организовал штаб военно-шефской работы. Штаб непосредственно занимался формированием бригад, организацией выступлений актёров на призывных пунктах, вокзалах, а позднее в госпиталях.

В июле-августе 1941 г. в Москву стали поступать первые раненые. Малому театру предложили взять шефство над госпиталем “Марьина роща”. Коллектив с готовностью взялся за эту благородную работу. В палатах давалось по 4 полных концерта каждый день. Между артистами и ранеными бойцами установилась крепкая дружба. Каждый из артистов хотел хоть чем-нибудь помочь бойцам. Так актриса Ксения Тарасова приняла самое горячее участие в судьбе политрука Хасана. Он не знал покоя, думая, что его семья погибла при бомбёжке его родного города Брест-Литовска. Тарасова сумела разыскать местонахождение семьи бойца и послала им письмо.

В сентябре 1941 года уже организуются первые общемосковские фронтовые бригады, выезжавшие непосредственно на фронт, на передовые позиции.

Актёры Малого театра С. Межинский и А. Коротков в составе 1ой Московской бригады выступали перед бойцами легендарного генерала Л. Доватора.

Артистам приходилось выступать в неимоверно трудных условиях, под проливным дождём, под непрекращающуюся орудийную стрельбу. Главное, к чему стремились актёры, – установить контакт с фронтовым зрителем, увлечь своим исполнением – было достигнуто. Чувство фронтового братства объединяло актёров и бойцов.

В эти дни гремели решающие бои под Москвой. “Правда” эпически строго передавала их нарастающее ожесточение.

30 сентября 1941 г. три мощные танковые группировки противника прорвали оборону Советских войск. Началось гитлеровское наступление на Москву.

В октябре 1941 г. в Москве было введено осадное положение.

Советское правительство вынесло постановление об эвакуации в глубь страны вместе с правительственными учреждениями и театральных коллективов.

Малый театр был эвакуирован в Челябинск. Но не все актёры смогли туда выехать. Они вошли в штаб ВТО (Всероссийское театральное общество) как отдельная концертная бригада. Артисты в ноябре – декабре дали 47 концертов. За этими скромными цифрами скрывается титаническая работа в сильные морозы, во время бомбёжек, когда, как вспоминала В. Обухова, “артисты не вылезали из своих валенок, ушанок, платков и полушубков. Только на короткое время сбрасывали эту одежду перед концертом и всегда выступали в красивых нарядных платьях, чтобы воины чувствовали праздничность приездов актёров”.

23 декабря 1941 г. Малый театр начал стационарную работу в Челябинске спектаклем “На всякого мудреца довольно простоты”. “Пребывание здесь старейшего русского театра, – сообщала печать, – оценено трудящимися Челябинска как выдающееся событие культурной жизни города”.

И всё-таки на первом месте для артистов стояла военно-шефская работа. Работа по обслуживанию раненых в госпиталях велась на протяжении всего времени пребывания Малого театра в Челябинске. О госпитальном обслуживании надо сказать особо. Этот вид работы ― нечто совершенно исключительное, к чему трудно привыкнуть даже мужчине. Но зато, какое удовлетворение испытывал актёр, когда видел, что по мере его выступления, ещё недавно безжизненные лица оживали, глаза загорались и, наконец, больные начинали улыбаться…

Но работа в госпиталях не могла до конца удовлетворить артистов, их тянуло на фронт. 20 февраля 1942 г. в направлении Западного фронта выехала вторая бригада под руководством П.М. Садовского. Бригада проделала путь в 1500 км, побывав в шестнадцатой армии Рокоссовского и дала 45 концертов. В одном из многочисленных отзывов говорилось: “Весь личный состав части очень доволен вашим выступлением. Правда, оно было прервано боевой тревогой и лётчики прямо с концерта под его впечатлением с улыбкой на устах ушли в воздух на выполнение боевого задания и в успешном выполнении его есть частица вашего труда…” Игоря Ильинского бойцы называли своим любимцем и от всей души благодарили его за чтение рассказов “Близнецы”, “Ночь перед судом”, за стихи С. Маршака.

В Челябинске, в апреле 1942 г. шла подготовка по составу и репертуару новой фронтовой бригады. Её художественным руководителем был Михаил Францевич Ленин. Бригада дала 48 концертов для лётчиков Северо-Западного и Западного фронтов. Бойцам посчастливилось тогда услышать народного артиста СССР А.А. Остужева, этого талантливейшего актёра Малого театра. “Первый раз я так полно ощутил могучую силу искусства, его настоящее значение и смысл! Передо мной была идеальная аудитория, с трепетом ловящая каждое слово, чутко отзывающаяся на каждую интонацию, понимающая всю красоту глубокой мысли и благородного чувства”, – вспоминал позднее об этой поездке А. Остужев.

До самых последних дней пребывания в Челябинске актёры обслуживали концертами части, которые находились на территории Уральского военного округа, а также подшефные госпитали Челябинска.

Уже в октябре 1942 г. Малый театр в полном составе вернулся из Челябинска в Москву и по возвращении сразу же активно включился в военно-шефскую работу.

30 октября 1942 г. по старой Калужской дороге выехала фронтовая бригада к защитникам Москвы. За 18 дней бригада дала 50 концертов и только 2 раза артисты выступали в наземном клубе, а в основном – в землянках, где жили бойцы.

Осенью 1942 года на юге страны вырастала новая военная угроза – враг рвался к Сталинграду. И как всегда, для моральной поддержки воинов на самые трудные участки фронта посылались представители искусства и в числе их неизменно бывали посланцы Малого театра. Так, в составе сборной Московской бригады на Юго-Западном фронте, для обслуживания войск, представительницей от Малого театра являлась Варвара Александровна Обухова.

Актёры пробыли 4 дня в Саратове, давали концерты в воинских частях, расположенных за городом. На пятый день за артистами приехали из Сталинграда. Артисты добирались туда на открытых грузовиках. Ехали без отдыха до темноты, останавливались только на ночь. Дальность расстояний, трудные климатические условия, нехватка воды переживались актёрами легко, так как у них было одно желание – дать почувствовать бойцам, что о них не забывают, что тыл помнит о них.

25 концертов из 32х были непосредственно проведены на передовой в окопах. Вот запись одного из дней дневника В.А. Обуховой:

“5 ноября. Сегодня нам предстоит сделать 4 концерта. В 9 часов утра у пехотинцев на передовой линии. В 1200 у артиллеристов тоже на передовой. В 1500 в Учебном батальоне и в 2400 в штабе генерала К. – у него сегодня награждение орденами и праздничный митинг. Едем к передовой. Всё время на крыле машины кто-нибудь следит за “воздухом”. Едем без дороги, прямо по степи. Стоп. Дальше машине нельзя ехать. Команда “выходить”. По одному, по цепочке, через интервалы, пригнувшись, бежим километра полтора к окопам.

Окопы. Бойцы стоят в окопах во весь рост, видно только полголовы из-под земли. Нас ждут, все в сборе. Сцена – естественная площадка перед окопами. Быстро начинаем концерт. Поёт Первиль, я читаю, Звягина и Хрусталёв танцуют чардаш. Отрывок из комедии “Хозяйка гостиницы” принимается взрывами смеха. Последним выступает квартет – поют казачью. Вдруг залп, свист и разрыв в метрах ста от нас. Миномётный обстрел, мне подают знак кончать концерт. Квартет заканчивает песню и я объявляю конец концерта.

Второй залп. Свист и разрыв уже ближе. Особо отличившийся боец говорит нам приветствие, благодарит. Звягина произносит горячие, прощальные слова. И опять по приказу, по цепочке, пригнувшись, направляемся к артиллеристам. Обстрел продолжается минут 30-40. разрывы совсем близко, рядом и через головы. Нас осыпает землёй и песком. Наступает тишина … Все мы живы и не ранены”.

В адрес артистов приходило много писем с благодарностью и с ценными замечаниями и просьбами. Бойцы и командиры просили наполнять репертуар отрывками пьес оборонного содержания. И вскоре такая пьеса на материалах Великой Отечественной войны была создана.

5 ноября 1942 г. театр показал пьесу А. Корнейчука “Фронт”.

В спектакле были заняты лучшие актёры театра: Зубов, Владиславский, Царёв, Анненков, Светловидов, Коротков, Истомин и другие.

Художественные образы, воплощённые в спектакле были очень правдивы, да они и не могли быть иными – артисты, бывая на передовых, хорошо знали фронтовую жизнь.

“Фронт” в постановке Малого театра вызывал огромный интерес у московских и фронтовых зрителей и получил их заслуженную высокую оценку.

1943 год стал для всей страны переломным.

2 февраля 1943 г. грандиозное сражение на Волге закончилось полным разгромом и пленением 330-тысячной группировки отборных гитлеровских войск. Инициатива военных действий прочно перешла в руки Красной Армии. Лучшие мысли и чувства всего народа были обращены к нашей родной армии. Многие театры страны обязались отметить её 25-ую годовщину. Малый театр был среди них первым. Актёры, не занятые в спектаклях на основной сцене, усиленно готовились к поездке на фронт. Актёры, не входившие в состав концертных бригад, давали шефские концерты в клубе Наркомата обороны.

Военно-шефская комиссия решила послать в феврале месяце две артистические бригады. 19 февраля 1943 г. на Юго-Западный фронт выехала бригада, возглавляемая А.В. Поляковым и пробыла на фронте до 10 апреля, дав около 100 концертов. Другая бригада, во главе с народным артистом СССР А.А. Остужевым, выехала на Калининский фронт, пробыв там до 2 марта. Обе бригады подготовили обширный репертуар. Помимо обслуживания бойцов, артисты давали концерты для колхозников и рабочих освобождённых районов.

Так, в Воронеже артисты бригады Полякова дали концерт для бойцов и рабочих в здании медицинского института. Проезжая через весь город, артисты видели страшную картину разрушения. “Чёрными зловещими силуэтами высятся каркасы домов по обе стороны улиц. Насквозь белеют оконные проёмы и огромные пробоины в стенах. Висящие куски железа от сорванных крыш издают при порывах ветра жуткие звуки… Метёт метель. Всё занесено снегом. В сугробах стоят заржавелые трамваи, торчат обугленные стволы деревьев, остатки недавних танковых заграждений…” – вспоминала В.А. Обухова. Артисты забывали усталость четырёхдневного пути и с особым подъёмом давали концерт. Потребность в искусстве на фронте была огромная.

В одном из отзывов бойцы писали: “… Крепче рука сжимает винтовку, сердце рвётся в бой. Большое фронтовое спасибо за чудесные, счастливые минуты! Ещё крепче будем громить фашистских варваров до полного их уничтожения”.

Вторая бригада во главе с Остужевым обслуживала в основном полки связи, аэродромы. Им посчастливилось выступать в 13ой воздушной армии М. Громова.

Артисты появлялись на полевых аэродромах, где поляна вдруг становилась зрительным залом, а зенитки и самолёты – суровой декорацией. Лётчики, ещё не остывшие от воздушных схваток, с жадностью отдавались пленительной силе искусства. В любой момент могла раздаться команда и зрители, покинув “зал”, должны были подняться в воздух. Мысль о том, что с впечатлениями от выступления актёров зрители, быть может, после концерта полетят бомбить скопища врагов, вызывала у артистов ещё больший энтузиазм.

Фронт быстрым темпом продвигался на Запад. Красная Армия преследовала врага, не давая ему возможности укрепиться для новой обороны, и артистам приходилось обслуживать воинские соединения на ходу, на марше.

Часто автобус, в котором артистам приходилось жить, останавливался и бригада начинала свой концерт прямо у дороги, где бойцы останавливались на короткий отдых. После спектакля зрители усаживались по машинам и грозная лавина танков продолжала двигаться на Запад.

Так было на Центральном фронте, куда была направлена бригада под руководством М. Царёва.

Артисты въехали в Полтаву на третий день после ухода фашистов, когда город ещё горел. До войны Малый театр был на гастролях в Полтаве и артисты хорошо помнили этот красивый, весь утопающий в зелени город. Сейчас они его не узнавали, он был сожжён. Поседевшие от горя жители рассказывали им о зверствах фашистов.

26 сентября 1943 г. у памятника Славы, чудом уцелевшего, артисты Малого театра дают концерт для гарнизона и жителей города. “Подмостками нам служат уступы памятника. Вокруг многотысячная толпа. Услышат ли нас? – вспоминала Варвара Обухова. – Но вот наступает полная тишина. Кажется, впервые здесь я поняла, что такое человеческое внимание. Люди ловят каждый звук нашего голоса, каждое слово”.

Артисты возвращались в Москву, уверенные в окончательной победе над врагом и полные творческих сил для работы в родном Малом театре. Работа Малого театра по обслуживанию воинских частей и госпиталей Москвы характеризуется новыми формами, из которых следует отметить творческие отчёты ведущих мастеров. Такие отчёты были сделаны А.А. Яблочкиной, В.Н. Рыжовой, В.Н. Пашенной, Е.Д. Турчаниновой, И.В. Ильинским и другими актёрами. И отовсюду, где бы ни побывали артисты, в Малый театр шли отзывы, письма со словами благодарности.

В дни празднования Великой Октябрьской социалистической революции в ноябре 1943 г. Малый театр направил фронтовую бригаду во главе с В. Обуховой. Среди обслуживаемых армий была армия Рокоссовского. Артисты вернулись в Москву с очень тёплыми отзывами. В одном из них писалось, что “концертные выступления артистов злободневны по содержанию и исключительны по игре”. Злободневность содержания – это как раз то, чего не хватало артистам в 1941 г. и 1942 г.

В работе основной сцены 1943 год принёс творческие радости. Выдающийся писатель страны Леонид Леонов отдал свою новую пьесу “Нашествие” Малому театру, долгожданную пьесу о современности.

Вместе с пьесой Корнейчука “Фронт” – это были “душевные боеприпасы фронту”, в которых страстная публицистика переплеталась с вдохновенной лирикой.

Малый театр первым показал пьесу Леонова зрителям столицы. “Я хочу ненавидеть врага со всей моей страстностью” – эти слова Л. Леонова, написанные им в статье “Голос Родины”, в связи с премьерой спектакля в Малом театре, дают выразительное определение основной теме пьесы. Леонов так раскрыл замысел своей пьесы “Нашествие”: “На мою Родину обрушился огромный, неожиданный удар, удар пришёлся в самую грудь. Народ должен знать, как случилось, что мы устояли, что неисчислимые бедствия не свалили нас. Жив наш дух и непоколебимо стоит за свою правду Отечество”.

Враг был показан так, что волна ненависти захватывала зрительный зал.

К новой работе театра зрители отнеслись с огромным интересом, а критики с большим вниманием: подробные рецензии появились во всех газетах. “Спектакль показывает, что Малый театр, театр Щепкина и Островского, стремится быть тесно связанным с текущими днями и событиями нашей жизни”, – писала “Комсомольская правда”. Это был “спектакль – сильный, воинственный, большой художественной честности и прямоты, суровой и резкой правды” – писала газета “Труд”.

В 1943 г. по-новому, глубоко и актуально прозвучала комедия А.Н. Островского “На всякого мудреца довольно простоты” в капитальном возобновлении. В этой постановке носителями вековых традиций театра были А.А. Яблочкина, Е.М. Шатрова, М.И. Царёв, И.В. Ильинский.

Одновременно с работой над русской классикой Малый театр осуществляет в декабре 1943 г. постановку комедии Б. Шоу “Пигмалион”. Ставит спектакль знаменитый режиссёр К.А. Зубов и сам исполняет главную роль – роль профессора Хиггинса. Являясь превосходным актёром, Зубов объединил всех исполнителей в единый ансамбль и это определило успех спектакля.

Одновременно с большой и углублённой сценической работой творческий коллектив театра стремился расширить и улучшить военно-шефскую работу, учитывая накопившийся опыт и пожелания бойцов видеть целые театральные спектакли. Перед Малым театром встала задача создания фронтового театра, который мог бы стать его полноценным представителем на фронтах.

Задачей молодого коллектива являлся показ бойцам спектаклей, продолжающих и отражающих репертуарную линию старейшего русского театра. Художественным руководителем был назначен режиссёр Малого театра, заслуженный артист РСФСР С.А. Алексеев.

В апреле 1943 года был выпущен первый спектакль “Без вины виноватые”. Кроме этого спектакля, артисты подготовили и обширную концертную программу.

В 1943 году филиал выезжал в действующую армию четыре раза и были даны 61 спектакль и 107 концертов.

К февралю 1944 года филиал подготовил новые спектакли: старинные водевили “Девушка-гусар” Ф. Кони и “Дочь русского актёра” П. Григорьева. Обе группы Фронтового филиала 18 февраля 1944 года выехали на фронт и пробыли в этой поездке почти 4 месяца.

В 1944 году Красная Армия, ещё больше наращивая преимущества над фашистами в численности войск, артиллерии, танков, самолётов, наносила мощные удары на различных участках фронта, освобождая оккупированную врагом территорию.

В этих условиях артистам нужно было не отставать от частей. Все спектакли актёры давали в портативном оформлении и костюмах, дающих возможность в трудных фронтовых условиях раскрыть стиль произведения. Зритель на фронте – это хозяин спектакля и его судья. Пожалуй нигде и никогда актёр не испытывал такой творческой радости, справедливой оценки, как у фронтового зрителя. Вот почему актёра не пугали ни близость фронта, ни артобстрелы, ни бомбёжки, ни недостаток времени для сна – лишь бы были довольны бойцы, только бы ещё лучше громили врага.

Так в памятные дни штурма Севастополя Фронтовой филиал давал спектакли в частях штурмовой авиации. Спектакли регулярно проходили в интервалах между боевыми операциями; их посещали лётчики после четырёх-пяти боевых вылетов.

“Состав труппы является участником славной битвы за Севастополь, ибо штурмовики и истребители, получившие большой духовный отдых от прекрасной игры артистов, дрались с большим мужеством и упорством. Личный состав гарнизона снова хотел бы видеть вас в нашей среде; вместе с вами как-то сподручнее бить непрошеного гостя, пришедшего в наш дом”, – писал заместитель командира флота по политической части Калашников 13 мая 1944 года.

Весна и лето 1944 года были волнующими и радостными для всего советского народа. Красная Армия беспрерывно наступала на фронте протяжённостью в 2000 км.

На первомайские праздники 1944 г. Малый театр опять направил бригаду на фронт – на этот раз на Первый Белорусский. У артистов в репертуаре был большой монтаж пьесы Островского “На бойком месте” сцены из комедии “Женитьба Бальзаминова”, стихи К. Симонова, знаменитые песни: “Офицерский вальс” Фрадкина и “Последний рейс” Соловьёва-Седого. Первый концерт артисты дали для Военного Совета Фронта, после которого выехали в прославленную армию генерала Батова. Артистам был оказан исключительный приём. К приезду артистов бойцы соорудили в клубе-землянке хорошую, настоящую сцену, зрительный зал на 250 человек, комнаты для артистов, а также провели электрическое освещение. Артисты играли с утроенной энергией и произвели большое впечатление на бойцов. Отсюда артисты отправились обслуживать части знаменитой Дважды Краснознамённой ордена Суворова дивизии.

По приезде в Москву, участники фронтовых поездок включались в повседневную работу театра. Весной 1944 года коллектив освоил новую форму работы с бойцами фронта: “День культурного отдыха бойца”. “День встречи с театром останется в памяти раненых бойцов и офицеров, как большой праздник. Кроме трёх спектаклей, сыгранных в аудиториях госпиталя и обслуживших ходячих раненых, театр дал 8 палатных выступлений, доставивших большую радость тяжело раненым, лишённым возможности присутствовать на спектакле”, – говорилось в отзыве, присланным из госпиталя 1го ММИ за 11 мая 1944 г.

Наряду с военно-шефской работой в воинских частях и госпиталях коллектив считал своим долгом принимать участие в разгроме врага и другими средствами – боевыми.

Ещё в 1943 г. коллектив Малого театра обратился к Верховному Главнокомандующему с просьбой «удовлетворить желание коллектива построить звено боевых самолётов “Малый театр”, который примет участие в окончательном разгроме фашистских разбойников». В письме сообщалось, что Малый театр внёс в банк на нужды обороны 452 тыс. 782 руб. и в фонд детей фронтовиков 70000 руб. Малый театр накопил 1 миллион руб. для постройки эскадрильи самолётов и получил разрешение назвать её именем Малого театра.

И вот наступил долгожданный день.

18 августа 1944 года эскадрилья была принята. Церемониал передачи был необычайно торжественным. На зелёном ковре аэродрома выстроились остроносые “Яковлевы”. На борту их было написано: “Малый театр – фронту”. “Мы не могли наглядеться на новенькие сверкающие истребители, созданные по нашему собственному почину, не могли налюбоваться на красавцев – как на подбор – молодых лётчиков, которые должны были на наших самолётах разбить врага”, – вспоминал главный режиссёр театра К.А. Зубов. Проходит торжественный митинг. Генерал зачитывает приказ Военного Совета ВВС Красной Армии о передаче эскадрильи самолётов с бортовой надписью “Малый театр – фронту” Н-ской части.

На трибуну поднимается старейшая русская актриса А. Яблочкина и произносит ответную взволнованную речь. Командир эскадрильи Мелихов заверяет, что самолёты, подаренные Малым театром, будут грозой для гитлеровцев.

Артисты Яблочкина, Турчанинова, Садовский, Богатыренко и Сальникова вручили лётчикам Разумову, Батизату, Бушмину, Андрееву и другим формуляры на боевые машины. После передачи последовал показ приёмов высшего пилотажа. И для актёров и для лётчиков это был поистине счастливый день.

Впоследствии в Малый театр приходили письма-рапорты о делах эскадрильи, сведения о количестве сбитых вражеских машин.

С некоторыми артистами у лётчиков завязалась дружеская переписка.

15 марта 1945 года Е.Д. Турчанинова получила письмо от лётчика Александра Батизата. “Здравствуйте, уважаемая Евдокия Дмитриевна! – писал он. – Посылаю Вам горячий привет, желаю здоровья и успехов в Вашей работе. Я очень благодарю Вас за приём, который вы оказали нам с супругой.

23 апреля я уезжаю на Дальний Восток. Вас от души благодарю за ценный подарок, преподнесённый на аэродроме. Это был первоклассный истребитель-бомбардировщик. На нём я много уничтожил живой силы и техники противника. То, что Вы прочитали в газетах, – это часть из той большой работы, которую мы проделали в период боевых операций. Ваш материнский наказ и поручение, данные мне при вручении формуляра, я выполнил…

В память посылаю Вам две мои фотографии. До скорого свидания.

С приветом Александр Батизат”.

В июне 1944 г. обе группы Фронтового филиала возвратились в Москву и начали готовить новую программу. Репертуар пополнился водевилем А. Чехова “Юбилей”, отрывком из “Женитьбы Бальзаминова” А.Н. Островского, а также стихами и песнями на стихи поэтов-фронтовиков: А. Суркова и Е. Долматовского.

В 1944 году артистам впервые за все годы войны представилась возможность иметь заслуженный отдых, но они единогласно приняли решение провести летние месяцы в поездке по частям Действующей Армии.

Первая группа (бригадир В.Ф. Торский) начала работать в частях Первого Украинского фронта, выступая на самой западной точке тогдашнего фронта: Сандомирском плацдарме на Висле, где началась подготовка решающего наступления на Германию, перед танкистами генерал-полковника М. Катукова.

Вторая группа (бригадир В.Г. Кесслер) была направлена на Северный флот, имея задания обслужить Военно-воздушные силы, боевые корабли, базы торпедных катеров, подводных лодок, части береговой обороны и морской пехоты.

Бригада Фронтового филиала находилась на Северном флоте с 22 июля по 18 сентября 1944 г. Многие концерты состоялись в таких отдалённых пунктах, в которых никогда до этого не было ни одной концертной бригады. Об одной из таких поездок очень ярко рассказала в своих воспоминаниях Валентина Тёмкина: “Однажды нам предстоял получасовой переход на небольшой островок, который защищали чуть больше пятидесяти моряков. У них оказывается, ещё ни разу не бывали артисты. На сей раз мы шли даже не на катере, а на моторной шлюпке. И, конечно же был опять шторм. Моряки, правда, нам уже объяснили, что в конце августа и в сентябре Баренцево море штормит почти постоянно. Обещанные полчаса обернулись многочасовой борьбой со стихией. Нашу шлюпку так швыряло, что мы просто чудом ухитрялись в ней удерживаться. Небольшой открытый навес не спасал от ледяного водопада. Все силы уходили на постоянное единоборство с качкой, на страх их уже не оставалось. В такую переделку мы попали впервые. Наконец, очередной волной шлюпку кинуло к пирсу, на котором нас уже ждали. Кое-как закрепили шлюпку, но как попасть на берег? Он был так высоко, что оказался недосягаемым. Тогда с пирса спустили металлическую лесенку, а шлюпку тем временем продолжало швырять из стороны в сторону. И в такой обстановке нужно было изловчиться, ухватиться за ступеньку, подтянуться, встать на нижнюю перекладину, а руками перехватить следующую. Ну, прямо, акробатический номер. Без помощи сопровождавших нас матросов, мы бы, естественно, на берег не попали. Двоим парням пришлось здорово поработать, пока удалось “нацепить” каждого человека на лестницу… судорожно цепляясь за каждую ступеньку, я сделала несколько шагов вверх и … наконец, сильные руки подхватили меня, но вытащили не сразу – я никак не могла разжать пальцы и выпустить из рук ледяную перекладину”. За 45 дней бригада дала свыше 100 спектаклей и концертов. Работу артистов высоко оценило командование Северного флота. Весь состав бригады был награждён медалью “За героическую оборону Заполярья”.

Осенью 1944 года одним из самых трудных был Прибалтийский фронт, где гитлеровские войска за три с лишним года позиционной войны сильно укрепили рубежи. И именно поэтому для поднятия боевого духа наших войск в середине октября на Второй Прибалтийский фронт выехала первая группа, а на Третий Прибалтийский фронт – вторая группа Фронтового филиала Малого театра.

Артисты с честью выполняли свой долг. Об этом свидетельствует, например, отзыв о работе бригады Кесслера: “Ваше искусство, дорогие наши собратья в борьбе с немецкими захватчиками, вдохновляет нас на новые боевые дела, вливает новые силы наступательного порыва”.

Фронтовой филиал в ноябре вернулся в Москву на репетиционный период. Но кроме репетиций артисты Фронтового филиала давали шефские спектакли на оборонных предприятиях и в военных учебных заведениях Москвы.

В последние годы войны Малый театр мобилизовал все свои творческие силы на углубление сценической деятельности. Для этой цели Малый театр обратился к творчеству известного советского писателя Алексея Николаевича Толстого. А.Н. Толстой в это время работал над романом “Иван Грозный”, из которого Малый театр задумал воплотить на сцене первую часть произведения “Орёл и орлица”.

А.Н. Толстой так объяснил причину своего обращения к образу Ивана Грозного и его эпохе: “Я верил в нашу победу даже в самые трудные дни октября-ноября 1941 года. И тогда начал драматическую повесть “Иван Грозный”. Она была моим ответом на унижения, которым немцы подвергли мою Родину”.

Наличие высокохудожественных образов и чудесный язык пьесы привлекли внимание труппы театра.

Перед режиссёрами была поставлена задача не только воспроизвести на сцене исторически верную картину эпохи, но и вскрыть её политическую сущность в духе требований своего времени.

Первому режиссёру И.Я. Судакову пьеса оказалась не под силу и подготовить новую редакцию театр поручил режиссёрам П.М. Садовскому, К.А. Зубову и Б.И. Никольскому.

А.Н. Толстой, будучи уже тяжело больным, смог быть только на двух-трёх репетициях. Он утвердил новые планы режиссёров, не возражал против переделок текста. Он так охарактеризовал новую редакцию своей пьесы: “Нового ничего нет, те же или почти те же исполнители, те же декорации. Да, почти ничего нового нет – разница только та, что тогда были “персонажи”, но их обрызнули живой водой и они стали живыми людьми”.

Премьера спектакля в новой редакции была показана в знаменательный для нашей Родины день – 2 мая 1945 года, когда части Советской Армии полностью овладели столицей фашистской Германии – Берлином.

По поводу нового сценического варианта спектакля “Правда” писала: “Малый театр создал нужный советскому зрителю спектакль. Наш народ, горячо любящий свою Родину, хочет знать её историю… Новая постановка пьесы А.Н. Толстого на сцене Малого театра прямо соответствует достижению этой высоко воспитательной цели. И советская общественность, радостно принимающая этот спектакль, оценит новую художественную заслугу своего любимого старого театра”.

С января месяца 1945 года Красная Армия триумфально продвигалась по Восточной Европе, преодолевая упорство врага, и уничтожая сопротивляющихся гитлеровцев. Из-за большой удалённости от центра полноценную военно-шефскую работу на фронте мог вести только Фронтовой филиал. Самыми яркими были последние поездки Фронтового театра в Действующую армию. Обе группы филиала выехали на Второй Украинский и Второй Белорусский фронты в начале февраля 1945 года и пробыли на фронте по июнь 1945 года. Артисты шли вслед за наступающими войсками и обслуживали их на марше. В ряде городов как, например, в Гданьске, Трептове, Демине, артисты появлялись буквально через 6-8 часов за вошедшими нашими войсками.

Бойцы и офицеры фронта проявляли громадный интерес к спектаклям филиала Малого театра, оказывали им восторженный приём. Вот как вспоминала об этом артистка Пироцкая: “Танковая часть. В одиннадцать часов ночи стало известно о нашем приезде. К утру был очищен огромный сарай, построена сцена, “балкон”, “амфитеатр” – подготовлен зрительный зал на тысячу четыреста мест. Бойцы озеленили двор, посыпали дорожки песком, на воротах у входа красовалась надпись: “Добро пожаловать! Привет артистам любимой Москвы!”

Вторая группа в этот период работала в частях Второго Украинского фронта. Она прошла большой путь, обслужив армию в Будапеште, Вене, Лучинце, Хохенау, Братиславе и других городах.

Вместе с войсками артисты пережили счастливые минуты Победы.

Счастье Победы передают воспоминания Пироцкой: “… Мы у Рейхстага. Тысячи, десятки тысяч наших доблестных воинов. Над куполом развивается Красное знамя. С трудом пробираемся внутрь. Стены заполнены надписями: “Я пришёл из Сталинграда”, “Я пришёл из Севастополя”, “Я пришёл из Киева”, “Я пришёл из Одессы”…

Я не выдержала и тоже написала огромными буквами: “Мы из Москвы, от Малого театра”.

Фронтовой филиал к концу войны вырос творчески и завоевал в частях и соединениях Действующей армии высокое признание и популярность, о чём свидетельствуют отзывы офицеров и письма солдат.

Выражая чувства благодарности актёрам Малого театра, бойцы и командиры одной воинской части писали: “… Трудно подобрать слова благодарности за ту радость, за то счастье, которое вы нам доставили своим концертом. Спасибо, дорогие товарищи. Сколько сил и энергии влили вы в нас своим искусством. Как самые дорогие дни мы будем хранить в памяти дни этой встречи…”

Общение со славными защитниками Родины помогало артистам глубже понять и раскрыть характеры современников. Актёрам быть рядом с такими людьми, дышать одним воздухом с ними значило пользоваться чистым и мощным источником вдохновения.

Вдохновляемые геройством наших воинов, артисты жили одинаково страстным стремлением к победе.

И когда 9 мая 1945 года небо над Москвой осветилось залпами салютов, безмерная радость охватила в ту ночь и наших артистов от горделивого сознания, что в великое, светлое дело Победы над ненавистным врагом вложена частица и их труда.


О.В. БУБНОВА, историк-архивист



Дата публикации: 09.05.2007
МАЛЫЙ ТЕАТР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

22 июня чёрной молнией ударило в наш календарь. Страшная, смертельная угроза нависла над нашей страной. Началась Великая Отечественная война советского народа против лютого, коварного и сильного врага.

Первые дни войны застали Малый театр на Украине. По традиции театр на лето всегда выезжал на гастроли в другие города. Одна группа артистов работала в Днепропетровске, другая в Донецке. Третья небольшая группа артистов под руководством Н.А. Анненкова выступала с шефскими концертами в красноармейских лагерях Западной Украины и раньше других ощутила на себе близость фронта.

21-го июня вечером обслуживали Павурские лагеря, откуда на рассвете выехали в Ковель и попали под бомбёжку самолётов врага. В час ночи выехали в Киев. Оказавшись на фронте, актёры ощутили на себе всю тяжесть фронтовой обстановки первых дней войны. Стихийно возникает первая фронтовая бригада. Артисты выступают перед зрителями, которые сразу же после спектакля уходят на фронт.

Начиная с этих памятных дней войны и до мая 1945 года военно-шефская работа стала основой жизни театра. Вернувшись с гастролей в Москву Малый театр – один из первых театров Москвы организовал штаб военно-шефской работы. Штаб непосредственно занимался формированием бригад, организацией выступлений актёров на призывных пунктах, вокзалах, а позднее в госпиталях.

В июле-августе 1941 г. в Москву стали поступать первые раненые. Малому театру предложили взять шефство над госпиталем “Марьина роща”. Коллектив с готовностью взялся за эту благородную работу. В палатах давалось по 4 полных концерта каждый день. Между артистами и ранеными бойцами установилась крепкая дружба. Каждый из артистов хотел хоть чем-нибудь помочь бойцам. Так актриса Ксения Тарасова приняла самое горячее участие в судьбе политрука Хасана. Он не знал покоя, думая, что его семья погибла при бомбёжке его родного города Брест-Литовска. Тарасова сумела разыскать местонахождение семьи бойца и послала им письмо.

В сентябре 1941 года уже организуются первые общемосковские фронтовые бригады, выезжавшие непосредственно на фронт, на передовые позиции.

Актёры Малого театра С. Межинский и А. Коротков в составе 1ой Московской бригады выступали перед бойцами легендарного генерала Л. Доватора.

Артистам приходилось выступать в неимоверно трудных условиях, под проливным дождём, под непрекращающуюся орудийную стрельбу. Главное, к чему стремились актёры, – установить контакт с фронтовым зрителем, увлечь своим исполнением – было достигнуто. Чувство фронтового братства объединяло актёров и бойцов.

В эти дни гремели решающие бои под Москвой. “Правда” эпически строго передавала их нарастающее ожесточение.

30 сентября 1941 г. три мощные танковые группировки противника прорвали оборону Советских войск. Началось гитлеровское наступление на Москву.

В октябре 1941 г. в Москве было введено осадное положение.

Советское правительство вынесло постановление об эвакуации в глубь страны вместе с правительственными учреждениями и театральных коллективов.

Малый театр был эвакуирован в Челябинск. Но не все актёры смогли туда выехать. Они вошли в штаб ВТО (Всероссийское театральное общество) как отдельная концертная бригада. Артисты в ноябре – декабре дали 47 концертов. За этими скромными цифрами скрывается титаническая работа в сильные морозы, во время бомбёжек, когда, как вспоминала В. Обухова, “артисты не вылезали из своих валенок, ушанок, платков и полушубков. Только на короткое время сбрасывали эту одежду перед концертом и всегда выступали в красивых нарядных платьях, чтобы воины чувствовали праздничность приездов актёров”.

23 декабря 1941 г. Малый театр начал стационарную работу в Челябинске спектаклем “На всякого мудреца довольно простоты”. “Пребывание здесь старейшего русского театра, – сообщала печать, – оценено трудящимися Челябинска как выдающееся событие культурной жизни города”.

И всё-таки на первом месте для артистов стояла военно-шефская работа. Работа по обслуживанию раненых в госпиталях велась на протяжении всего времени пребывания Малого театра в Челябинске. О госпитальном обслуживании надо сказать особо. Этот вид работы ― нечто совершенно исключительное, к чему трудно привыкнуть даже мужчине. Но зато, какое удовлетворение испытывал актёр, когда видел, что по мере его выступления, ещё недавно безжизненные лица оживали, глаза загорались и, наконец, больные начинали улыбаться…

Но работа в госпиталях не могла до конца удовлетворить артистов, их тянуло на фронт. 20 февраля 1942 г. в направлении Западного фронта выехала вторая бригада под руководством П.М. Садовского. Бригада проделала путь в 1500 км, побывав в шестнадцатой армии Рокоссовского и дала 45 концертов. В одном из многочисленных отзывов говорилось: “Весь личный состав части очень доволен вашим выступлением. Правда, оно было прервано боевой тревогой и лётчики прямо с концерта под его впечатлением с улыбкой на устах ушли в воздух на выполнение боевого задания и в успешном выполнении его есть частица вашего труда…” Игоря Ильинского бойцы называли своим любимцем и от всей души благодарили его за чтение рассказов “Близнецы”, “Ночь перед судом”, за стихи С. Маршака.

В Челябинске, в апреле 1942 г. шла подготовка по составу и репертуару новой фронтовой бригады. Её художественным руководителем был Михаил Францевич Ленин. Бригада дала 48 концертов для лётчиков Северо-Западного и Западного фронтов. Бойцам посчастливилось тогда услышать народного артиста СССР А.А. Остужева, этого талантливейшего актёра Малого театра. “Первый раз я так полно ощутил могучую силу искусства, его настоящее значение и смысл! Передо мной была идеальная аудитория, с трепетом ловящая каждое слово, чутко отзывающаяся на каждую интонацию, понимающая всю красоту глубокой мысли и благородного чувства”, – вспоминал позднее об этой поездке А. Остужев.

До самых последних дней пребывания в Челябинске актёры обслуживали концертами части, которые находились на территории Уральского военного округа, а также подшефные госпитали Челябинска.

Уже в октябре 1942 г. Малый театр в полном составе вернулся из Челябинска в Москву и по возвращении сразу же активно включился в военно-шефскую работу.

30 октября 1942 г. по старой Калужской дороге выехала фронтовая бригада к защитникам Москвы. За 18 дней бригада дала 50 концертов и только 2 раза артисты выступали в наземном клубе, а в основном – в землянках, где жили бойцы.

Осенью 1942 года на юге страны вырастала новая военная угроза – враг рвался к Сталинграду. И как всегда, для моральной поддержки воинов на самые трудные участки фронта посылались представители искусства и в числе их неизменно бывали посланцы Малого театра. Так, в составе сборной Московской бригады на Юго-Западном фронте, для обслуживания войск, представительницей от Малого театра являлась Варвара Александровна Обухова.

Актёры пробыли 4 дня в Саратове, давали концерты в воинских частях, расположенных за городом. На пятый день за артистами приехали из Сталинграда. Артисты добирались туда на открытых грузовиках. Ехали без отдыха до темноты, останавливались только на ночь. Дальность расстояний, трудные климатические условия, нехватка воды переживались актёрами легко, так как у них было одно желание – дать почувствовать бойцам, что о них не забывают, что тыл помнит о них.

25 концертов из 32х были непосредственно проведены на передовой в окопах. Вот запись одного из дней дневника В.А. Обуховой:

“5 ноября. Сегодня нам предстоит сделать 4 концерта. В 9 часов утра у пехотинцев на передовой линии. В 1200 у артиллеристов тоже на передовой. В 1500 в Учебном батальоне и в 2400 в штабе генерала К. – у него сегодня награждение орденами и праздничный митинг. Едем к передовой. Всё время на крыле машины кто-нибудь следит за “воздухом”. Едем без дороги, прямо по степи. Стоп. Дальше машине нельзя ехать. Команда “выходить”. По одному, по цепочке, через интервалы, пригнувшись, бежим километра полтора к окопам.

Окопы. Бойцы стоят в окопах во весь рост, видно только полголовы из-под земли. Нас ждут, все в сборе. Сцена – естественная площадка перед окопами. Быстро начинаем концерт. Поёт Первиль, я читаю, Звягина и Хрусталёв танцуют чардаш. Отрывок из комедии “Хозяйка гостиницы” принимается взрывами смеха. Последним выступает квартет – поют казачью. Вдруг залп, свист и разрыв в метрах ста от нас. Миномётный обстрел, мне подают знак кончать концерт. Квартет заканчивает песню и я объявляю конец концерта.

Второй залп. Свист и разрыв уже ближе. Особо отличившийся боец говорит нам приветствие, благодарит. Звягина произносит горячие, прощальные слова. И опять по приказу, по цепочке, пригнувшись, направляемся к артиллеристам. Обстрел продолжается минут 30-40. разрывы совсем близко, рядом и через головы. Нас осыпает землёй и песком. Наступает тишина … Все мы живы и не ранены”.

В адрес артистов приходило много писем с благодарностью и с ценными замечаниями и просьбами. Бойцы и командиры просили наполнять репертуар отрывками пьес оборонного содержания. И вскоре такая пьеса на материалах Великой Отечественной войны была создана.

5 ноября 1942 г. театр показал пьесу А. Корнейчука “Фронт”.

В спектакле были заняты лучшие актёры театра: Зубов, Владиславский, Царёв, Анненков, Светловидов, Коротков, Истомин и другие.

Художественные образы, воплощённые в спектакле были очень правдивы, да они и не могли быть иными – артисты, бывая на передовых, хорошо знали фронтовую жизнь.

“Фронт” в постановке Малого театра вызывал огромный интерес у московских и фронтовых зрителей и получил их заслуженную высокую оценку.

1943 год стал для всей страны переломным.

2 февраля 1943 г. грандиозное сражение на Волге закончилось полным разгромом и пленением 330-тысячной группировки отборных гитлеровских войск. Инициатива военных действий прочно перешла в руки Красной Армии. Лучшие мысли и чувства всего народа были обращены к нашей родной армии. Многие театры страны обязались отметить её 25-ую годовщину. Малый театр был среди них первым. Актёры, не занятые в спектаклях на основной сцене, усиленно готовились к поездке на фронт. Актёры, не входившие в состав концертных бригад, давали шефские концерты в клубе Наркомата обороны.

Военно-шефская комиссия решила послать в феврале месяце две артистические бригады. 19 февраля 1943 г. на Юго-Западный фронт выехала бригада, возглавляемая А.В. Поляковым и пробыла на фронте до 10 апреля, дав около 100 концертов. Другая бригада, во главе с народным артистом СССР А.А. Остужевым, выехала на Калининский фронт, пробыв там до 2 марта. Обе бригады подготовили обширный репертуар. Помимо обслуживания бойцов, артисты давали концерты для колхозников и рабочих освобождённых районов.

Так, в Воронеже артисты бригады Полякова дали концерт для бойцов и рабочих в здании медицинского института. Проезжая через весь город, артисты видели страшную картину разрушения. “Чёрными зловещими силуэтами высятся каркасы домов по обе стороны улиц. Насквозь белеют оконные проёмы и огромные пробоины в стенах. Висящие куски железа от сорванных крыш издают при порывах ветра жуткие звуки… Метёт метель. Всё занесено снегом. В сугробах стоят заржавелые трамваи, торчат обугленные стволы деревьев, остатки недавних танковых заграждений…” – вспоминала В.А. Обухова. Артисты забывали усталость четырёхдневного пути и с особым подъёмом давали концерт. Потребность в искусстве на фронте была огромная.

В одном из отзывов бойцы писали: “… Крепче рука сжимает винтовку, сердце рвётся в бой. Большое фронтовое спасибо за чудесные, счастливые минуты! Ещё крепче будем громить фашистских варваров до полного их уничтожения”.

Вторая бригада во главе с Остужевым обслуживала в основном полки связи, аэродромы. Им посчастливилось выступать в 13ой воздушной армии М. Громова.

Артисты появлялись на полевых аэродромах, где поляна вдруг становилась зрительным залом, а зенитки и самолёты – суровой декорацией. Лётчики, ещё не остывшие от воздушных схваток, с жадностью отдавались пленительной силе искусства. В любой момент могла раздаться команда и зрители, покинув “зал”, должны были подняться в воздух. Мысль о том, что с впечатлениями от выступления актёров зрители, быть может, после концерта полетят бомбить скопища врагов, вызывала у артистов ещё больший энтузиазм.

Фронт быстрым темпом продвигался на Запад. Красная Армия преследовала врага, не давая ему возможности укрепиться для новой обороны, и артистам приходилось обслуживать воинские соединения на ходу, на марше.

Часто автобус, в котором артистам приходилось жить, останавливался и бригада начинала свой концерт прямо у дороги, где бойцы останавливались на короткий отдых. После спектакля зрители усаживались по машинам и грозная лавина танков продолжала двигаться на Запад.

Так было на Центральном фронте, куда была направлена бригада под руководством М. Царёва.

Артисты въехали в Полтаву на третий день после ухода фашистов, когда город ещё горел. До войны Малый театр был на гастролях в Полтаве и артисты хорошо помнили этот красивый, весь утопающий в зелени город. Сейчас они его не узнавали, он был сожжён. Поседевшие от горя жители рассказывали им о зверствах фашистов.

26 сентября 1943 г. у памятника Славы, чудом уцелевшего, артисты Малого театра дают концерт для гарнизона и жителей города. “Подмостками нам служат уступы памятника. Вокруг многотысячная толпа. Услышат ли нас? – вспоминала Варвара Обухова. – Но вот наступает полная тишина. Кажется, впервые здесь я поняла, что такое человеческое внимание. Люди ловят каждый звук нашего голоса, каждое слово”.

Артисты возвращались в Москву, уверенные в окончательной победе над врагом и полные творческих сил для работы в родном Малом театре. Работа Малого театра по обслуживанию воинских частей и госпиталей Москвы характеризуется новыми формами, из которых следует отметить творческие отчёты ведущих мастеров. Такие отчёты были сделаны А.А. Яблочкиной, В.Н. Рыжовой, В.Н. Пашенной, Е.Д. Турчаниновой, И.В. Ильинским и другими актёрами. И отовсюду, где бы ни побывали артисты, в Малый театр шли отзывы, письма со словами благодарности.

В дни празднования Великой Октябрьской социалистической революции в ноябре 1943 г. Малый театр направил фронтовую бригаду во главе с В. Обуховой. Среди обслуживаемых армий была армия Рокоссовского. Артисты вернулись в Москву с очень тёплыми отзывами. В одном из них писалось, что “концертные выступления артистов злободневны по содержанию и исключительны по игре”. Злободневность содержания – это как раз то, чего не хватало артистам в 1941 г. и 1942 г.

В работе основной сцены 1943 год принёс творческие радости. Выдающийся писатель страны Леонид Леонов отдал свою новую пьесу “Нашествие” Малому театру, долгожданную пьесу о современности.

Вместе с пьесой Корнейчука “Фронт” – это были “душевные боеприпасы фронту”, в которых страстная публицистика переплеталась с вдохновенной лирикой.

Малый театр первым показал пьесу Леонова зрителям столицы. “Я хочу ненавидеть врага со всей моей страстностью” – эти слова Л. Леонова, написанные им в статье “Голос Родины”, в связи с премьерой спектакля в Малом театре, дают выразительное определение основной теме пьесы. Леонов так раскрыл замысел своей пьесы “Нашествие”: “На мою Родину обрушился огромный, неожиданный удар, удар пришёлся в самую грудь. Народ должен знать, как случилось, что мы устояли, что неисчислимые бедствия не свалили нас. Жив наш дух и непоколебимо стоит за свою правду Отечество”.

Враг был показан так, что волна ненависти захватывала зрительный зал.

К новой работе театра зрители отнеслись с огромным интересом, а критики с большим вниманием: подробные рецензии появились во всех газетах. “Спектакль показывает, что Малый театр, театр Щепкина и Островского, стремится быть тесно связанным с текущими днями и событиями нашей жизни”, – писала “Комсомольская правда”. Это был “спектакль – сильный, воинственный, большой художественной честности и прямоты, суровой и резкой правды” – писала газета “Труд”.

В 1943 г. по-новому, глубоко и актуально прозвучала комедия А.Н. Островского “На всякого мудреца довольно простоты” в капитальном возобновлении. В этой постановке носителями вековых традиций театра были А.А. Яблочкина, Е.М. Шатрова, М.И. Царёв, И.В. Ильинский.

Одновременно с работой над русской классикой Малый театр осуществляет в декабре 1943 г. постановку комедии Б. Шоу “Пигмалион”. Ставит спектакль знаменитый режиссёр К.А. Зубов и сам исполняет главную роль – роль профессора Хиггинса. Являясь превосходным актёром, Зубов объединил всех исполнителей в единый ансамбль и это определило успех спектакля.

Одновременно с большой и углублённой сценической работой творческий коллектив театра стремился расширить и улучшить военно-шефскую работу, учитывая накопившийся опыт и пожелания бойцов видеть целые театральные спектакли. Перед Малым театром встала задача создания фронтового театра, который мог бы стать его полноценным представителем на фронтах.

Задачей молодого коллектива являлся показ бойцам спектаклей, продолжающих и отражающих репертуарную линию старейшего русского театра. Художественным руководителем был назначен режиссёр Малого театра, заслуженный артист РСФСР С.А. Алексеев.

В апреле 1943 года был выпущен первый спектакль “Без вины виноватые”. Кроме этого спектакля, артисты подготовили и обширную концертную программу.

В 1943 году филиал выезжал в действующую армию четыре раза и были даны 61 спектакль и 107 концертов.

К февралю 1944 года филиал подготовил новые спектакли: старинные водевили “Девушка-гусар” Ф. Кони и “Дочь русского актёра” П. Григорьева. Обе группы Фронтового филиала 18 февраля 1944 года выехали на фронт и пробыли в этой поездке почти 4 месяца.

В 1944 году Красная Армия, ещё больше наращивая преимущества над фашистами в численности войск, артиллерии, танков, самолётов, наносила мощные удары на различных участках фронта, освобождая оккупированную врагом территорию.

В этих условиях артистам нужно было не отставать от частей. Все спектакли актёры давали в портативном оформлении и костюмах, дающих возможность в трудных фронтовых условиях раскрыть стиль произведения. Зритель на фронте – это хозяин спектакля и его судья. Пожалуй нигде и никогда актёр не испытывал такой творческой радости, справедливой оценки, как у фронтового зрителя. Вот почему актёра не пугали ни близость фронта, ни артобстрелы, ни бомбёжки, ни недостаток времени для сна – лишь бы были довольны бойцы, только бы ещё лучше громили врага.

Так в памятные дни штурма Севастополя Фронтовой филиал давал спектакли в частях штурмовой авиации. Спектакли регулярно проходили в интервалах между боевыми операциями; их посещали лётчики после четырёх-пяти боевых вылетов.

“Состав труппы является участником славной битвы за Севастополь, ибо штурмовики и истребители, получившие большой духовный отдых от прекрасной игры артистов, дрались с большим мужеством и упорством. Личный состав гарнизона снова хотел бы видеть вас в нашей среде; вместе с вами как-то сподручнее бить непрошеного гостя, пришедшего в наш дом”, – писал заместитель командира флота по политической части Калашников 13 мая 1944 года.

Весна и лето 1944 года были волнующими и радостными для всего советского народа. Красная Армия беспрерывно наступала на фронте протяжённостью в 2000 км.

На первомайские праздники 1944 г. Малый театр опять направил бригаду на фронт – на этот раз на Первый Белорусский. У артистов в репертуаре был большой монтаж пьесы Островского “На бойком месте” сцены из комедии “Женитьба Бальзаминова”, стихи К. Симонова, знаменитые песни: “Офицерский вальс” Фрадкина и “Последний рейс” Соловьёва-Седого. Первый концерт артисты дали для Военного Совета Фронта, после которого выехали в прославленную армию генерала Батова. Артистам был оказан исключительный приём. К приезду артистов бойцы соорудили в клубе-землянке хорошую, настоящую сцену, зрительный зал на 250 человек, комнаты для артистов, а также провели электрическое освещение. Артисты играли с утроенной энергией и произвели большое впечатление на бойцов. Отсюда артисты отправились обслуживать части знаменитой Дважды Краснознамённой ордена Суворова дивизии.

По приезде в Москву, участники фронтовых поездок включались в повседневную работу театра. Весной 1944 года коллектив освоил новую форму работы с бойцами фронта: “День культурного отдыха бойца”. “День встречи с театром останется в памяти раненых бойцов и офицеров, как большой праздник. Кроме трёх спектаклей, сыгранных в аудиториях госпиталя и обслуживших ходячих раненых, театр дал 8 палатных выступлений, доставивших большую радость тяжело раненым, лишённым возможности присутствовать на спектакле”, – говорилось в отзыве, присланным из госпиталя 1го ММИ за 11 мая 1944 г.

Наряду с военно-шефской работой в воинских частях и госпиталях коллектив считал своим долгом принимать участие в разгроме врага и другими средствами – боевыми.

Ещё в 1943 г. коллектив Малого театра обратился к Верховному Главнокомандующему с просьбой «удовлетворить желание коллектива построить звено боевых самолётов “Малый театр”, который примет участие в окончательном разгроме фашистских разбойников». В письме сообщалось, что Малый театр внёс в банк на нужды обороны 452 тыс. 782 руб. и в фонд детей фронтовиков 70000 руб. Малый театр накопил 1 миллион руб. для постройки эскадрильи самолётов и получил разрешение назвать её именем Малого театра.

И вот наступил долгожданный день.

18 августа 1944 года эскадрилья была принята. Церемониал передачи был необычайно торжественным. На зелёном ковре аэродрома выстроились остроносые “Яковлевы”. На борту их было написано: “Малый театр – фронту”. “Мы не могли наглядеться на новенькие сверкающие истребители, созданные по нашему собственному почину, не могли налюбоваться на красавцев – как на подбор – молодых лётчиков, которые должны были на наших самолётах разбить врага”, – вспоминал главный режиссёр театра К.А. Зубов. Проходит торжественный митинг. Генерал зачитывает приказ Военного Совета ВВС Красной Армии о передаче эскадрильи самолётов с бортовой надписью “Малый театр – фронту” Н-ской части.

На трибуну поднимается старейшая русская актриса А. Яблочкина и произносит ответную взволнованную речь. Командир эскадрильи Мелихов заверяет, что самолёты, подаренные Малым театром, будут грозой для гитлеровцев.

Артисты Яблочкина, Турчанинова, Садовский, Богатыренко и Сальникова вручили лётчикам Разумову, Батизату, Бушмину, Андрееву и другим формуляры на боевые машины. После передачи последовал показ приёмов высшего пилотажа. И для актёров и для лётчиков это был поистине счастливый день.

Впоследствии в Малый театр приходили письма-рапорты о делах эскадрильи, сведения о количестве сбитых вражеских машин.

С некоторыми артистами у лётчиков завязалась дружеская переписка.

15 марта 1945 года Е.Д. Турчанинова получила письмо от лётчика Александра Батизата. “Здравствуйте, уважаемая Евдокия Дмитриевна! – писал он. – Посылаю Вам горячий привет, желаю здоровья и успехов в Вашей работе. Я очень благодарю Вас за приём, который вы оказали нам с супругой.

23 апреля я уезжаю на Дальний Восток. Вас от души благодарю за ценный подарок, преподнесённый на аэродроме. Это был первоклассный истребитель-бомбардировщик. На нём я много уничтожил живой силы и техники противника. То, что Вы прочитали в газетах, – это часть из той большой работы, которую мы проделали в период боевых операций. Ваш материнский наказ и поручение, данные мне при вручении формуляра, я выполнил…

В память посылаю Вам две мои фотографии. До скорого свидания.

С приветом Александр Батизат”.

В июне 1944 г. обе группы Фронтового филиала возвратились в Москву и начали готовить новую программу. Репертуар пополнился водевилем А. Чехова “Юбилей”, отрывком из “Женитьбы Бальзаминова” А.Н. Островского, а также стихами и песнями на стихи поэтов-фронтовиков: А. Суркова и Е. Долматовского.

В 1944 году артистам впервые за все годы войны представилась возможность иметь заслуженный отдых, но они единогласно приняли решение провести летние месяцы в поездке по частям Действующей Армии.

Первая группа (бригадир В.Ф. Торский) начала работать в частях Первого Украинского фронта, выступая на самой западной точке тогдашнего фронта: Сандомирском плацдарме на Висле, где началась подготовка решающего наступления на Германию, перед танкистами генерал-полковника М. Катукова.

Вторая группа (бригадир В.Г. Кесслер) была направлена на Северный флот, имея задания обслужить Военно-воздушные силы, боевые корабли, базы торпедных катеров, подводных лодок, части береговой обороны и морской пехоты.

Бригада Фронтового филиала находилась на Северном флоте с 22 июля по 18 сентября 1944 г. Многие концерты состоялись в таких отдалённых пунктах, в которых никогда до этого не было ни одной концертной бригады. Об одной из таких поездок очень ярко рассказала в своих воспоминаниях Валентина Тёмкина: “Однажды нам предстоял получасовой переход на небольшой островок, который защищали чуть больше пятидесяти моряков. У них оказывается, ещё ни разу не бывали артисты. На сей раз мы шли даже не на катере, а на моторной шлюпке. И, конечно же был опять шторм. Моряки, правда, нам уже объяснили, что в конце августа и в сентябре Баренцево море штормит почти постоянно. Обещанные полчаса обернулись многочасовой борьбой со стихией. Нашу шлюпку так швыряло, что мы просто чудом ухитрялись в ней удерживаться. Небольшой открытый навес не спасал от ледяного водопада. Все силы уходили на постоянное единоборство с качкой, на страх их уже не оставалось. В такую переделку мы попали впервые. Наконец, очередной волной шлюпку кинуло к пирсу, на котором нас уже ждали. Кое-как закрепили шлюпку, но как попасть на берег? Он был так высоко, что оказался недосягаемым. Тогда с пирса спустили металлическую лесенку, а шлюпку тем временем продолжало швырять из стороны в сторону. И в такой обстановке нужно было изловчиться, ухватиться за ступеньку, подтянуться, встать на нижнюю перекладину, а руками перехватить следующую. Ну, прямо, акробатический номер. Без помощи сопровождавших нас матросов, мы бы, естественно, на берег не попали. Двоим парням пришлось здорово поработать, пока удалось “нацепить” каждого человека на лестницу… судорожно цепляясь за каждую ступеньку, я сделала несколько шагов вверх и … наконец, сильные руки подхватили меня, но вытащили не сразу – я никак не могла разжать пальцы и выпустить из рук ледяную перекладину”. За 45 дней бригада дала свыше 100 спектаклей и концертов. Работу артистов высоко оценило командование Северного флота. Весь состав бригады был награждён медалью “За героическую оборону Заполярья”.

Осенью 1944 года одним из самых трудных был Прибалтийский фронт, где гитлеровские войска за три с лишним года позиционной войны сильно укрепили рубежи. И именно поэтому для поднятия боевого духа наших войск в середине октября на Второй Прибалтийский фронт выехала первая группа, а на Третий Прибалтийский фронт – вторая группа Фронтового филиала Малого театра.

Артисты с честью выполняли свой долг. Об этом свидетельствует, например, отзыв о работе бригады Кесслера: “Ваше искусство, дорогие наши собратья в борьбе с немецкими захватчиками, вдохновляет нас на новые боевые дела, вливает новые силы наступательного порыва”.

Фронтовой филиал в ноябре вернулся в Москву на репетиционный период. Но кроме репетиций артисты Фронтового филиала давали шефские спектакли на оборонных предприятиях и в военных учебных заведениях Москвы.

В последние годы войны Малый театр мобилизовал все свои творческие силы на углубление сценической деятельности. Для этой цели Малый театр обратился к творчеству известного советского писателя Алексея Николаевича Толстого. А.Н. Толстой в это время работал над романом “Иван Грозный”, из которого Малый театр задумал воплотить на сцене первую часть произведения “Орёл и орлица”.

А.Н. Толстой так объяснил причину своего обращения к образу Ивана Грозного и его эпохе: “Я верил в нашу победу даже в самые трудные дни октября-ноября 1941 года. И тогда начал драматическую повесть “Иван Грозный”. Она была моим ответом на унижения, которым немцы подвергли мою Родину”.

Наличие высокохудожественных образов и чудесный язык пьесы привлекли внимание труппы театра.

Перед режиссёрами была поставлена задача не только воспроизвести на сцене исторически верную картину эпохи, но и вскрыть её политическую сущность в духе требований своего времени.

Первому режиссёру И.Я. Судакову пьеса оказалась не под силу и подготовить новую редакцию театр поручил режиссёрам П.М. Садовскому, К.А. Зубову и Б.И. Никольскому.

А.Н. Толстой, будучи уже тяжело больным, смог быть только на двух-трёх репетициях. Он утвердил новые планы режиссёров, не возражал против переделок текста. Он так охарактеризовал новую редакцию своей пьесы: “Нового ничего нет, те же или почти те же исполнители, те же декорации. Да, почти ничего нового нет – разница только та, что тогда были “персонажи”, но их обрызнули живой водой и они стали живыми людьми”.

Премьера спектакля в новой редакции была показана в знаменательный для нашей Родины день – 2 мая 1945 года, когда части Советской Армии полностью овладели столицей фашистской Германии – Берлином.

По поводу нового сценического варианта спектакля “Правда” писала: “Малый театр создал нужный советскому зрителю спектакль. Наш народ, горячо любящий свою Родину, хочет знать её историю… Новая постановка пьесы А.Н. Толстого на сцене Малого театра прямо соответствует достижению этой высоко воспитательной цели. И советская общественность, радостно принимающая этот спектакль, оценит новую художественную заслугу своего любимого старого театра”.

С января месяца 1945 года Красная Армия триумфально продвигалась по Восточной Европе, преодолевая упорство врага, и уничтожая сопротивляющихся гитлеровцев. Из-за большой удалённости от центра полноценную военно-шефскую работу на фронте мог вести только Фронтовой филиал. Самыми яркими были последние поездки Фронтового театра в Действующую армию. Обе группы филиала выехали на Второй Украинский и Второй Белорусский фронты в начале февраля 1945 года и пробыли на фронте по июнь 1945 года. Артисты шли вслед за наступающими войсками и обслуживали их на марше. В ряде городов как, например, в Гданьске, Трептове, Демине, артисты появлялись буквально через 6-8 часов за вошедшими нашими войсками.

Бойцы и офицеры фронта проявляли громадный интерес к спектаклям филиала Малого театра, оказывали им восторженный приём. Вот как вспоминала об этом артистка Пироцкая: “Танковая часть. В одиннадцать часов ночи стало известно о нашем приезде. К утру был очищен огромный сарай, построена сцена, “балкон”, “амфитеатр” – подготовлен зрительный зал на тысячу четыреста мест. Бойцы озеленили двор, посыпали дорожки песком, на воротах у входа красовалась надпись: “Добро пожаловать! Привет артистам любимой Москвы!”

Вторая группа в этот период работала в частях Второго Украинского фронта. Она прошла большой путь, обслужив армию в Будапеште, Вене, Лучинце, Хохенау, Братиславе и других городах.

Вместе с войсками артисты пережили счастливые минуты Победы.

Счастье Победы передают воспоминания Пироцкой: “… Мы у Рейхстага. Тысячи, десятки тысяч наших доблестных воинов. Над куполом развивается Красное знамя. С трудом пробираемся внутрь. Стены заполнены надписями: “Я пришёл из Сталинграда”, “Я пришёл из Севастополя”, “Я пришёл из Киева”, “Я пришёл из Одессы”…

Я не выдержала и тоже написала огромными буквами: “Мы из Москвы, от Малого театра”.

Фронтовой филиал к концу войны вырос творчески и завоевал в частях и соединениях Действующей армии высокое признание и популярность, о чём свидетельствуют отзывы офицеров и письма солдат.

Выражая чувства благодарности актёрам Малого театра, бойцы и командиры одной воинской части писали: “… Трудно подобрать слова благодарности за ту радость, за то счастье, которое вы нам доставили своим концертом. Спасибо, дорогие товарищи. Сколько сил и энергии влили вы в нас своим искусством. Как самые дорогие дни мы будем хранить в памяти дни этой встречи…”

Общение со славными защитниками Родины помогало артистам глубже понять и раскрыть характеры современников. Актёрам быть рядом с такими людьми, дышать одним воздухом с ними значило пользоваться чистым и мощным источником вдохновения.

Вдохновляемые геройством наших воинов, артисты жили одинаково страстным стремлением к победе.

И когда 9 мая 1945 года небо над Москвой осветилось залпами салютов, безмерная радость охватила в ту ночь и наших артистов от горделивого сознания, что в великое, светлое дело Победы над ненавистным врагом вложена частица и их труда.


О.В. БУБНОВА, историк-архивист



Дата публикации: 09.05.2007