«НАРОДНЫЙ МАРШАЛ»
На днях исполнилось 85 лет замечательному, многогранно одаренному человеку, актеру, режиссеру, лауреату Государственной премии, народному артисту СССР
Евгению Матвееву.
Мне посчастливилось дружить с Евгением Семеновичем, и воспоминаниями о нем я хотел бы поделиться с читателями «Красной звезды».
Природа щедро одарила Матвеева внешними данными, богатым внутренним миром и кипучей энергией. Всего в жизни он добивался трудолюбием, скрупулезно-неистовой работой над исполнением разнообразных ролей и созданием содержательных кинокартин.
Всесоюзная известность и слава пришли к Матвееву как-то сразу, в одночасье. Евгений Семенович вихрем ворвался в кинематограф, лихо, по-геройски шагнул с экрана к зрителю, покорив его образом Макара Нагульнова в фильме «Поднятая целина», поставленном талантливым кинорежиссером Александром Ивановым в 1960 году.
Далее зрители по достоинству оценили его работы в фильмах «Воскресение», «Дом, в котором я живу», «Родная кровь», «Освобождение», «Сибирячки», «Емельян Пугачев» и других.
Нельзя не отметить, что особое и почти постоянное внимание Евгений Семенович отдавал военной тематике, независимо от того, отражаются ли в фильме события мирного времени или военного лихолетья. Тема солдатского долга, защиты Родины у него были всегда на первом плане. Что же касается темы Великой Отечественной войны, подвига нашего народа в ней, то это для него было священным. Он подходил к этой теме в историко-творческом ее развитии, с социально-философским пониманием, учитывая, что с отдалением от нас тех огненных лет естественным образом меняется и подход к их отображению. С более глубоким анализом прошедшего, с более масштабным и достоверным показом войны, ее последствий. Характерны в этом плане поставленные им фильмы «Любовь земная», «Судьба», «Особо важное задание», «Победа», «Высокое звание» и ряд других.
С душевным трепетом и уважением Матвеев относился к ветеранам войны. Как-то ко мне с просьбой пригласить на встречу любимого артиста обратились ветераны бригады охраны Министерства обороны. Я передал Евгению Семеновичу эту просьбу, на что он ответил: «Наверное, не смогу, что-то нездоровится, боюсь, не хватит сил». И вдруг в намеченный для встречи ветеранов день, рано утром он звонит: «А среди них есть участники Великой Отечественной войны?»
- Есть!
- Тогда все разговоры в сторону. Едем! Пока хоть один человек из этих людей в живых, с ним одним надо встречаться. Это героическое поколение, и тем, что они построили, люди до сих пор пользуются.
Безусловно, ветераны бригады были рады встрече с любимым народным артистом и режиссером и с огромным интересом слушали его рассказы. А Евгений Семенович, возможно, в тот момент еще раз вспомнил свою военную молодость в стенах пехотного училища.
Когда началась Великая Отечественная война, студент киноактерской школы при Киевской киностудии Евгений Матвеев был мобилизован в Красную Армию и направлен на учебу в Тюменское пехотное училище. По окончании учебы ему присвоили звание лейтенанта и обязали остаться в училище курсовым командиром — преподавателем.
При каждом новом выпуске, когда его курсанты отправлялись на фронт, он, согласно приказу, оставался на своем неизменном посту. Вспоминая то время, Евгений Семенович признавался: «Меня постоянно мучила совесть, мне было стыдно перед подчиненными — учениками: они идут на святое дело, а я вроде бы отсиживаюсь в тылу, как крыса. И я в очередной раз подавал рапорт об отправке в действующую армию. Ответ всегда был один и тот же: «Потерпите... Придет время — отпустим. А пока надо помочь училищу готовить командный состав для фронта. Это не менее важно».
Но повоевать не довелось... Демобилизовавшись в 1946 году в звании старшего лейтенанта, Матвеев сразу же стал актером Тюменского театра, затем Новосибирского театра «Красный факел». В 1952 году он дебютировал на сцене знаменитого столичного Малого театра в спектакле «Без вины виноватые» по пьесе А. Островского. Здесь он проработал до 1968 года, и лишь цепь трагических происшествий, серьезно подорвавших его здоровье, вынудили расстаться со сценой.
- Довели меня до такой жизни мой неуемный темперамент и «лошадиная эпопея», которые стоили здоровья и дорого обошлись мне во всех жизненных отношениях, — вспоминал причины расставания с Малым театром Е.С. Матвеев. — Первый звонок прозвучал, когда я упал с лошади, снимаясь в «Поднятой целине». Все делал сам, без дублера, и получилась превосходно.
Но в конце съемок, когда включили свет, лошадь испугалась, метнулась в сторону, и я упал, серьезно повредив спину и левую ногу. Вроде бы вылечился. Вторая неприятность, уже с худшим исходом, произошла в Николаеве на одном из праздников. Я в образе Макара Нагульнова въезжал на стадион на старой, завалявшейся еще с Гражданской войны тачанке, в которую были впряжены нетренированные лошади. И когда вся эта «необузданная команда» во главе со мной на бешеной скорости понеслась по кругу, у тачанки отвалилось колесо, и она перевернулась. Я пролетел более чем десять метров и грохнулся на асфальт. В результате тяжелая травма позвоночника и ног. Болезнь приковала меня к койке на два года.
- Врачи мне настойчиво советовали забыть об актерской профессии, а точнее, поставить на ней крест, — вспоминал далее Евгений Семенович. — А я наперекор всему вернулся к любимой профессии, уже кинорежиссером.
Первые режиссерские шаги Евгений Семенович совершил на Киевской киностудии имени А.П. Довженко. Здесь он снял фильмы «Цыган», «Почтовый роман» и другие.
Надо заметить, что в кинематографе Матвеев как военный был более везуч, чем в жизни. Его «военная» карьера развивалась как на дрожжах, начиная с рядовых казаков и матросов. Затем он «досрочно» получал офицерские и генеральские звания и наконец в фильме «Я, Шаповалов Т.П...» стал маршалом. Я бы сказал, «народным маршалом». Убежден, что реальная военная служба всегда была для него, как актера, большим подспорьем.
- Ты знаешь, Николай Егорович, военные при встрече нередко отдают мне честь, — рассказывал как-то Матвеев. — Иногда серьезно, а иногда вскидывают руку к козырьку с уважительной улыбкой. А был случай, который мне никогда не забыть. После выхода фильма «Я, Шаповалов Т.П...» мы приехали в один из полков с шефским концертом. От КПП, где нас встретил дежурный офицер, направляемся на плац, где выстроилась вся часть. Думаю, что же тут замыслили?
- Полк построен для встречи вас, — объяснил офицер.
Духовой оркестр действительно грянул мелодию из нашего фильма, и навстречу нам, печатая шаг, вышел командир с рапортом: «Товарищ маршал Шаповалов! Полк по случаю вашего приезда построен!» Я от неожиданности и волнения еле проглотил комок в горле и, собрав силы, поприветствовал строй: «Здравствуйте, товарищи!»
Солдаты ответили во всю глотку: «Здравия желаем, товарищ маршал!»
Конечно, после такого приема встреча артистов с личным составом сложилась незабываемой.
В свои 80 лет Матвеев по-прежнему был величав, красив, держался превосходно. Был такой же статный, высокий, широкоплечий, как и в 30-40 лет. Имел харизму. Он был весь в творческих планах, постоянном поиске. Несмотря на серьезный недуг, очень много работал. Даже находясь в больнице, каждый день ждал выздоровления, чтобы продолжить работу над двумя интересными сценариями. Увы, не получилось...Но и не закончив жизненные дела, Евгений Семенович достойно прожил свою жизнь, так много в ней успел, что любовь к нему и память о нем никогда не покинут людские сердца.
***
Автор: Генерал-майор в отставке Николай ГОРЕЛИКОВ, профессор, член правления Херсонского землячества в Москве.
Источник: Красная звезда
Дата: 14.03.2007