Новости

ПАМЯТИ НИКОЛАЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ВЕРЕЩЕНКО

ПАМЯТИ НИКОЛАЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ВЕРЕЩЕНКО

29 февраля Николаю Алексеевичу Верещенко исполнилось бы 63 года. Сегодня мы предлагаем читателям сайта познакомиться с Николаем Алексеевичем не только как с актером, но и как с педагогом. Пожалуй, мало кто знает, что в последние годы своей жизни Н.А. Верещенко преподавал актерское мастерство, технику речи и художественное слово в московской школе №1306. В памяти ее выпускников встреча с актером запечатлелась как одно из самых ярких событий в жизни. В 2003 году была выпущена книга, посвященная жизни школы. Свои размышления о судьбе родного звучащего слова в ней оставил и Н.А. Верещенко.

«Много лет назад, в 60-е годы прошлого века, при поступлении в театральное училище им. М.С. Щепкина при Малом театре, мне был задан вопрос: «Откуда у Вас такая «московская» речь?». Этот вопрос задала О.М. Головина — ведущий мастер по сценической речи, профессор, автор многочисленных публикаций, автор легендарного учебника «Искусство речи», по которому учились многие артисты.
Это было время, когда телевидение только становилось на ноги и телевизионные приёмники были редкостью, а вот радио слушали все. Передачи детского и литературного вещания были высочайшего уровня. Конечно, многое зависело от окружения, в этом мне просто повезло, так как вокруг звучала московская речь.
Не помню, чтобы в московском театре, особенно в Малом или Художественном что-то «резало» слух. Не было ни говора, ни ошибок в ударениях. Логика, четкость, музыкальность главенствовали в речи. Одной из традиций Малого театра была высокая требовательность к искусству слова. Опыт мастеров Малого театра — А.П. Ленского, М.С. Щепкина, Садовских, А.И. Южина, В.Н. Пашенной, Л.А. Волкова, В.И. Цыганкова, М.И. Царева, Н.А. Анненкова и многих других развивали любовь к образному слову. Воспитывали чувство ответственности за речевое мастерство. Конечно, это были великие артисты...
К.С. Станиславский считал, что «артист должен обладать превосходной дикцией, произношением... он должен чувствовать не только фразы, слова, но и каждый слог, каждую его букву.
Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане
». Но если вдуматься, вчитаться в его слова, то понимаешь, что то же самое можно сказать в адрес любого человека, ибо его речь — его визитная карточка.
Около тридцати лет я преподавал мастерство актера, десять лет заведовал кафедрой сценической речи в высшем театральном училище им. М.С. Щепкина. Я встречал людей с разным уровнем речевой подготовки при поступлении в театральные вузы, видел, как постепенно менялся интерес в сторону правильного звучания языка, какие неожиданные открытия делали молодые люди, изучая русскую речь.
В наше время все труднее и труднее говорить правильно. Не надо закрывать глаза, надо понимать, что идет массированная атака на русскую речь. Теперь уже правильное звучание — редкость на радио и телевидении. Можно зафиксировать десятки, сотни речевых ошибок в речи дикторов и фразах журналистов. Не надо забывать, что дети — повторение родителей. «Каково волокно, таково и полотно». Плюс колоссальная миграция населения. Подросток на улице слышит русскую речь в «исполнении» уличных торговцев, речь «обогащенную» криминальными мотивами, слэнг.
Не хочу затрагивать тему, что язык живой, что он меняется. Возможно и так... но должен быть фундамент языка, должна быть вера в русскую речь...
Директор школы № 1306 Елена Болеславовна Спорышева предложила мне поделиться моими знаниями, опытом, как артиста и педагога с учащимися.
Позволю еще одну цитату из К.С. Станиславского: «Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв. Прибавьте к этому оканье, аканье, шепелявость, картавость, гнусавость... и всякое косноязычие». Точнее сказать трудно.
Работа с 7—8 классами, с 9—10 классами позволила сделать весьма интересные наблюдения. У всех один недостаток — вялость речевого аппарата и многое из того, о чем говорил К.С. Станиславский.
Я предложил программу «Искусство речи». Конечно, не в том объеме, в котором ею занимаются в театральном вузах, да это и не нужно в школе. Но я глубоко уверен в том, что дети всегда чувствуют искренность и внимание взрослого человека к себе. Предметом нашей встречи и первых знакомств стал их родной звучащий русский язык, на который они вдруг неожиданно взглянули иначе. И услышали его иначе. Им было очень трудно преодолеть себя, начать, как им казалось, с «примитива» — правильной постановки звуков. Но они через какое-то время увидели, что меняется не просто звук, меняется мимика лица, выражение глаз, внутреннее состояние. И то спокойное достоинство, внутренняя уверенность в осмысленно высказанном слове, которые постепенно стали приходить к нам, наполнили желанием идти дальше, работать с отдачей, постепенно одолевая одну ступеньку за другой.
Вот основные разделы нашей программы:
1.Речевой аппарат и значение его тренировки. Артикуляционная гимнастика.
2.Дикция.
3.Нормы литературного произношения.
4.Воспитание профессиональных качеств голоса.
5.Логика речи.
6.Богатство родного языка.

Мы занимались по этой программе. Пришлось преодолевать свою привычную невыразительную речь, делать открытия, удивляться, когда появлялось новое, непривычное звучание.
Те, кто освоил технику, почувствовали свой настоящий голос, данный природой, перешли к художественному слову. Машкина Наташа, Спорышев Виктор, Уткина Маша, Мелешко Лена, Крысова Алена в конце второго года обучения уже могли предложить своим слушателям отрывки из произведений И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.А. Булгакова. Отрывки были выбраны ими самостоятельно — да нет, не выбраны, а вдруг увидены в, казалось бы, знакомом тексте русской классики, а значит, этот новый текст был иначе и осмыслен, чем прежде, понят, связан с самой жизнью, собственными чувствами, симпатиями, мыслями. Это ли не истинное приобщение к великой нашей культуре, не осознание себя частичкой ее, не понимание неразрывной связи народа и его языка, не осознание себя, в конце концов, русским...»

Дата публикации: 01.03.2007
ПАМЯТИ НИКОЛАЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ВЕРЕЩЕНКО

29 февраля Николаю Алексеевичу Верещенко исполнилось бы 63 года. Сегодня мы предлагаем читателям сайта познакомиться с Николаем Алексеевичем не только как с актером, но и как с педагогом. Пожалуй, мало кто знает, что в последние годы своей жизни Н.А. Верещенко преподавал актерское мастерство, технику речи и художественное слово в московской школе №1306. В памяти ее выпускников встреча с актером запечатлелась как одно из самых ярких событий в жизни. В 2003 году была выпущена книга, посвященная жизни школы. Свои размышления о судьбе родного звучащего слова в ней оставил и Н.А. Верещенко.

«Много лет назад, в 60-е годы прошлого века, при поступлении в театральное училище им. М.С. Щепкина при Малом театре, мне был задан вопрос: «Откуда у Вас такая «московская» речь?». Этот вопрос задала О.М. Головина — ведущий мастер по сценической речи, профессор, автор многочисленных публикаций, автор легендарного учебника «Искусство речи», по которому учились многие артисты.
Это было время, когда телевидение только становилось на ноги и телевизионные приёмники были редкостью, а вот радио слушали все. Передачи детского и литературного вещания были высочайшего уровня. Конечно, многое зависело от окружения, в этом мне просто повезло, так как вокруг звучала московская речь.
Не помню, чтобы в московском театре, особенно в Малом или Художественном что-то «резало» слух. Не было ни говора, ни ошибок в ударениях. Логика, четкость, музыкальность главенствовали в речи. Одной из традиций Малого театра была высокая требовательность к искусству слова. Опыт мастеров Малого театра — А.П. Ленского, М.С. Щепкина, Садовских, А.И. Южина, В.Н. Пашенной, Л.А. Волкова, В.И. Цыганкова, М.И. Царева, Н.А. Анненкова и многих других развивали любовь к образному слову. Воспитывали чувство ответственности за речевое мастерство. Конечно, это были великие артисты...
К.С. Станиславский считал, что «артист должен обладать превосходной дикцией, произношением... он должен чувствовать не только фразы, слова, но и каждый слог, каждую его букву.
Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане
». Но если вдуматься, вчитаться в его слова, то понимаешь, что то же самое можно сказать в адрес любого человека, ибо его речь — его визитная карточка.
Около тридцати лет я преподавал мастерство актера, десять лет заведовал кафедрой сценической речи в высшем театральном училище им. М.С. Щепкина. Я встречал людей с разным уровнем речевой подготовки при поступлении в театральные вузы, видел, как постепенно менялся интерес в сторону правильного звучания языка, какие неожиданные открытия делали молодые люди, изучая русскую речь.
В наше время все труднее и труднее говорить правильно. Не надо закрывать глаза, надо понимать, что идет массированная атака на русскую речь. Теперь уже правильное звучание — редкость на радио и телевидении. Можно зафиксировать десятки, сотни речевых ошибок в речи дикторов и фразах журналистов. Не надо забывать, что дети — повторение родителей. «Каково волокно, таково и полотно». Плюс колоссальная миграция населения. Подросток на улице слышит русскую речь в «исполнении» уличных торговцев, речь «обогащенную» криминальными мотивами, слэнг.
Не хочу затрагивать тему, что язык живой, что он меняется. Возможно и так... но должен быть фундамент языка, должна быть вера в русскую речь...
Директор школы № 1306 Елена Болеславовна Спорышева предложила мне поделиться моими знаниями, опытом, как артиста и педагога с учащимися.
Позволю еще одну цитату из К.С. Станиславского: «Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв. Прибавьте к этому оканье, аканье, шепелявость, картавость, гнусавость... и всякое косноязычие». Точнее сказать трудно.
Работа с 7—8 классами, с 9—10 классами позволила сделать весьма интересные наблюдения. У всех один недостаток — вялость речевого аппарата и многое из того, о чем говорил К.С. Станиславский.
Я предложил программу «Искусство речи». Конечно, не в том объеме, в котором ею занимаются в театральном вузах, да это и не нужно в школе. Но я глубоко уверен в том, что дети всегда чувствуют искренность и внимание взрослого человека к себе. Предметом нашей встречи и первых знакомств стал их родной звучащий русский язык, на который они вдруг неожиданно взглянули иначе. И услышали его иначе. Им было очень трудно преодолеть себя, начать, как им казалось, с «примитива» — правильной постановки звуков. Но они через какое-то время увидели, что меняется не просто звук, меняется мимика лица, выражение глаз, внутреннее состояние. И то спокойное достоинство, внутренняя уверенность в осмысленно высказанном слове, которые постепенно стали приходить к нам, наполнили желанием идти дальше, работать с отдачей, постепенно одолевая одну ступеньку за другой.
Вот основные разделы нашей программы:
1.Речевой аппарат и значение его тренировки. Артикуляционная гимнастика.
2.Дикция.
3.Нормы литературного произношения.
4.Воспитание профессиональных качеств голоса.
5.Логика речи.
6.Богатство родного языка.

Мы занимались по этой программе. Пришлось преодолевать свою привычную невыразительную речь, делать открытия, удивляться, когда появлялось новое, непривычное звучание.
Те, кто освоил технику, почувствовали свой настоящий голос, данный природой, перешли к художественному слову. Машкина Наташа, Спорышев Виктор, Уткина Маша, Мелешко Лена, Крысова Алена в конце второго года обучения уже могли предложить своим слушателям отрывки из произведений И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.А. Булгакова. Отрывки были выбраны ими самостоятельно — да нет, не выбраны, а вдруг увидены в, казалось бы, знакомом тексте русской классики, а значит, этот новый текст был иначе и осмыслен, чем прежде, понят, связан с самой жизнью, собственными чувствами, симпатиями, мыслями. Это ли не истинное приобщение к великой нашей культуре, не осознание себя частичкой ее, не понимание неразрывной связи народа и его языка, не осознание себя, в конце концов, русским...»

Дата публикации: 01.03.2007