Новости

Современность Островского 12 апреля исполнилось 180 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского.

Современность Островского

12 апреля исполнилось 180 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского. Солидный, что называется, возраст. И со времени написания его пьес прошло уже значительно более столетия, но они по-прежнему в репертуаре театров нашей страны. А на сцене Малого театра, где большинство произведений великого драматурга начинало свою сценическую жизнь, сегодня идет девять спектаклей по пьесам Островского.
Чем же он современен в наши дни? Чем интересен нынче театральным коллективам и, зрителям? С этими вопросами накануне памятной даты я решил обратиться к двум из ведущих мастеров Малого театра, по праву именуемого Домом, Островского.

Он мучился над нашими проблемами
Виктор КОРШУНОВ,
народный артист СССР, директор Малого театра:
— Вы спрашиваете, чем он современен? Да всем, абсолютно всём! Трудно сказать, чем несовременен. Ведь какую пьесу ни возьмешь, она больше или меньше отвечает на вопросы, которые и сегодня волнуют нас.
Достаточно даже взять названия некоторых пьес, и в них уже прозвучат эти вопросы, относящиеся не только к той, современной; ему жизни, но и к нашей, нынешней,
«Доходное место». Какие это места доходные сегодня? Как ведут себя люди в достижении таких мест? Что за страсти тут сталкиваются?
«На всякого мудреца довольно простоты». А кто у нас теперь слывет Мудрецами? И в каких ситуациях; обнаруживается их подлинное лицо?
«Правда — хорошо, а счастье лучше». Почему же правда и счастье вдруг оказываются противостоящими? Почему правда, за которую мы бьемся, подчас не приносит желанного счастья? И что же такое есть счастье тогда?
Или «Последняя жертва». Во имя чего жертвует человек? Для кого жертвует? Или «Без вины виноватые»! Да, так сегодня слишком часто бывает в жизни — без вины, а виноват. Или «Лес». Какой лес? Это же не природа! Хотя и природа тоже здесь есть. То, что потом Чехов поднимал, говоря в «Дяде Ване», что трещат русские леса под топором, а в «Вишневом саде» этот сад у него шел под топор... Наши великие, они писали историю русской жизни и русской души так глубоко, что это оказалось интересным, нужным, важным на все времена! Задача же театра — все это понять и раскрыть.
И вот любопытно, что произошло за последние годы и что происходит сейчас. Когда началась «перестройка», про наш Малый театр много писали, что мы, дескать, какие-то ретрограды, законсервировались, не ищем современность, а ставим все своего Островского. На что многие театры бросились, получив вроде свободу? На сцену хлынул криминал, легализовались нецензурные слова, неприличие стало торжествовать во всех видах. Такое, стало быть, понимание современности в драматургии.
Но... прошло время, и что-то, я чувствую, начинает меняться. Один за другим так называемые суперсовременные театры берутся за того же Островского. Вот, читаю, уже и «Сатирикон» поставил «Доходное место», и критик удивляется: впервые!
А давайте задумаемся: почему? Наверное, потому, что начинают понимать, насколько Островский современен и даже, я бы сказал, злободневен.
Он писал, когда Россия переходила к капитализму, и нынче вдруг мы опять оказались в той же ситуации. Так вот, как при этом раскрывается человек, который в центре всего; вопросы его совести, чести, порядочности, его интеллигентности и духовного начала; человек и деньги, играющие во многом разрушительную роль в нравственном и душевном состоянии людей,— все это звучит в пьесах Островского, над всем этим он мучился, и тут он — великий наш современник.
Удивительно зрители воспринимают его сегодня! За последнее время у нас состоялось три премьеры по произведениям Островского — «На всякого мудреца довольно простоты», «Пучина», «Правда — хорошо, а счастье лучше». Прием был изумительный. И на спектаклях, которые идут уже давно, многие годы, «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Свои люди — сочтемся», «Лес», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Трудовой хлеб» — зал всегда полон. Причем какая реакция! Я бы некоторым критикам посоветовал приходить не только на премьеры, а и на обычные спектакли, чтобы слушать реакцию зрительного зала. А ведь мы не прибегаем, как бывает в иных театрах, к развлекательности ради развлекательности. Особо радует огромное число молодежи. И на других спектаклях, но особенно на Островском.

Высвечивает смятение русской души
Афанасий КОЧЕТКОВ,
народный артист России:
— Яблочкина, Рыжова, Турчанинова, Садовские, Царев, Хохряков... Многих великих актеров видел я на сцене Малого театра в спектаклях по пьесам Островского, сам счастлив в них играть и знаю, что из жизни русского актера Островский не исчезнет никогда. Из жизни русского зрителя — тоже.
Хочется вот с кем сравнить — с Пушкиным. На Западе Александр Сергеевич не из самых читаемых наших классиков. Так и Александр Николаевич. Но кто оспорит, что Пушкин для нас — основное? И кто оспорит, какое место в русском мире занимает Островский?
Интересное явление: время идет — и все более понимается, сколько он оставил о нашей психологии, народе, нации, купечестве, деньгах, совести...
Слушайте, вот разговор: «Ну, тогда ищите человека, чтобы совесть имел». Это приказчик Лазарь говорит в пьесе «Свои люди — сочтемся». И купец Большов, которого я играю (интуитивно чувствуя, что здесь надо сделать паузу!), отвечает: «А где ж его найдешь нынче?» И сразу чувствую, обостренную реакцию современного зала — после десятилетия перехода нашего «в рынок», в капитализм. А дальше: «Нынче каждый норовит тебя за ворот ухватить, а ты совести захотел!»
Это что? Это поразительная вещь! Если раньше, в советское время, еще лет пятнадцать назад, может быть, мы и не так бы это воспринимали, то сейчас... Что такое рынок? Есть потрясающий монолог Большова об этом самом рынке, о торговле.
И, наконец, узаконивание метода, чтобы наиболее хватким, мобильным организмам локтями пробиться, а остальных не только растолкать, но и подмять. А людей-то много! Вот у Островского все написано.
Желание во что бы то ни стало, думая даже о Боге, что-то «прихватить» — и чем это для человека оборачивается, как для того же Большова. Настоящей трагедией! Правда, в современности для разного рода дельцов особой трагедией это, по-моему, не оборачивается...
Но вот в чем прежде всего, как мне думается, велик Александр Николаевич: он очень чувствовал русскую душу. Бывало, купец наживает, наживает, а потом, глядь,— в Третьяковы или в Мамонтовы подался... Не знаю, когда нынче у нас Третьяковы появятся. Но, слава Богу, что у нас есть Александр Николаевич Островский.
У него в любой вещи — купечество ли там действует, чиновничество и так далее,— у него борьба между эгоизмом капитала или даже заработка, эгоизмом самоутверждения и тем, к чему это приводит, чем кончается. Вспомните хотя бы Вышневского в «Доходном месте» (я его играл после Михаила Ивановича Царева). Богат, высоко по должности стоит — ну давай и жену самую красивую. И ведь главное — на миллион, как мы видим сегодня, красавица пойдет! Но конец-то Вышневского каков?..
Драматург — громадный. Есть у него монологи, без малейшего преувеличения, на уровне шекспировских трагедий! Исповеди людей, пересматривающих смысл жизни. Вот Лазарь в «Своих людях»: «Иуда, он ведь тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаем. А что ему за это было?» И это говорит человек, который совершил вроде преступление — хотел объегорить, обхимичить, против закона и совести нажиться. Но душа в конце концов вопиет.
Очень русский драматург. Высвечивание смятения русской души! И потому сегодня, на изломе нашем, он важен как никогда. Ведь этот капитализм бандитский ужасно видеть. Островский все время размышлял, до каких пор можно деньги наживать, чтобы душа русского человека не сгорела синим пламенем. А тогда это будет — ка-та-стро-фа!
Готовлюсь к очередному выходу на сцену в его спектакле. Накладываю грим, бороду, надеваю костюм, а внутри начинает звучать его слово — и вдруг, становится как-то лучше, понятнее, ближе. И думаешь: Боже мой, при всех странных поворотах русской истории и русской культуры она посеяла гениями масштаба Островского нечто такое, что искоренить, уничтожить никак невозможно.

А вот что рассказал мне заместитель художественного руководителя Малого театра Валерий ПОДГОРОДИНСКИЙ:
— Главные юбилейные торжества в честь 180-летия А.Н.Островского состоятся на его «второй родине» — это Всероссийский театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме», который пройдет уже в шестой раз. Первый такой фестиваль проходил здесь к 150-летию драматурга, когда и положено было начало этой хорошей традиции — раз в пять лет отмечать его круглые даты.
В советское время фестиваль был всесоюзным, находился под постоянным вниманием союзного и российского правительств. К сожалению, в этом году Министерство культуры совсем не выделило на него средств. Ни рубля. Как нам объяснили, все израсходовано на 300-летие Санкт-Петербурга. Расходы полностью взят на себя регионы. В частности, Малый театр едет в Кострому на средства, выделенные тамошним губернатором, хотя, понятно, «лишних» денег у них нет.
Открытие фестиваля —12 апреля. Малый театр показывает спектакль «Трудовой хлеб» в постановке народного артиста России Александра Коршунова. Это одна из лучших наших работ по Островскому. Свои последние интерпретации пьес великого драматурга представят театры: Ярославский, Ивановский, Вологодский, Тамбовский, Рязанский, Московский областной имени АН. Островского. А Костромской театр специально к этому фестивалю подготовил «Горячее сердце».
Кроме того, с участием бригады Малого театра в составе актеров и режиссеров, театроведов и критиков в Костроме пройдут творческие конференции, «круглые столы», посвященные творчеству А.Н. Островского и новым постановкам его пьес.

Записал Виктор КОЖЕМЯКО.
«Правда»

Дата публикации: 21.04.2003
Современность Островского

12 апреля исполнилось 180 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского. Солидный, что называется, возраст. И со времени написания его пьес прошло уже значительно более столетия, но они по-прежнему в репертуаре театров нашей страны. А на сцене Малого театра, где большинство произведений великого драматурга начинало свою сценическую жизнь, сегодня идет девять спектаклей по пьесам Островского.
Чем же он современен в наши дни? Чем интересен нынче театральным коллективам и, зрителям? С этими вопросами накануне памятной даты я решил обратиться к двум из ведущих мастеров Малого театра, по праву именуемого Домом, Островского.

Он мучился над нашими проблемами
Виктор КОРШУНОВ,
народный артист СССР, директор Малого театра:
— Вы спрашиваете, чем он современен? Да всем, абсолютно всём! Трудно сказать, чем несовременен. Ведь какую пьесу ни возьмешь, она больше или меньше отвечает на вопросы, которые и сегодня волнуют нас.
Достаточно даже взять названия некоторых пьес, и в них уже прозвучат эти вопросы, относящиеся не только к той, современной; ему жизни, но и к нашей, нынешней,
«Доходное место». Какие это места доходные сегодня? Как ведут себя люди в достижении таких мест? Что за страсти тут сталкиваются?
«На всякого мудреца довольно простоты». А кто у нас теперь слывет Мудрецами? И в каких ситуациях; обнаруживается их подлинное лицо?
«Правда — хорошо, а счастье лучше». Почему же правда и счастье вдруг оказываются противостоящими? Почему правда, за которую мы бьемся, подчас не приносит желанного счастья? И что же такое есть счастье тогда?
Или «Последняя жертва». Во имя чего жертвует человек? Для кого жертвует? Или «Без вины виноватые»! Да, так сегодня слишком часто бывает в жизни — без вины, а виноват. Или «Лес». Какой лес? Это же не природа! Хотя и природа тоже здесь есть. То, что потом Чехов поднимал, говоря в «Дяде Ване», что трещат русские леса под топором, а в «Вишневом саде» этот сад у него шел под топор... Наши великие, они писали историю русской жизни и русской души так глубоко, что это оказалось интересным, нужным, важным на все времена! Задача же театра — все это понять и раскрыть.
И вот любопытно, что произошло за последние годы и что происходит сейчас. Когда началась «перестройка», про наш Малый театр много писали, что мы, дескать, какие-то ретрограды, законсервировались, не ищем современность, а ставим все своего Островского. На что многие театры бросились, получив вроде свободу? На сцену хлынул криминал, легализовались нецензурные слова, неприличие стало торжествовать во всех видах. Такое, стало быть, понимание современности в драматургии.
Но... прошло время, и что-то, я чувствую, начинает меняться. Один за другим так называемые суперсовременные театры берутся за того же Островского. Вот, читаю, уже и «Сатирикон» поставил «Доходное место», и критик удивляется: впервые!
А давайте задумаемся: почему? Наверное, потому, что начинают понимать, насколько Островский современен и даже, я бы сказал, злободневен.
Он писал, когда Россия переходила к капитализму, и нынче вдруг мы опять оказались в той же ситуации. Так вот, как при этом раскрывается человек, который в центре всего; вопросы его совести, чести, порядочности, его интеллигентности и духовного начала; человек и деньги, играющие во многом разрушительную роль в нравственном и душевном состоянии людей,— все это звучит в пьесах Островского, над всем этим он мучился, и тут он — великий наш современник.
Удивительно зрители воспринимают его сегодня! За последнее время у нас состоялось три премьеры по произведениям Островского — «На всякого мудреца довольно простоты», «Пучина», «Правда — хорошо, а счастье лучше». Прием был изумительный. И на спектаклях, которые идут уже давно, многие годы, «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Свои люди — сочтемся», «Лес», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Трудовой хлеб» — зал всегда полон. Причем какая реакция! Я бы некоторым критикам посоветовал приходить не только на премьеры, а и на обычные спектакли, чтобы слушать реакцию зрительного зала. А ведь мы не прибегаем, как бывает в иных театрах, к развлекательности ради развлекательности. Особо радует огромное число молодежи. И на других спектаклях, но особенно на Островском.

Высвечивает смятение русской души
Афанасий КОЧЕТКОВ,
народный артист России:
— Яблочкина, Рыжова, Турчанинова, Садовские, Царев, Хохряков... Многих великих актеров видел я на сцене Малого театра в спектаклях по пьесам Островского, сам счастлив в них играть и знаю, что из жизни русского актера Островский не исчезнет никогда. Из жизни русского зрителя — тоже.
Хочется вот с кем сравнить — с Пушкиным. На Западе Александр Сергеевич не из самых читаемых наших классиков. Так и Александр Николаевич. Но кто оспорит, что Пушкин для нас — основное? И кто оспорит, какое место в русском мире занимает Островский?
Интересное явление: время идет — и все более понимается, сколько он оставил о нашей психологии, народе, нации, купечестве, деньгах, совести...
Слушайте, вот разговор: «Ну, тогда ищите человека, чтобы совесть имел». Это приказчик Лазарь говорит в пьесе «Свои люди — сочтемся». И купец Большов, которого я играю (интуитивно чувствуя, что здесь надо сделать паузу!), отвечает: «А где ж его найдешь нынче?» И сразу чувствую, обостренную реакцию современного зала — после десятилетия перехода нашего «в рынок», в капитализм. А дальше: «Нынче каждый норовит тебя за ворот ухватить, а ты совести захотел!»
Это что? Это поразительная вещь! Если раньше, в советское время, еще лет пятнадцать назад, может быть, мы и не так бы это воспринимали, то сейчас... Что такое рынок? Есть потрясающий монолог Большова об этом самом рынке, о торговле.
И, наконец, узаконивание метода, чтобы наиболее хватким, мобильным организмам локтями пробиться, а остальных не только растолкать, но и подмять. А людей-то много! Вот у Островского все написано.
Желание во что бы то ни стало, думая даже о Боге, что-то «прихватить» — и чем это для человека оборачивается, как для того же Большова. Настоящей трагедией! Правда, в современности для разного рода дельцов особой трагедией это, по-моему, не оборачивается...
Но вот в чем прежде всего, как мне думается, велик Александр Николаевич: он очень чувствовал русскую душу. Бывало, купец наживает, наживает, а потом, глядь,— в Третьяковы или в Мамонтовы подался... Не знаю, когда нынче у нас Третьяковы появятся. Но, слава Богу, что у нас есть Александр Николаевич Островский.
У него в любой вещи — купечество ли там действует, чиновничество и так далее,— у него борьба между эгоизмом капитала или даже заработка, эгоизмом самоутверждения и тем, к чему это приводит, чем кончается. Вспомните хотя бы Вышневского в «Доходном месте» (я его играл после Михаила Ивановича Царева). Богат, высоко по должности стоит — ну давай и жену самую красивую. И ведь главное — на миллион, как мы видим сегодня, красавица пойдет! Но конец-то Вышневского каков?..
Драматург — громадный. Есть у него монологи, без малейшего преувеличения, на уровне шекспировских трагедий! Исповеди людей, пересматривающих смысл жизни. Вот Лазарь в «Своих людях»: «Иуда, он ведь тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаем. А что ему за это было?» И это говорит человек, который совершил вроде преступление — хотел объегорить, обхимичить, против закона и совести нажиться. Но душа в конце концов вопиет.
Очень русский драматург. Высвечивание смятения русской души! И потому сегодня, на изломе нашем, он важен как никогда. Ведь этот капитализм бандитский ужасно видеть. Островский все время размышлял, до каких пор можно деньги наживать, чтобы душа русского человека не сгорела синим пламенем. А тогда это будет — ка-та-стро-фа!
Готовлюсь к очередному выходу на сцену в его спектакле. Накладываю грим, бороду, надеваю костюм, а внутри начинает звучать его слово — и вдруг, становится как-то лучше, понятнее, ближе. И думаешь: Боже мой, при всех странных поворотах русской истории и русской культуры она посеяла гениями масштаба Островского нечто такое, что искоренить, уничтожить никак невозможно.

А вот что рассказал мне заместитель художественного руководителя Малого театра Валерий ПОДГОРОДИНСКИЙ:
— Главные юбилейные торжества в честь 180-летия А.Н.Островского состоятся на его «второй родине» — это Всероссийский театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме», который пройдет уже в шестой раз. Первый такой фестиваль проходил здесь к 150-летию драматурга, когда и положено было начало этой хорошей традиции — раз в пять лет отмечать его круглые даты.
В советское время фестиваль был всесоюзным, находился под постоянным вниманием союзного и российского правительств. К сожалению, в этом году Министерство культуры совсем не выделило на него средств. Ни рубля. Как нам объяснили, все израсходовано на 300-летие Санкт-Петербурга. Расходы полностью взят на себя регионы. В частности, Малый театр едет в Кострому на средства, выделенные тамошним губернатором, хотя, понятно, «лишних» денег у них нет.
Открытие фестиваля —12 апреля. Малый театр показывает спектакль «Трудовой хлеб» в постановке народного артиста России Александра Коршунова. Это одна из лучших наших работ по Островскому. Свои последние интерпретации пьес великого драматурга представят театры: Ярославский, Ивановский, Вологодский, Тамбовский, Рязанский, Московский областной имени АН. Островского. А Костромской театр специально к этому фестивалю подготовил «Горячее сердце».
Кроме того, с участием бригады Малого театра в составе актеров и режиссеров, театроведов и критиков в Костроме пройдут творческие конференции, «круглые столы», посвященные творчеству А.Н. Островского и новым постановкам его пьес.

Записал Виктор КОЖЕМЯКО.
«Правда»

Дата публикации: 21.04.2003