АНОНС!
К 75-летию
Руфины Дмитриевны Нифонтовой телеканал
«Культура» подготовил документальный фильм
«ОНА БЫЛА НЕПРЕДСКАЗУЕМА». Эфир — 15 сентября в 20:05.
Надежда Румянцева подарила ей на день рождения открытку со своим изображением из фильма «Морской охотник» и написала: «Будущей звезде от звезды настоящей». Слова на открытке, предназначенной для
Руфины Нифонтовой, оказались пророческими.
15 сентября 2006 года исполняется 75 лет со дня рождения народной артистки СССР
Руфины Дмитриевны Нифонтовой. Она окончила ВГИК в 1955 году, в 1957 её пригласили в труппу Малого театра, где она прослужила почти 40 лет. В кино у неё было значительно меньше ролей, чем в театре: она сыграла Настю в картине «Вольница», Катю в трилогии «Сёстры», «1918-й год», «Хмурое утро», Эвелину Ганскую в «Ошибке Оноре де Бальзака» и несколько ролей в других фильмах.
75-летие со дня рождения актрисы телеканал «Культура» отмечает 15 сентября показом документального фильма «Она была непредсказуема…» (20:05). О том, какой Руфина Нифонтова была в жизни и на сцене, рассказывают художественный руководитель Малого театра народный артист СССР Юрий Соломин, директор театра народный артист СССР Виктор Коршунов, народные артисты России Эдуард Марцевич и Василий Бочкарев, дочь Руфины Нифонтовой — режиссер-документалист Ольга и другие. В тот же день в 20:45 в эфир выйдет художественный фильм «Русский лес» с Руфиной Нифонтовой.
Юрий Соломин вспоминает об актрисе и о своём первом впечатлении от её игры:
«Она была трагической актрисой, очень хорошей. Она была глубокая актриса, у нее было очень красивое лицо, потрясающие глаза. Впервые, когда я увидел фильм «Вольница», меня поразили именно глаза этой актрисы. Она, по-моему, студенткой ВГИКа еще была тогда. Глаза ее поразили, какие-то необыкновенные, глубокие, а потом оказалось, что глубина глаз зависит от глубины чувств.
Я о ней узнал, когда учился на 4 курсе, а она репетировала уже в Малом театре главную роль вместе с Верой Николаевной Пашенной в «Каменном гнезде». Вера Николаевна, когда приходила к нам в училище на курс, всегда рассказывала о молодой актрисе, которую она как-то не приняла, потому что Руфина была своеобразным человеком в жизни. Потом она очень нежно к ней относилась. Вера Николаевна очень долго принимала людей. У Руфины был характер жесткий. Она никому не поддавалась, у нее было свое личное мнение. Мне не так много с ней пришлось играть, но 3-4 спектакля мы играли вместе. Хотя бы «Любовь Яровую», где она играла Любовь Яровую, а я – Ярового, «Нас где-то ждут», «Палата». Она не боялась в искусстве некрасивости. Она могла играть в спектакле Друце старуху. По-моему, ей было лет 40, она играла старуху, замечательная эта работа была – «Птицы нашей молодости».
Василий Бочкарёв о совместной работе:
«Я ее воспринимал прежде всего, как очень красивую женщину. Когда я мальчишкой был, я увидел ее в «Хождении по мукам» (трилогия «Сёстры», «1918-й год», «Хмурое утро» — прим. ред.). Это было для меня какое-то откровение, и правда, я влюбился по-мальчишески в нее. Потом, будучи студентом Щепкинского училища, я очень любил спектакль «Каменное гнездо» и замечательный спектакль “Браконьеры”. Потом я узнал историю этого спектакля, в котором главную роль играл Борис Бабочкин. Очень много для этого сделала Руфина Дмитриевна. Её инициатива, ее правда в той ситуации позволили ей пойти в руководство и попросить, чтобы играл именно Бабочкин.
В 1981 году мы встретились с ней в работе над спектаклем «Фома Гордеев». Я только пришел в театр, сыграл роль Бальзаминова и сразу попал в работу над спектаклем «Фома Гордеев». Встретился с ней. Партнер для артиста, наверное, — это самое главное. Как происходит взаимное погружение друг в друга, рассказать может только артист. Нифонтова удивительно работала над этой ролью, искала какой-то жестокой свободы и раскрепощения. Она как-то была на концерте на заводе «Серп и молот», с которым в свое время Малый театр очень дружил, и ей задали вопрос: «Зачем вы пришли в театр?». Она приблизительно так сказала: “Я пришла в театр для того, чтобы раскрепоститься, освободиться от всего того, что меня сдерживает, ограничивает, для того, чтобы воплотиться в десятках, в сотнях людей, для того, чтобы рассказать о нас с вами, об этом человеке, которого я играю, о нашей Родине, и о чуде любви и материнства».
(По материалам документального фильма «Она была непредсказуема…»).