Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

«НАРОДНЫЙ МАРШАЛ»

«НАРОДНЫЙ МАРШАЛ»

На днях исполнилось 85 лет замечательному, многогранно одаренному человеку, актеру, режиссеру, лауреату Государственной премии, народному артисту СССР Евгению Матвееву.

Мне посчастливилось дружить с Евгением Семеновичем, и воспоминаниями о нем я хотел бы поделиться с читателями «Красной звезды».

Природа щедро одарила Матвеева внешними данными, богатым внутренним миром и кипучей энергией. Всего в жизни он добивался трудолюбием, скрупулезно-неистовой работой над исполнением разнообразных ролей и созданием содержательных кинокартин.

Всесоюзная известность и слава пришли к Матвееву как-то сразу, в одночасье. Евгений Семенович вихрем ворвался в кинематограф, лихо, по-геройски шагнул с экрана к зрителю, покорив его образом Макара Нагульнова в фильме «Поднятая целина», поставленном талантливым кинорежиссером Александром Ивановым в 1960 году.

Далее зрители по достоинству оценили его работы в фильмах «Воскресение», «Дом, в котором я живу», «Родная кровь», «Освобождение», «Сибирячки», «Емельян Пугачев» и других.

Нельзя не отметить, что особое и почти постоянное внимание Евгений Семенович отдавал военной тематике, независимо от того, отражаются ли в фильме события мирного времени или военного лихолетья. Тема солдатского долга, защиты Родины у него были всегда на первом плане. Что же касается темы Великой Отечественной войны, подвига нашего народа в ней, то это для него было священным. Он подходил к этой теме в историко-творческом ее развитии, с социально-философским пониманием, учитывая, что с отдалением от нас тех огненных лет естественным образом меняется и подход к их отображению. С более глубоким анализом прошедшего, с более масштабным и достоверным показом войны, ее последствий. Характерны в этом плане поставленные им фильмы «Любовь земная», «Судьба», «Особо важное задание», «Победа», «Высокое звание» и ряд других.

С душевным трепетом и уважением Матвеев относился к ветеранам войны. Как-то ко мне с просьбой пригласить на встречу любимого артиста обратились ветераны бригады охраны Министерства обороны. Я передал Евгению Семеновичу эту просьбу, на что он ответил: «Наверное, не смогу, что-то нездоровится, боюсь, не хватит сил». И вдруг в намеченный для встречи ветеранов день, рано утром он звонит: «А среди них есть участники Великой Отечественной войны?»

- Есть!

- Тогда все разговоры в сторону. Едем! Пока хоть один человек из этих людей в живых, с ним одним надо встречаться. Это героическое поколение, и тем, что они построили, люди до сих пор пользуются.

Безусловно, ветераны бригады были рады встрече с любимым народным артистом и режиссером и с огромным интересом слушали его рассказы. А Евгений Семенович, возможно, в тот момент еще раз вспомнил свою военную молодость в стенах пехотного училища.

Когда началась Великая Отечественная война, студент киноактерской школы при Киевской киностудии Евгений Матвеев был мобилизован в Красную Армию и направлен на учебу в Тюменское пехотное училище. По окончании учебы ему присвоили звание лейтенанта и обязали остаться в училище курсовым командиром — преподавателем.

При каждом новом выпуске, когда его курсанты отправлялись на фронт, он, согласно приказу, оставался на своем неизменном посту. Вспоминая то время, Евгений Семенович признавался: «Меня постоянно мучила совесть, мне было стыдно перед подчиненными — учениками: они идут на святое дело, а я вроде бы отсиживаюсь в тылу, как крыса. И я в очередной раз подавал рапорт об отправке в действующую армию. Ответ всегда был один и тот же: «Потерпите... Придет время — отпустим. А пока надо помочь училищу готовить командный состав для фронта. Это не менее важно».

Но повоевать не довелось... Демобилизовавшись в 1946 году в звании старшего лейтенанта, Матвеев сразу же стал актером Тюменского театра, затем Новосибирского театра «Красный факел». В 1952 году он дебютировал на сцене знаменитого столичного Малого театра в спектакле «Без вины виноватые» по пьесе А. Островского. Здесь он проработал до 1968 года, и лишь цепь трагических происшествий, серьезно подорвавших его здоровье, вынудили расстаться со сценой.

- Довели меня до такой жизни мой неуемный темперамент и «лошадиная эпопея», которые стоили здоровья и дорого обошлись мне во всех жизненных отношениях, — вспоминал причины расставания с Малым театром Е.С. Матвеев. — Первый звонок прозвучал, когда я упал с лошади, снимаясь в «Поднятой целине». Все делал сам, без дублера, и получилась превосходно.

Но в конце съемок, когда включили свет, лошадь испугалась, метнулась в сторону, и я упал, серьезно повредив спину и левую ногу. Вроде бы вылечился. Вторая неприятность, уже с худшим исходом, произошла в Николаеве на одном из праздников. Я в образе Макара Нагульнова въезжал на стадион на старой, завалявшейся еще с Гражданской войны тачанке, в которую были впряжены нетренированные лошади. И когда вся эта «необузданная команда» во главе со мной на бешеной скорости понеслась по кругу, у тачанки отвалилось колесо, и она перевернулась. Я пролетел более чем десять метров и грохнулся на асфальт. В результате тяжелая травма позвоночника и ног. Болезнь приковала меня к койке на два года.

- Врачи мне настойчиво советовали забыть об актерской профессии, а точнее, поставить на ней крест, — вспоминал далее Евгений Семенович. — А я наперекор всему вернулся к любимой профессии, уже кинорежиссером.

Первые режиссерские шаги Евгений Семенович совершил на Киевской киностудии имени А.П. Довженко. Здесь он снял фильмы «Цыган», «Почтовый роман» и другие.

Надо заметить, что в кинематографе Матвеев как военный был более везуч, чем в жизни. Его «военная» карьера развивалась как на дрожжах, начиная с рядовых казаков и матросов. Затем он «досрочно» получал офицерские и генеральские звания и наконец в фильме «Я, Шаповалов Т.П...» стал маршалом. Я бы сказал, «народным маршалом». Убежден, что реальная военная служба всегда была для него, как актера, большим подспорьем.

- Ты знаешь, Николай Егорович, военные при встрече нередко отдают мне честь, — рассказывал как-то Матвеев. — Иногда серьезно, а иногда вскидывают руку к козырьку с уважительной улыбкой. А был случай, который мне никогда не забыть. После выхода фильма «Я, Шаповалов Т.П...» мы приехали в один из полков с шефским концертом. От КПП, где нас встретил дежурный офицер, направляемся на плац, где выстроилась вся часть. Думаю, что же тут замыслили?

- Полк построен для встречи вас, — объяснил офицер.

Духовой оркестр действительно грянул мелодию из нашего фильма, и навстречу нам, печатая шаг, вышел командир с рапортом: «Товарищ маршал Шаповалов! Полк по случаю вашего приезда построен!» Я от неожиданности и волнения еле проглотил комок в горле и, собрав силы, поприветствовал строй: «Здравствуйте, товарищи!»

Солдаты ответили во всю глотку: «Здравия желаем, товарищ маршал!»

Конечно, после такого приема встреча артистов с личным составом сложилась незабываемой.

В свои 80 лет Матвеев по-прежнему был величав, красив, держался превосходно. Был такой же статный, высокий, широкоплечий, как и в 30-40 лет. Имел харизму. Он был весь в творческих планах, постоянном поиске. Несмотря на серьезный недуг, очень много работал. Даже находясь в больнице, каждый день ждал выздоровления, чтобы продолжить работу над двумя интересными сценариями. Увы, не получилось...Но и не закончив жизненные дела, Евгений Семенович достойно прожил свою жизнь, так много в ней успел, что любовь к нему и память о нем никогда не покинут людские сердца.

***


Автор: Генерал-майор в отставке Николай ГОРЕЛИКОВ, профессор, член правления Херсонского землячества в Москве.

Источник: Красная звезда

Дата: 14.03.2007

Дата публикации: 14.03.2007
«НАРОДНЫЙ МАРШАЛ»

На днях исполнилось 85 лет замечательному, многогранно одаренному человеку, актеру, режиссеру, лауреату Государственной премии, народному артисту СССР Евгению Матвееву.

Мне посчастливилось дружить с Евгением Семеновичем, и воспоминаниями о нем я хотел бы поделиться с читателями «Красной звезды».

Природа щедро одарила Матвеева внешними данными, богатым внутренним миром и кипучей энергией. Всего в жизни он добивался трудолюбием, скрупулезно-неистовой работой над исполнением разнообразных ролей и созданием содержательных кинокартин.

Всесоюзная известность и слава пришли к Матвееву как-то сразу, в одночасье. Евгений Семенович вихрем ворвался в кинематограф, лихо, по-геройски шагнул с экрана к зрителю, покорив его образом Макара Нагульнова в фильме «Поднятая целина», поставленном талантливым кинорежиссером Александром Ивановым в 1960 году.

Далее зрители по достоинству оценили его работы в фильмах «Воскресение», «Дом, в котором я живу», «Родная кровь», «Освобождение», «Сибирячки», «Емельян Пугачев» и других.

Нельзя не отметить, что особое и почти постоянное внимание Евгений Семенович отдавал военной тематике, независимо от того, отражаются ли в фильме события мирного времени или военного лихолетья. Тема солдатского долга, защиты Родины у него были всегда на первом плане. Что же касается темы Великой Отечественной войны, подвига нашего народа в ней, то это для него было священным. Он подходил к этой теме в историко-творческом ее развитии, с социально-философским пониманием, учитывая, что с отдалением от нас тех огненных лет естественным образом меняется и подход к их отображению. С более глубоким анализом прошедшего, с более масштабным и достоверным показом войны, ее последствий. Характерны в этом плане поставленные им фильмы «Любовь земная», «Судьба», «Особо важное задание», «Победа», «Высокое звание» и ряд других.

С душевным трепетом и уважением Матвеев относился к ветеранам войны. Как-то ко мне с просьбой пригласить на встречу любимого артиста обратились ветераны бригады охраны Министерства обороны. Я передал Евгению Семеновичу эту просьбу, на что он ответил: «Наверное, не смогу, что-то нездоровится, боюсь, не хватит сил». И вдруг в намеченный для встречи ветеранов день, рано утром он звонит: «А среди них есть участники Великой Отечественной войны?»

- Есть!

- Тогда все разговоры в сторону. Едем! Пока хоть один человек из этих людей в живых, с ним одним надо встречаться. Это героическое поколение, и тем, что они построили, люди до сих пор пользуются.

Безусловно, ветераны бригады были рады встрече с любимым народным артистом и режиссером и с огромным интересом слушали его рассказы. А Евгений Семенович, возможно, в тот момент еще раз вспомнил свою военную молодость в стенах пехотного училища.

Когда началась Великая Отечественная война, студент киноактерской школы при Киевской киностудии Евгений Матвеев был мобилизован в Красную Армию и направлен на учебу в Тюменское пехотное училище. По окончании учебы ему присвоили звание лейтенанта и обязали остаться в училище курсовым командиром — преподавателем.

При каждом новом выпуске, когда его курсанты отправлялись на фронт, он, согласно приказу, оставался на своем неизменном посту. Вспоминая то время, Евгений Семенович признавался: «Меня постоянно мучила совесть, мне было стыдно перед подчиненными — учениками: они идут на святое дело, а я вроде бы отсиживаюсь в тылу, как крыса. И я в очередной раз подавал рапорт об отправке в действующую армию. Ответ всегда был один и тот же: «Потерпите... Придет время — отпустим. А пока надо помочь училищу готовить командный состав для фронта. Это не менее важно».

Но повоевать не довелось... Демобилизовавшись в 1946 году в звании старшего лейтенанта, Матвеев сразу же стал актером Тюменского театра, затем Новосибирского театра «Красный факел». В 1952 году он дебютировал на сцене знаменитого столичного Малого театра в спектакле «Без вины виноватые» по пьесе А. Островского. Здесь он проработал до 1968 года, и лишь цепь трагических происшествий, серьезно подорвавших его здоровье, вынудили расстаться со сценой.

- Довели меня до такой жизни мой неуемный темперамент и «лошадиная эпопея», которые стоили здоровья и дорого обошлись мне во всех жизненных отношениях, — вспоминал причины расставания с Малым театром Е.С. Матвеев. — Первый звонок прозвучал, когда я упал с лошади, снимаясь в «Поднятой целине». Все делал сам, без дублера, и получилась превосходно.

Но в конце съемок, когда включили свет, лошадь испугалась, метнулась в сторону, и я упал, серьезно повредив спину и левую ногу. Вроде бы вылечился. Вторая неприятность, уже с худшим исходом, произошла в Николаеве на одном из праздников. Я в образе Макара Нагульнова въезжал на стадион на старой, завалявшейся еще с Гражданской войны тачанке, в которую были впряжены нетренированные лошади. И когда вся эта «необузданная команда» во главе со мной на бешеной скорости понеслась по кругу, у тачанки отвалилось колесо, и она перевернулась. Я пролетел более чем десять метров и грохнулся на асфальт. В результате тяжелая травма позвоночника и ног. Болезнь приковала меня к койке на два года.

- Врачи мне настойчиво советовали забыть об актерской профессии, а точнее, поставить на ней крест, — вспоминал далее Евгений Семенович. — А я наперекор всему вернулся к любимой профессии, уже кинорежиссером.

Первые режиссерские шаги Евгений Семенович совершил на Киевской киностудии имени А.П. Довженко. Здесь он снял фильмы «Цыган», «Почтовый роман» и другие.

Надо заметить, что в кинематографе Матвеев как военный был более везуч, чем в жизни. Его «военная» карьера развивалась как на дрожжах, начиная с рядовых казаков и матросов. Затем он «досрочно» получал офицерские и генеральские звания и наконец в фильме «Я, Шаповалов Т.П...» стал маршалом. Я бы сказал, «народным маршалом». Убежден, что реальная военная служба всегда была для него, как актера, большим подспорьем.

- Ты знаешь, Николай Егорович, военные при встрече нередко отдают мне честь, — рассказывал как-то Матвеев. — Иногда серьезно, а иногда вскидывают руку к козырьку с уважительной улыбкой. А был случай, который мне никогда не забыть. После выхода фильма «Я, Шаповалов Т.П...» мы приехали в один из полков с шефским концертом. От КПП, где нас встретил дежурный офицер, направляемся на плац, где выстроилась вся часть. Думаю, что же тут замыслили?

- Полк построен для встречи вас, — объяснил офицер.

Духовой оркестр действительно грянул мелодию из нашего фильма, и навстречу нам, печатая шаг, вышел командир с рапортом: «Товарищ маршал Шаповалов! Полк по случаю вашего приезда построен!» Я от неожиданности и волнения еле проглотил комок в горле и, собрав силы, поприветствовал строй: «Здравствуйте, товарищи!»

Солдаты ответили во всю глотку: «Здравия желаем, товарищ маршал!»

Конечно, после такого приема встреча артистов с личным составом сложилась незабываемой.

В свои 80 лет Матвеев по-прежнему был величав, красив, держался превосходно. Был такой же статный, высокий, широкоплечий, как и в 30-40 лет. Имел харизму. Он был весь в творческих планах, постоянном поиске. Несмотря на серьезный недуг, очень много работал. Даже находясь в больнице, каждый день ждал выздоровления, чтобы продолжить работу над двумя интересными сценариями. Увы, не получилось...Но и не закончив жизненные дела, Евгений Семенович достойно прожил свою жизнь, так много в ней успел, что любовь к нему и память о нем никогда не покинут людские сердца.

***


Автор: Генерал-майор в отставке Николай ГОРЕЛИКОВ, профессор, член правления Херсонского землячества в Москве.

Источник: Красная звезда

Дата: 14.03.2007

Дата публикации: 14.03.2007