МАЛЫЙ ТЕАТР ПРОСТИЛСЯ С ГЕНРИЭТТОЙ ЕГОРОВОЙ
МАЛЫЙ ТЕАТР ПРОСТИЛСЯ С ГЕНРИЭТТОЙ ЕГОРОВОЙ
26 января в возрасте 76 лет от сердечного приступа скончалась заслуженная артистка России Генриэтта Александровна Егорова. Сегодня утром в Малом театре прошла гражданская панихида. О Генриэтте Егоровой рассказывает в нашей программе театральный критик Вера Максимова.
МАКСИМОВА: Егорова была бесконечно талантливым человеком. Она была любимой ученицей Веры Николаевны Пашенной и окончила в 1953 году Щепкинское училище при Малом театре как первостепенное дарование. Она прожила очень трудную судьбу в своем театре. Такой же трудной и трагической была и ее личная жизнь. В самые тяжелые минуты, когда она теряла ребенка, вдруг она открылась как замечательная, характерная актриса.
Был такой спектакль “По ту сторону” по роману Виктора Кина, и она, действительно переживавшая величайшее для женщины несчастье, сыграла крошечную роль - такой портовой не то проститутки, не то певички - очень похоже на то, как это делала Фаина Георгиевна Раневская. С папиросой, накрашенными губами она пела романсы “Цвели хризантемы в саду” где-то далеко-далеко на востоке, куда едут герои или подпольщики, большевики, которых играли тогда молодой совсем Виктор Коршунов и Никита Подгорный.
Вот с этой маленькой роли после огромного перерыва, когда ей ничего не давали в театре играть, вдруг заговорили об этом талантливейшем, странном, ни на кого не похожем человеке. И в результате она сыграла довольно много. Ее чувствовали самые большие режиссеры и актеры. Она играла, например, дочку Вассы Железновой рядом со своей учительницей, великой Верой Поповой. Она играла блистательно маленькую, но такую стилистическую, изысканную роль Графини-внучки в “Горе от ума”. И тот же Михаил Иванович Царев был рядом, и был Ильинский, и были еще очень-очень многие другие.
Она у Бабочкина, очень трудного режиссера, но еще и великого актера, сыграла несравненно Калерию, декадентку, женщину несостоявшегося счастья и поэтической судьбы, потому что Калерия - поэтесса и честный человек, чувствующий бессмыслицу этого существования дачного, псевдоинтеллигентного. Она очень интересно, очень пронзительно умно играла королеву Елизавету в спектакле, который тоже сегодня плохо помнят, в “Человеке из Стратфорда”. Она играла замечательно герцогиню Мальборо. Вот была опасна, вот была сильна, вот была дамой из своего времени интриг, пудры, великих любовий и великих побед и поражений. Она играла до самого последнего времени Шарлотту в “Вишневом саде” и совершенно неожиданно раскрылась в трагической роли царицы Марии Нагой в “Царе Борисе”.
То есть это была судьба вроде бы насыщенная ролями, работой, и в то же время перерывы были так мучительны, так огромны, что она, конечно, очень страдала и очень молчала об этом, никогда ничего не просила. Она была актрисой по гамбургскому счету театра. И вот она ушла, к несчастью, ушел из жизни ее сын. Осталась горечь, останется память.
Радио «Маяк», 30.1.2007
Дата публикации: 31.01.2007