КУШ ПОДАН
КУШ ПОДАН
«Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». Малый театр
Под кушем, разумеется, следует понимать российский престол, который уж столько веков подряд манил государей званых и самозваных, коренных и иноземных, достойных и не вполне. Бесконечная царственная история в Малом театре полнится под от года. Иван Грозный и Федор Иоаннович, царь Борис, император Петр с царевичем Алексеем и даже в перестроечные времена последний русский самодержец Николай II — все появлялись на этой сцене. Теперь вот настал черед «Дмитрия Самозванца и Василия Шуйского».
Эта пьеса Островского — из малоизвестных, даже в том театре, который Домом Островского привыкли именовать. В столице (да, вероятно, и не только) она не ставилась лет сто. С одной стороны, понятно — «драматическая хроника» длинна, тяжеловесна и местами очень высокопарна, хотя все эти приметы — законные спутницы жанра. С другой — ее сегодняшнее появление именно на этих подмостках вполне объяснимо. Островский и здесь остается хорошим психологом, пытающимся вывести всеобщие законы вечной российской смуты и человеческого к ней приспособления. Исторические нюансы, конечно, важны, но не они все определяют. Более того, кажется, что именно люди все эти акценты расставляют — по своему желанию и разумению.
Быть может, поэтому на сцене Малого на сей раз не стали выстраивать роскошных бытоподобных интерьеров. Наоборот, все очень скупо и создает обманчивый образ исторического далека. Художник Лариса Ломакина все эти соборы, колокольни, палаты словно бы нашла на страницах старинных рукописных книг, чудом уцелевших в многочисленных московских пожарах. Обгоревшие страницы, то и дело сменяя друг друга, зависают над сценой, обозначая место действия — и условное, и вполне определенное, где доминирует все же главное — русская площадь для народных бунтов и царственных откровений с непременным Лобным местом.
Режиссер Владимир Драгунов тоже не пренебрегал историческими обстоятельствами Смутного времени, он все же попытался сделать спектакль о вечно повторяющихся приметах «дворцовых переворотов» всех времен и эпох. Где народ, слышащий «звон» речей властителей, поначалу бунтует бессмысленно и беспощадно, а потом, как водится, безмолвствует. Где реальные и потенциальные государи и их свита льстят, подстрекают, лицемерно каются и изредка пытаются разобраться в самих себе. Где престол — вожделенная игрушка, с которой они порой не знают что делать, игрушка смертельно опасная.
Дмитрий Самозванец — Глеб Подгородинский и Василий Шуйский — Борис Невзоров в спектакле Драгунова не столько противостоят друг другу, сколько существуют параллельно, но в одной ситуации — жажде престола. Первому он уже достался: Самозванец – Подгородинский является «народу» на сцене и в зале в шапке Мономаха и с прочими атрибутами власти. Он молод и резв, отчасти хитер, но более простодушен, несмотря на «иезуитскую» подоплеку. Этакий «младореформатор», вторящий просвещенной Европе лишь потому, что платья там более удобны, обычаи свободнее и музыка не столь заунывна. Готовый в силу молодости лет все бросить к ногам обожаемой Марины Мнишек (Елена Харитонова), чьи властные аппетиты растут час от часу. Впрочем, этот Самозванец не чужд благородства и юношеского романтизма в желании «познать самого себя» разгадать загадки темного прошлого и понять собственное предназначение. Но в его виртуозной игре с мнимой матерью, царицей Марфой (Татьяна Лебедева), уже явно ощущается не только желание, но и умение идти к цели любым путем.
Шуйский – Невзоров по силе духа и опыту властных интриг — не чета юному Дмитрию. Несмотря на боярский сан, этот Василий Иванович — крепкий русский мужик, с обманчиво-демократичной простотой, но умеющий просчитывать все на сто ходов вперед. Впрочем, некая героизация следующего российского самодержца здесь все же случилась, хотя ни намека на оперную ходульность в игре Невзорова нет. Но все эти красиво оформленные световыми перепадами и торжественной музыкальной «атмосферой» (композитор Григорий Гоберник) его монологи в зал дело свое делают. И эта постановочная публичность внутренних монологов, быть может, и придает им оттенок декларативности — не в манере исполнения, но в форме подачи. Хотя Шуйский — Невзоров остается столь искренним и темпераментным, что зал, и без того весь спектакль благоговейно внимающий происходящему, тут же взрывается аплодисментами.
Публика Малого вообще по-хорошему удивляет своей самопроизвольной «отобранностью» и пониманием того, куда и на что идет. Своим вниманием и уважением к тому, что происходит на сцене. Это, если судить по контрасту со многими другими представлениями на иных сценах, Малый театр, несмотря на все перипетии времен и смену сценических стилей, упрямо сохраняет свою серьезную традиционность и ни в каких оправданиях не нуждается. Хотя вот этот полный контакт со своим зрителем таким оправданием может и послужить. Ну должен же кто-то в конце концов сохранять стабильность в нестабильном мире. Пусть это не всем по вкусу, но каждому — свое. К тому же в Малом актеры, особенно старшего поколения, уже непроизвольно сбиваются в ансамбль, где каждый и солирует (Борис Клюев — Голицын, Владимир Сафронов — Татищев, Владимир Богин — Басманов, Владимир Носик — Мстиславский, и другие), и общую мелодию тем самым только утверждает.
Финал же государевых амбиций Шуйского предрешен и историей, и Островским, и режиссером. Несмотря на видимость «доброго» и «мудрого» царя, артистом всячески обоснованную, он в этой ситуации — один из многих престолодержателей, век которых короток и бесславен. Режиссер выпускает Шуйского — Невзорова на пустую и оголившуюся сцену, лишь подсвеченную кровавыми отсветами, и словно бы готов вновь дать ему слово. Но Шуйский обреченно молчит в этой жутковатой пустоте. И это молчание куда красноречивее многих пламенных монологов.
Автор: Ирина АЛПАТОВА
Источник: Культура
Дата: 15.03.2007
Дата публикации: 16.03.2007