САМОЗВАНЦЫ ВСЕЯ РУСИ
САМОЗВАНЦЫ ВСЕЯ РУСИ
Малый театр окунулся в глубины истории, чтобы лучше понять день сегодняшний.
Сегодня в театральной Москве практически невозможно найти коллектив, всерьез интересующийся историей государства российского. При том, что многие из них имеют статус государственных. Эта тема исключена из репертуарной политики театров, активно осваивающих развлекательные жанры. Исключение — Малый театр, где не боятся прослыть ретроградами, выводя историю на подмостки и делая ее живой.
Поэтому здесь не первый год идут «Царь Борис» и «Смерть Иоанна Грозного» Алексея Толстого, поэтому только что состоялась премьера малоизвестной пьесы Александра Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». По жанру эта масштабная постановка Владимира Драгунова — народная трагедия, хотя народ непосредственно в действии и не участвует. Но именно к нему, народу, постоянно апеллируют бояре, возводящие Лжедмитрия на трон и открывающие польской шляхте ворота в Кремль. И народ позволяет им осуществить коварные замыслы.
Как же такое могло произойти в православной стране, где царь считался помазанником Божьим? Где за веру и Отечество люди всегда готовы были сложить голову? Почему русский народ так доверчив? Эти вопросы и поныне волнуют многих из нас, ибо в ответе на них — ключ в разгадке дальнейших смутных времен в нашей стране, когда с молчаливого согласия народа к власти приходили всякого рода авантюристы, обрекающие его же на вымирание. Только в период с 1604-го по 1612 год на Руси появилось несколько самозванцев, выдававших себя за убиенного царевича Дмитрия, и каждый из них находил у народа определенную поддержку. А сколько таких самозванцев было в новейшей истории России...
Глеб Подгородинский играет Лжедмитрия человеком, полным молодого азарта, самолюбования, непомерного тщеславия и щенячьего восторга от происходящего. Кажется, невозможно не поддаться его всесокрушающему обаянию, не поверить, что такие светлые глаза не могут лгать. И только в некоторые мгновения, когда, например, он с подобострастием целует руку коварной Марине Мнишек (Елена Харитонова), вдруг начинаешь видеть, что это раб, рожденный угождать, что на самом деле ему никогда не стать настоящим царем.
Его противоположность — Василий Шуйский в исполнении Бориса Невзорова, недавно принятого в штат Малого театра. В начале спектакля он выглядит заурядным царедворцем, старающимся держаться в тени своих единомышленников. Но по мере нарастания событий голос его крепчает, спина выпрямляется, и уже не удивляешься, что именно в его лобастой голове рождается план захвата власти. Шуйский оказывается опытным заговорщиком и стратегом. Он и в тени-то до поры до времени находился потому, что хорошо изучил психологию своего народа. Знал, что тому надо дать хорошенько настрадаться от иноземцев, чтобы бунт назрел сам собой, и уж тогда ничто не сможет сдержать его гнев. «Или плаха, или золотая шапка Мономаха», — восклицает в спектакле будущий правитель России. Но продержаться на троне после низвержения Лжедмитрия ему суждено было всего четы ре года...
Автор: Любовь ЛЕБЕДИНА
Источник: Труд
Дата: 15.03.2007
Дата публикации: 15.03.2007