Новости

БРИГАНТИНА ПОДНИМАЕТ ПАРУСА

БРИГАНТИНА ПОДНИМАЕТ ПАРУСА

…На оживленной Неглинной улице, в самом центре Москвы, стоит наискосок от тыльной стороны Малого театра здание – такого же светло-желтого цвета, примерно такого же архитектурного стиля. Не раз перестроенное, оно все равно остается неотъемлемой частью театра.

Именно сюда приходят те, кому когда-нибудь предстоит завоевать зрительный зал, — будущие мастера, ныне — воспитанники школы Малого театра, Высшего театрального училища, носящего имя Михаила Семеновича Щепкина.

Каждую весну, словно первые подснежники, появляются они на Неглинной улице, по одному, по двое-трое, девушки и юноши, немного стесняясь своего маршрута, но словно мощным магнитом притягиваемые сюда, к этому зданию, чтобы именно здесь услышать приговор: быть или не быть им на сцене? Мало кто верит в этот приговор. Сразу кидаются в другие театральные школы. И нередко случается так, что там находят они свое счастье. Кто-то забывает о первом приговоре, прозвучавшем на Неглинке, а кто-то продолжает вспоминать с горечью о Малом театре, как о гриновском Несбывшемся.

А летом, дождливым или пыльным московским летом, из этих дверей выплывают, подобно гордым парусникам, неузнаваемо изменившиеся девушки и юноши — по одному, по двое-трое — и в их глазах нет уже ни смущения, ни страха. Выдержав испытания, они отныне приобщены к Священному Ордену, они — избранные...

Сколько же еще придется им преодолеть трудностей на этом пути, сколько разочарований, горечи. Но и сколько бурной радости, гордости выпадет на их долю и на долю их учителей!..
На учебной сцене юные щепкинцы делают свои первые самостоятельные шаги, пробуют силы под руководством внимательных и пристрастных педагогов в массовых сценах или (если повезет!) в небольших ролях в спектаклях Малого театра. Здесь, в этом здании, они учатся не просто «желать славы», а завоевывать ее кропотливым ежедневным трудом, в котором едва ли не одинаково важны все составляющие: общение с опытными, прославленными мастерами Малого, занятия общеобразовательными предметами, творческие классы, спектакли театра...

ШКОЛА

Каждый год по весне я прихожу на спектакли Щепкинского училища, чтобы посмотреть, каким будет пополнение не только Малого театра, но и многих других столичных площадок. И позже, когда они играют свои первые роли, чрезвычайно любопытно вспомнить, с чего же все начиналось?

В нынешнем году мне довелось увидеть два спектакля: «Дети Ванюшина» С. Найденова (курс О.Н. и Ю.М. Соломиных, постановка В. Бочкарева) и «Годы странствий» А.Н. Арбузова (курс Н.Н. Афонина, постановка Н. Киндиновой). И от этих очень разных, трудно сопоставимых спектаклей возникло ощущение, во-первых, четкой определенности того, что принято называть Школой, во-вторых же, оптимистических надежд на пополнение московских театральных трупп. Оба спектакля были сыграны в рамках фестиваля «Твой шанс».

Василий Бочкарев — один из лучших на сегодняшний день мастеров Малого театра, владеющий удивительно широкой палитрой, умением точно и тонко работать в ансамбле на общий замысел спектакля. Поэтому «Дети Ванюшина» в его постановке — это подробнейшая вязь человеческих взаимоотношений, в которую он погружает студентов, даруя им, быть может, высшее счастье общения с настоящей театральной литературой и - друг с другом, когда, по завету О. Садовской, отношения строятся по принципу: «Ты мне — петельку, я тебе — крючочек».

Это и есть, наверное, главная отличительная черта ювелирно отточенного спектакля, в котором события, захватывающие семью купца Ванюшина, перетекают одно в другое, получая точное логическое обоснование не только конфликта «отцов и детей», но и современного отношения режиссера и актеров к этой вечной проблеме. Никто из молодых студентов не наигрывает возраст — они дают тот срез внутренних переживаний и осмыслений, который этому возрасту равен.

И поэтому особенно интересно наблюдать за Андреем Цисаруком (Александр Егорович), Еленой Акимовой (Арина Ивановна), Натальей Долгушиной (Авдотья).

Но достоверны и точны и дети, оказывающиеся по возрасту близкими исполнителям: Марина Заболоцкая (Аня), Дарья Носик (Катя), Александра Иванова (Клавдия), Александр Пархоменко (Алексей), Виктор Синявский (Константин), Мария Андреева (Елена).

Задача дипломного спектакля — максимально раскрыть то, на что оказываются способными ученики, перенимающие эстафету мастерства у своих учителей. И в этом смысле «Дети Ванюшина» предстают эталонным спектаклем, где режиссер направил все силы, всю энергию на раскрытие своих учеников в различных и всевозможных оттенках взаимодействия друг с другом. Они удивительно умеют не только слышать, но и чувствовать друг друга, мгновенно настраиваясь на «чужую» волну, невидимо, но очень точно бросая друг другу свои «петельки» и «крючочки»...

Ту же особенность легко увидеть в спектакле «Годы странствий». В нем режиссер-педагог Наталья Киндинова ставит перед своими учениками очень сложную задачу — они должны не только ощущать друг друга и выстраивать точное общение, но и дать нам, зрителям, возможность почувствовать эпоху — ставшую уже далекой от нас эпоху предвоенных и военных лет. Здесь от исполнителей потребовалась совершенно особого рода чистота помыслов и чувств. И будущие актеры усвоили предложенный им урок — естественно и просто играют в спектакле Алексей Анищенко (Александр Ведерников), Сергей Лызлов (Павлик), Семен Спесивцев (Никита), Валентина Круглая (Люся Ведерникова), Анастасия Шеховцева (Галина), Ирина Гурова (тетя Тася), Евгения Белобородова (Нина). Остается в памяти Елизавета Водолазская, сыгравшая почти эпизодическую роль Кузи живо, изобретательно, энергично. Но главное, перед нами вновь предстал ансамбль, умеющий работать на единство замысла, создавать атмосферу и жить в ней. И когда как заклинание и символ братства звучит в спектакле песня о бригантине, поднимающей свои паруса «в флибустьерском дальнем синем море», это воспринимается как клятва верности своим учителям и своей Школе, так многому научившей...

Есть одна замечательная, очень волнующая традиция у выпускников Щепкинского училища. Когда они играют дипломный спектакль, произнося последнюю реплику, каждый персонаж добавляет к ней одно-единственное слово: «Все!..» - и в этом дополнении внезапно приоткрывается для зрителя какая-то завеса. Завершились годы ученичества, прекрасное время, когда можно было ощущать себя воспитанниками, чувствовать себя защищенными в любой, наверное, ситуаци и в творческой, и в жизненной.

Настала пора самостоятельности.

Наталья Старосельская

Московский театральный журнал «Планета Красота» № 7-8 2006 года

Дата публикации: 13.09.2006
БРИГАНТИНА ПОДНИМАЕТ ПАРУСА

…На оживленной Неглинной улице, в самом центре Москвы, стоит наискосок от тыльной стороны Малого театра здание – такого же светло-желтого цвета, примерно такого же архитектурного стиля. Не раз перестроенное, оно все равно остается неотъемлемой частью театра.

Именно сюда приходят те, кому когда-нибудь предстоит завоевать зрительный зал, — будущие мастера, ныне — воспитанники школы Малого театра, Высшего театрального училища, носящего имя Михаила Семеновича Щепкина.

Каждую весну, словно первые подснежники, появляются они на Неглинной улице, по одному, по двое-трое, девушки и юноши, немного стесняясь своего маршрута, но словно мощным магнитом притягиваемые сюда, к этому зданию, чтобы именно здесь услышать приговор: быть или не быть им на сцене? Мало кто верит в этот приговор. Сразу кидаются в другие театральные школы. И нередко случается так, что там находят они свое счастье. Кто-то забывает о первом приговоре, прозвучавшем на Неглинке, а кто-то продолжает вспоминать с горечью о Малом театре, как о гриновском Несбывшемся.

А летом, дождливым или пыльным московским летом, из этих дверей выплывают, подобно гордым парусникам, неузнаваемо изменившиеся девушки и юноши — по одному, по двое-трое — и в их глазах нет уже ни смущения, ни страха. Выдержав испытания, они отныне приобщены к Священному Ордену, они — избранные...

Сколько же еще придется им преодолеть трудностей на этом пути, сколько разочарований, горечи. Но и сколько бурной радости, гордости выпадет на их долю и на долю их учителей!..
На учебной сцене юные щепкинцы делают свои первые самостоятельные шаги, пробуют силы под руководством внимательных и пристрастных педагогов в массовых сценах или (если повезет!) в небольших ролях в спектаклях Малого театра. Здесь, в этом здании, они учатся не просто «желать славы», а завоевывать ее кропотливым ежедневным трудом, в котором едва ли не одинаково важны все составляющие: общение с опытными, прославленными мастерами Малого, занятия общеобразовательными предметами, творческие классы, спектакли театра...

ШКОЛА

Каждый год по весне я прихожу на спектакли Щепкинского училища, чтобы посмотреть, каким будет пополнение не только Малого театра, но и многих других столичных площадок. И позже, когда они играют свои первые роли, чрезвычайно любопытно вспомнить, с чего же все начиналось?

В нынешнем году мне довелось увидеть два спектакля: «Дети Ванюшина» С. Найденова (курс О.Н. и Ю.М. Соломиных, постановка В. Бочкарева) и «Годы странствий» А.Н. Арбузова (курс Н.Н. Афонина, постановка Н. Киндиновой). И от этих очень разных, трудно сопоставимых спектаклей возникло ощущение, во-первых, четкой определенности того, что принято называть Школой, во-вторых же, оптимистических надежд на пополнение московских театральных трупп. Оба спектакля были сыграны в рамках фестиваля «Твой шанс».

Василий Бочкарев — один из лучших на сегодняшний день мастеров Малого театра, владеющий удивительно широкой палитрой, умением точно и тонко работать в ансамбле на общий замысел спектакля. Поэтому «Дети Ванюшина» в его постановке — это подробнейшая вязь человеческих взаимоотношений, в которую он погружает студентов, даруя им, быть может, высшее счастье общения с настоящей театральной литературой и - друг с другом, когда, по завету О. Садовской, отношения строятся по принципу: «Ты мне — петельку, я тебе — крючочек».

Это и есть, наверное, главная отличительная черта ювелирно отточенного спектакля, в котором события, захватывающие семью купца Ванюшина, перетекают одно в другое, получая точное логическое обоснование не только конфликта «отцов и детей», но и современного отношения режиссера и актеров к этой вечной проблеме. Никто из молодых студентов не наигрывает возраст — они дают тот срез внутренних переживаний и осмыслений, который этому возрасту равен.

И поэтому особенно интересно наблюдать за Андреем Цисаруком (Александр Егорович), Еленой Акимовой (Арина Ивановна), Натальей Долгушиной (Авдотья).

Но достоверны и точны и дети, оказывающиеся по возрасту близкими исполнителям: Марина Заболоцкая (Аня), Дарья Носик (Катя), Александра Иванова (Клавдия), Александр Пархоменко (Алексей), Виктор Синявский (Константин), Мария Андреева (Елена).

Задача дипломного спектакля — максимально раскрыть то, на что оказываются способными ученики, перенимающие эстафету мастерства у своих учителей. И в этом смысле «Дети Ванюшина» предстают эталонным спектаклем, где режиссер направил все силы, всю энергию на раскрытие своих учеников в различных и всевозможных оттенках взаимодействия друг с другом. Они удивительно умеют не только слышать, но и чувствовать друг друга, мгновенно настраиваясь на «чужую» волну, невидимо, но очень точно бросая друг другу свои «петельки» и «крючочки»...

Ту же особенность легко увидеть в спектакле «Годы странствий». В нем режиссер-педагог Наталья Киндинова ставит перед своими учениками очень сложную задачу — они должны не только ощущать друг друга и выстраивать точное общение, но и дать нам, зрителям, возможность почувствовать эпоху — ставшую уже далекой от нас эпоху предвоенных и военных лет. Здесь от исполнителей потребовалась совершенно особого рода чистота помыслов и чувств. И будущие актеры усвоили предложенный им урок — естественно и просто играют в спектакле Алексей Анищенко (Александр Ведерников), Сергей Лызлов (Павлик), Семен Спесивцев (Никита), Валентина Круглая (Люся Ведерникова), Анастасия Шеховцева (Галина), Ирина Гурова (тетя Тася), Евгения Белобородова (Нина). Остается в памяти Елизавета Водолазская, сыгравшая почти эпизодическую роль Кузи живо, изобретательно, энергично. Но главное, перед нами вновь предстал ансамбль, умеющий работать на единство замысла, создавать атмосферу и жить в ней. И когда как заклинание и символ братства звучит в спектакле песня о бригантине, поднимающей свои паруса «в флибустьерском дальнем синем море», это воспринимается как клятва верности своим учителям и своей Школе, так многому научившей...

Есть одна замечательная, очень волнующая традиция у выпускников Щепкинского училища. Когда они играют дипломный спектакль, произнося последнюю реплику, каждый персонаж добавляет к ней одно-единственное слово: «Все!..» - и в этом дополнении внезапно приоткрывается для зрителя какая-то завеса. Завершились годы ученичества, прекрасное время, когда можно было ощущать себя воспитанниками, чувствовать себя защищенными в любой, наверное, ситуаци и в творческой, и в жизненной.

Настала пора самостоятельности.

Наталья Старосельская

Московский театральный журнал «Планета Красота» № 7-8 2006 года

Дата публикации: 13.09.2006