СТРАНА ИЗВЕДАННОГО
СТРАНА ИЗВЕДАННОГО
4 сентября в Малом торжественно отмечалась очень важная для истории отечественного театра дата — 250 лет со дня подписания Елизаветой Указа об учреждении государственного театра. С этого момента и началась жизнь русского театра, продолжающаяся по сей день.
Главными виновниками торжества стали Александринский театр в Санкт-Петербурге и Малый — прародители всех российских и не только российских театров.
Нельзя сказать, что празднование было каким-то по-особенному пафосным и пышным — Малый вообще сторонник негромких домашних торжеств, а потому утром 4 сентября прошла конференция, собравшая критиков, художественных руководителей театров не только Москвы, но и городов России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Рассуждали о судьбе русского театра, о той богатейшей школе, которую он предложил многим странам и народам, о его высоких достижениях и невымышленной нужности зрителю. А вечером на обновленной сцене Малого (свет и звук теперь здесь — на высочайшем уровне современной техники!)
прошло милое и в каком-то смысле даже трогательное действо, начавшееся выходом императрицы Елизаветы (Элина Быстрицкая), зачитавшей исторический Указ, и продолженное блистательными мастерами Малого, являвшимися нам по очереди персонажами спектаклей репертуара, в основном, конечно, персонажами А.Н. Островского, к вящей радости зрительного зала, высоко ценящего в Малом театре спектакли именно по Островскому.
Юбилей — это всегда возможность поразмышлять о прошлом и настоящем, сказать заслуженные слова и, может быть, немного растроганно вспомнить о том, что было особенно близким и дорогим.
Для меня Малый был и оставался всегда каким-то особенным местом — сюда приводили родители на сказку «Умные вещи», сюда мы приходили классом смотреть «Горе от ума», сюда тянуло, словно магнитом, когда в других театрах правила бал невнятная драматургия с потугами на острую современность, выраженную, пожалуй, лишь в обилии ненормативной лексики. Но больше всего притягивала к этим подмосткам уникальная речь — красивый, отчетливый, очень ясный и чистый русский язык, которого в других театрах явно недоставало. Мы все учились здесь говорить — и в этом смысле Малый становился не «вторым», а первым университетом для моего поколения, да разве только для него одного?!
И еще здесь всегда царили Мастера — удивительные артисты, многих из которых мы знали и любили по кино, а их истинный масштаб понимали только в театре. Елена Гоголева, Варвара Рыжова, Галина Демина, Игорь Ильинский, Михаил Царев, Иван Любезнов, Виталий Доронин, Руфина Нифонтова, Никита Подгорный, Афанасий Кочетков, Наталья Вилькина, Виталий Соломин, Виктор Павлов... Независимо от того, к каким возрастным группам принадлежали эти мастера, их уже нет — а свет остался. Свет их ролей, который и тревожил, и согревал, и побуждал к мыслям о жизни и о себе...
Труппа Малого театра — явление коллекционное. В этом еще раз убедило торжество по случаю 250-летия: в коротких отрывках из спектаклей, буквально в нескольких репликах отчетливо и ярко прорисовывалось блестящее мастерство Элины Быстрицкой и Василия Бочкарева, Людмилы Поляковой и Бориса Клюева, Александра Клюквина и Ирины Муравьевой, Виктора Низового и Инны Ивановой. Всех не перечислить — стоит взять список труппы и просто воспроизвести его на этих страницах, потому что о каждом, буквально о каждом из артистов Малого театра говорить можно долго и обстоятельно.
Сегодняшняя афиша Малого театра — это пиршество для гурманов: не тех, что любят экспериментировать с экзотическими, ни разу не испробованными блюдами, а для подлинных ценителей старой доброй кухни с забытыми, утраченными рецептами. Здесь на двух сценах идут А.Н. Островский и А.В. Сухово-Кобылин, А.С. Грибоедов и А.К. Толстой, Ф. Шиллер и Н.В. Гоголь, Шекспир и Легуве — изысканный, тщательно подобранный репертуар. Здесь играют выдающиеся мастера, которых обожают зрители: Ярослав Барышев, Юрий Соломин, Юрий Каюров, Виктор Борцов, Александр Коршунов, Василий Бочкарев, Элина Быстрицкая, Ирина Муравьева, Евгения Глушенко, Людмила Полякова, Людмила Титова... И вновь надо остановить себя — всех не перечислить, а сегодня в любимцах публики и молодые, не так давно пришедшие в труппу театра Глеб Подгородинский, Ирина Леонова, Инна Иванова, Варвара Андреева, Александр Фаддеев, Степан Коршунов и многие другие. Они растут, набирают мастерство невероятно быстро — видимо, сказывается школа, Щепкинское училище, из которого все они вышли, получив счастливую возможность работать рядом с учителями — мудрыми, требовательными, но удивительно нежными к своим питомцам.
Есть театры, в которые ходишь, не зная, что тебе предстоит — новые радостные впечатления или горькие разочарования, удивление от соприкосновения с чем-то неизвестным или раздражение от бесконечных повторений банальностей в яркой упаковке «новой формы». Можно сказать, что это — Страна неизведанного, куда мы все стремимся, чтобы расширить свой духовный горизонт или осознать, что никакие новые просторы так и не открылись перед нами.
Малый театр — Страна изведанного. Приходя сюда, мы точно знаем, что нас ждет: блестящее актерское мастерство, упоительный русский язык, а если особенно повезет — так и неожиданное открытие, каким стали, например, спектакли Сергея Женовача «Горе от ума» и «Правда — хорошо, а счастье лучше» или «Таинственный ящик» и «Три сестры» Юрия Соломина.
Страна изведанного — это, в сущности, прекрасный край, на просторах которого всегда найдется пища для ума и сердца. А разве это не самое главное в театре?
Наталья Старосельская
«Планета красота»
Дата публикации: 01.12.2006