«БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК» А.Н.ОСТРОВСКОГО НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА
Постановки на сцене Малого театра:
1. 25 января 1854 года.
2. 28 декабря 1897 года. Постановка А.П.Ленского. 23 спектакля. В Малом театре в сезон 1897-98 гг. было дано шесть спектаклей. В дальнейшем пьеса шла в Новом театре (возобновлена на его сцене 11 декабря 1898 года) и дважды на утренниках в Малом театре вплоть до сезона 1905-06 гг.
3. 6 сентября 1908 года. Постановка И.С.Платона. 15 спектаклей.
4. 11 мая 1924 года. Постановка И. С. Платона и Л.М. Прозоровского. Художник Д.Н. Кардовский.
5. 6 июня 1946 года. Постановка Б. И. Никольского. Художник Д.Н. Кардовский. Композитор П.А. Ипполитов. Балетмейстер А.М. Шаломытова.
6. 18 октября 2006 года. Постановка А.В.Коршунова. Художник – О.С.Коршунова. Балетмейстер – А.Лещинский.
Из книг Ю.А.Дмитриева «Академический Малый театр. 1917-1941 и 1941-1995»
В спектакле «Бедность не порок», поставленном И. Платоном и оформленном Д. Кардовским (премьера 11 мая 1924 года), в роли Пелагеи Егоровны выступала
Е. Лешковская. Это была ее последняя роль в театре. Артистка все больше слабела, почти ослепла. Перед зрителями представал образ безропотной и безвольной купеческой жены. Игра актрисы, особенно в сценах с Митей, волновала до слез. Лешковская отказывалась от нарочитого обытовления, чувствовалось, что такие переживания могут быть свойственны не только купчихе, но и каждой матери, страдавшей за свое дитя и не имеющей прав.
Шестого июня 1946 года состоялась премьера спектакля «Бедность не порок» (режиссер Б.И.Никольский, художник Д.Н.Кардовский). Этот спектакль как бы воплощал вышеприведенное высказывание Ильинского.
Роль Любима Торцова исполнял
Н.К.Яковлев, один из старейших и талантливейших актеров театра. У его Любима была сутулая спина, опухшее от пьянства, заросшее щетиной лицо и добрые глаза, в которых время от времени вспыхивал огонь негодования. В речах Любима, в самых звуках его голоса слышалась боль исстрадавшегося сердца. На коленях умолял он: «Брат, отдай Любушку за Митю, он мне угол даст». И весь зрительный зал вместе с ним переживал его трудную и несчастную жизнь.
Новаторским было исполнение артистом К.Назаровым роли Мити. В его персонаже отсутствовала робость, наоборот, он отличался уверенностью в себе, и это сочеталось с поэтичностью натуры и добротой. Митя почтительно выслушивал замечания хозяев, но, судя по его глазам, он оставался уверен в своей правоте. Чувство собственного достоинства не покидало его.
В послевоенные годы очень важным было говорить о добре, об умении человека отстаивать свое достоинство. Это имело особенное значение в условиях того политического произвола, жестокости, которые были присущи сталинизму, особенно в последние годы его существования.
Пелагея Егоровна у
В.Рыжовой была не только забитая женщина, но прежде всего горячо любящая мать, «страдающая за свое дитя, переживающая в связи с его судьбой глубокую душевную драму. Она горячо радовалась на вечеринке, глядя на танцующую молодежь, и сама молодела душой.
У А.Ф.Синельниковой молодая вдова Анна Ивановна «освещала своей умной и веселой улыбкой, блеском лукаво-задорных глаз весь ход пьесы, весь ее внутренний строй, выдвигала эту небольшую роль на передний план» (Загорский М. Бедность не порок. — «Сов. Искусство», 1946, 5 июня, с. 3.).
В спектакле встретились старейшие мастера Малого театра и молодежь. Конечно, по мастерству первенствовали старики. Заметим, что в соответствии с режиссерским замыслом, отрицательные персонажи, и прежде всего Африкан Коршунов (П.Леонтьев), отодвигались на второй план: Торжествовало добро, а те, кто ему противостоял, — посрамлялись.
Как отмечала
Е.Д.Турчанинова, «Любим Торцов —
Яковлев на протяжении многих лет рос и совершенствовался, пока не достиг предела выразительности и правды. Яковлев уже больным, на склоне лет играл Любима Торцова — свою лебединую песнь. В сцене разоблачения Коршунова он достигал невероятной силы сарказма и глубокого чувства страдающего человека. Зрители плакали и все время прерывали речь Любима аплодисментами».
Из статьи Б.И.Никольского «Е.Д.Турчанинова в пьесах русской и западной классической драматургии»
На протяжении своей творческой жизни сама
Евдокия Дмитриевна Турчанинова играла в «Бедности не порок» две роли: Анну Ивановну (это было до революции) и Пелагею Егоровну в двух вариантах.
Роль Анны Ивановны, так же как и роль Варвары в «Грозе», сыграна была Евдокией Дмитриевной вместе с ее любимым партнером Яковлевым, который играл в спектакле «Бедность не порок» роль купчика Разлюляева.
Анна Ивановна, молодая вдова, живет в доме у Торцовых после смерти мужа, потому что осталась без средств. Несмотря на тяжелую обстановку в семье, где законом является не только слово, но и взгляд «самого», Анна Ивановна всегда сохраняет бодрость духа, теплую приветливую улыбку и умение в песне и лихой пляске забыть о своей тягостной жизни.
Евдокия Дмитриевна долго не расставалась с любимым образом Анны Ивановны, и даже после Октября еще долго радовали зрителей ее веселый смех, прекрасное пение и пляска второго акта.
Позднее, при пересмотре постановки «Бедность не порок», Евдокия Дмитриевна выступает в роли Пелагеи Егоровны. Здесь с особенной настойчивостью она пытается найти подход к более глубокому и правдивому решению образа русской женщины.
Пелагея Егоровна в старой трактовке была скромной хозяйкой дома, воспитанной на домостроевских традициях «Жена да убоится мужа своего». Ее роль в пьесе не занимала ведущего места: она рассказывала, сочувствовала, вздыхала и плакала. Но действенная часть ее роли как-то уходила от исполнителя.
Во второй редакции Евдокия Дмитриевна постаралась глубже осветить положение Пелагеи Егоровны. В доме, где царит старый купеческий быт, женщина во всех отношениях подчинена мужу... Для того чтобы опротестовать то или иное распоряжение мужа и выйти из невыносимого положения, нужно было приложить много изворотливости, женской хитрости и умело расставить семейные силы.
Пелагея Егоровна — Турчанинова, соблюдая внешнюю форму подчинения мужу, все время ищет путей для того, чтобы помочь дочери стать ближе к избраннику ее сердца — Мите. Какой-то безмолвный контакт существует между ней, Анной Ивановной, нянькой, дочерью и Митей и, в конце концов, даже Любимом Карпычем. Ее безмолвный протест, холодность по отношению к Коршунову, желание отодвинуть срок окончательного решения вопроса о замужестве дочери и. наконец, открытый протест против мужа, в третьем акте ярко выявили действенную линию роли. Пелагея Егоровна — Турчанинова с ее великолепной русской, московской речью, добрым и на этот раз не испуганным лицом, с ее бесконечной любовью к дочери и радостью при благополучном исходе делает предельно обаятельным этот классический образ русской женщины в драматургии Островского.
Говоря о «Бедности не порок», нельзя не остановиться на том замечательном ансамбле исполнителей, который участвовал в двух вариантах постановки этой пьесы и вместе с Евдокией Дмитриевной удерживал его в течение многих-многих лет в активном репертуаре Малого театра. Это Яковлев — Разлюляев и Любим Торцов;
Давыдов и
Костромской — Коршунов и Гордей Карпыч — Шамин.