АКТЕРСКАЯ ДИНАСТИЯ РЫБАКОВЫХ
Текущий год отмечен серией юбилейных дат, связанных с творчеством выдающихся русских актеров — отца и сына Рыбаковых. В 1811 году, 195 лет тому назад, в Курске в бедной мещанской семье родился старший из Рыбаковых — Николай Хрисанфович. В 1826 году, 180 лет тому назад, он дебютировал на сцене курского театра, и с этого времени начался его тернистый путь провинциального актера, принесший ему громкую всероссийскую славу. В нынешнем году исполняется 130 лет со дня его смерти.
В 1856 году, 150 лет тому назад, у Николая Хрисанфовича и его жены, также известной провинциальной актрисы, дочери русского антрепренера Зелинского, потомка польских графов, Паулины Герасимовны родился сын
Константин, ставший впоследствии также выдающимся актером. Как и отец, Константин 15-летним юношей дебютирует на провинциальной сцене. Это было в 1871 году. А 130 лет назад, в день 50-летия сценической деятельности Николая Хрисанфовича,
Константин Рыбаков впервые появляется перед московской публикой. В юбилейном спектакле “Лес” А. Н. Островского отец играл Несчастливцева, а сын в том же спектакле выступил в роли гимназиста Буланова.
Николай Хрисанфович не получил, кроме гимназического, никакого образования. В юности служил канцеляристом в казенной палате. Начав выступления статистом в местном курском театре, потом перешел в Харьков, где играл уже ведущие роли во всех жанрах — от трагедии до водевиля. Колоссальное влияние на начинающего актера оказали корифеи русского реалистического театра П. Мочалов и М. Щепкин.
В 1840 году на гастроли в Тамбов приехал П. Мочалов. Он с триумфальным успехом сыграл свои лучшие роли — Отелло и Гамлета. Партнерами великого артиста были актеры тамбовской труппы — антрепренера Голощапова. Рыбаков также выступал в роли принца Датского, чередуясь с великим Мочаповым. Молодой актер создал свою трактовку этого шекспировского образа, подчеркивая в ней черты мыслителя, трагически переживающего несправедливость общественного порядка. В Гамлете Рыбаков создал глубокую психологическую разработку характера. Позже он сыграл целую галерею знаменитых шекспировских образов: Отелло, Кориолана, Ричарда III, короля Лира, Макбета, Шейлока, Кассио, Клавдия. Рыбаков потрясал зрителей мощью темперамента, глубиной и художественной правдой. Он заслужил славу великого трагического актера. Рыбаков играл во многих городах Поволжья, Украины, юга России. Неоднократно выступал он и на тамбовской сцене, в Зимнем театре. Дважды в своей нелегкой скитальческой жизни артист дебютировал на московской сцене. В репертуаре Рыбакова появляются лучшие творения русской классической драматургии: Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Тургенева. Особенно близкими ему оказались пьесы А. Н. Островского, с которым актера связала тесная творческая дружба. Образ провинциального актера Несчастливцева в “Лесе” драматург “списал” с самого Николая Хрисанфовича, и эта роль стала одной из вершин в его творчестве.
В июне 1876 года Рыбаков вместе с сыном Николаем заключил контракт с тамбовским антрепренером Ознобишиным, а в сентябре они уже играли в составе тамбовской труппы. Крепкий и дружный коллектив возглавлял тогда талантливый и опытный режиссер А.Грубин, а среди актеров был молодой В. Н. Давыдов, считавший себя учеником Рыбакова, а впоследствии ставший одним из первых народных артистов республики. В Москве только что прошло торжественное чествование Николая Хрисанфовича по случаю 50-летия его артистической деятельности. Теперь юбилей актера был широко отмечен и в Тамбове.
На одном из спектаклей у Рыбакова случился сердечный приступ. 15 ноября 1876 года великий актер скончался. Тамбову выпало видеть гениального самородка на заре его славы, быть свидетелем последних его спектаклей и проводить актера в последний путь. Проститься с любимым артистом пришла тысячная толпа. Рыбаков был похоронен в Тамбове на Успенском кладбище, впоследствии уничтоженном. Рядом с бывшим Зимним театром, в котором играл Рыбаков, в 1996 году установлен закладной камень с именем великого артиста.
Сын Николая Хрисанфовича Константин начал сценическую деятельность во Владикавказе, вместе с отцом играл во многих провинциальных городах, периодически выступал и в Тамбове. С 1881 года до конца жизни он служил в Малом театре. Но дарование сына не отличалось той мощью и огнем, каким был отмечен талант отца. Высоко ценил талантливого артиста и многим ему помог своими указаниями и советами друг его отца — великий драматург А. Островский.
Как некогда посвятил он Н. Рыбакову образ актера Несчастливцева в “Лесе”,
так теперь посвящает сыну и отдает в его руки другой созданный им актерский
образ — Незнамова в “Без вины виноватые”.
В историю русского театра вошли созданные
К. Рыбаковым образы Фамусова и Городничего в пьесах А. Грибоедова и Н. Гоголя, галерея персонажей А. Островского в пьесах: “Доходное место”, “Гроза”, “Бешеные деньги”, “Свои люди — сочтемся”, “Лес”, “Последняя жертва”, “Бесприданница”. Константин Николаевич бережно хранил и развивал традиции русского искусства, передавая их следующему поколению мастеров русской сцены.
Скончался К.Рыбаков в 1916 году, 90 лет назад — еще одна дата нынешнего года.
К династии Рыбаковых относится жена Н. X. Рыбакова Паулина Герасимовна, исполнявшая роли молодых героинь в водевилях, мелодрамах и даже операх. Она играла вместе с мужем в театрах Харькова, Николаева, Одессы, Екатеринослава, Ставрополя, Ярославля. Блистала она и на тамбовской сцене. Прославилась в роли Офелии в “Гамлете”.
На провинциальных сценах, в том числе и в Тамбове, играла и дочь Рыбаковых Ольга Николаевна. Но успешно начав театральную карьеру, она скончалась от тяжелой болезни. Актрисе было всего 25 лет.
Актерская династия Рыбаковых сыграла видную роль не только в истории тамбовского театра, но и оставила яркий след в русском сценическом искусстве.
Андрей БЕЛКИН
«Тамбовская жизнь», 01.09.2006