Новости

ГОД 1756-й. ИМПЕРАТРИЦА ЕЛИЗАВЕТА: «ПОВЕЛЕЛИ МЫ НЫНЕ УЧРЕДИТЬ РУССКИЙ ТЕАТР»

ГОД 1756-й. ИМПЕРАТРИЦА ЕЛИЗАВЕТА: «ПОВЕЛЕЛИ МЫ НЫНЕ УЧРЕДИТЬ РУССКИЙ ТЕАТР»

250 лет назад, 30 августа 1756 года, императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении российского для представления трагедий и комедий театра. Документ положил начало государственной политике России в области театрального искусства. С этого же дня ведут свое летосчисление старейшие театры страны — Российский государственный академический театр им. А.С. Пушкина (Александрийский театр) в Санкт-Петербурге и Государственный академический Малый театр в Москве.

Первый профессиональный театр возник в России всего на шесть лет раньше. В 1750 году в Ярославле купец Федор Волков в большом амбаре поставил драму «Эсфирь», а уже через два года ярославские актеры были приглашены «на смотрины» в Санкт-Петербург. Все это дало основание Виссариону Белинскому назвать Волкова «отцом русского театра». Однако в том же году труппу распустили. Часть актеров была зачислена в кадеты Шляхетского корпуса.

Впрочем, на «отцовство» может претендовать и Александр Сумароков — автор трагедии «Хорев», с которой дебютировали в столице ярославцы. Сумароков поражал современников своей живостью и неуемной энергией, по словам одного из них, «летел из мысли в мысль, бежал из страсти в страсть». Он был автором одной драмы, 12 комедий (в их числе «Вздорница», «Рогоносец по воображению» и «Мать — совместница дочери») и 9 трагедий (в их числе «Хорев», «Семира», «Аристона»).

Он же первым из русских драматургов обратился к творчеству Шекспира, переделав «Гамлета» в духе классицизма. У Сумарокова в финале пьесы Гамлет свергал Клавдия, становился королем и женился на Офелии, а знаменитый монолог «Быть или не быть?» звучал так: «Что делать мне теперь? Не знаю, что зачать?»

По указу от 30 августа 1756 года Сумароков и был назначен директором театра, а Волков получил звание придворного актера.

Если «отцовство» русского театра оспаривается, то «матерью» его безоговорочно явилась Елизавета. Страстью к сценическому искусству она воспылала с юных лет. «Порой весь двор превращался в театральное фойе: изо дня в день говорили только о французской комедии, об итальянской комической опере и ее содержателе Локателли... Дворец представлял не то маскарад с переодеванием, не то игорный дом. Дамы меняли костюмы по два, по три раза в день, императрица — даже до пяти раз, почти никогда не надевая два раза одного и того же платья», — писал историк Василий Ключевский.

Приступив к формированию труппы, 24 октября Сумароков обратился в Шляхетский корпус. Труппу первого государственного театра составили актеры: братья Федор, Григорий и Гаврила Волковы, Павел Уманов, Лука Татищев, Евстафий Сичкарев, Прокофий Приказный, Иван Дмитриевский, Алексий Попов, Яков Шумский, Чулков и пять актрис: Мусина-Пушкина, Зорина, Михайлова и две сестры Ананьины. Имена этих людей мало кто помнит, однако с них и началась история государственного театра в России. Основу репертуара составили пьесы Сумарокова.

Высокий статус не избавил театр ни от мытарств со сценическими площадками, ни от финансовых трудностей. В 1759 году на содержание театра прибавили 2 тысячи рублей, но денег хронически не хватало. Возникали и другие проблемы. Накануне спектакля директор запросто мог получить уведомление, что «музыки от Двора не будет, потому что музыканты накануне играли в маскараде и устали». И Сумарокову приходилось спешно искать музыкантов.

Проблему с собственным помещением решил только Николай I. В 1828-1832 гг. на одном из самых топких мест Санкт-Петербурга было возведено по проекту Карла Росси здание театра, которому царь дал имя своей сентиментальной супруги Александры Федоровны (она участвовала в разработке дизайна лож и ротонд). Недавно завершилась масштабная реконструкция Александринки — первая за время ее существования.

Малый театр в Москве в 1999 году отметил свое 175-летие. Но, как подчеркивает художественный руководитель театра Юрий Соломин, то был юбилей здания. А труппа появилась еще в 1756 году и базировалась в здании Московского университета. Так что в нынешнем году и ей исполняется четверть тысячелетия.

***
Указ Елизаветы Сенату от 30 августа 1756 г.

«Повелели мы ныне учредить Русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головкинский каменный дом, что на Васильевском острове близ Кадетского дома. А для оного повелели набрать актеров и актрис: актеров из обучающихся певчих и ярославцев в кадетском корпусе, которые к тому будут надобны, а в дополнение еще к ним актеров из других неслужащих людей, также и актрис приличное число. На содержание оного театра определить, по силе сего нашего указа, считая от сего времени в год денежной суммы по 5000 р., которую отпускать из штатс-конторы всегда в начале года по подписании нашего указа...

Дирекция того русского театра поручается от нас бригадиру Александру Сумарокову, которому из той же суммы определяется сверх бригадирского оклада, рационных и денщичьих денег в год по 1000 рублей, ...а его бригадира Сумарокова из армейского списка не выключать. А какое жалованье ныне актерам и актрисам, так и прочим при театре, производить, о том ему бригадиру Сумарокову от Двора дан реестр».

***
Из письма Александра Сумарокова, май 1759 г.

«От начала театра ни одного представления не было, которое бы миновалося без превеликих трудностей, не приносящих никому плода, кроме приключаемых мне мучений и превеликих замешательств... Сто бы раз лучше было, если бы однажды всему театру положено было основание».

Олег НАЗАРОВ, доктор исторических наук
«Родная газета», 25.08.2006

Дата публикации: 29.08.2006
ГОД 1756-й. ИМПЕРАТРИЦА ЕЛИЗАВЕТА: «ПОВЕЛЕЛИ МЫ НЫНЕ УЧРЕДИТЬ РУССКИЙ ТЕАТР»

250 лет назад, 30 августа 1756 года, императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении российского для представления трагедий и комедий театра. Документ положил начало государственной политике России в области театрального искусства. С этого же дня ведут свое летосчисление старейшие театры страны — Российский государственный академический театр им. А.С. Пушкина (Александрийский театр) в Санкт-Петербурге и Государственный академический Малый театр в Москве.

Первый профессиональный театр возник в России всего на шесть лет раньше. В 1750 году в Ярославле купец Федор Волков в большом амбаре поставил драму «Эсфирь», а уже через два года ярославские актеры были приглашены «на смотрины» в Санкт-Петербург. Все это дало основание Виссариону Белинскому назвать Волкова «отцом русского театра». Однако в том же году труппу распустили. Часть актеров была зачислена в кадеты Шляхетского корпуса.

Впрочем, на «отцовство» может претендовать и Александр Сумароков — автор трагедии «Хорев», с которой дебютировали в столице ярославцы. Сумароков поражал современников своей живостью и неуемной энергией, по словам одного из них, «летел из мысли в мысль, бежал из страсти в страсть». Он был автором одной драмы, 12 комедий (в их числе «Вздорница», «Рогоносец по воображению» и «Мать — совместница дочери») и 9 трагедий (в их числе «Хорев», «Семира», «Аристона»).

Он же первым из русских драматургов обратился к творчеству Шекспира, переделав «Гамлета» в духе классицизма. У Сумарокова в финале пьесы Гамлет свергал Клавдия, становился королем и женился на Офелии, а знаменитый монолог «Быть или не быть?» звучал так: «Что делать мне теперь? Не знаю, что зачать?»

По указу от 30 августа 1756 года Сумароков и был назначен директором театра, а Волков получил звание придворного актера.

Если «отцовство» русского театра оспаривается, то «матерью» его безоговорочно явилась Елизавета. Страстью к сценическому искусству она воспылала с юных лет. «Порой весь двор превращался в театральное фойе: изо дня в день говорили только о французской комедии, об итальянской комической опере и ее содержателе Локателли... Дворец представлял не то маскарад с переодеванием, не то игорный дом. Дамы меняли костюмы по два, по три раза в день, императрица — даже до пяти раз, почти никогда не надевая два раза одного и того же платья», — писал историк Василий Ключевский.

Приступив к формированию труппы, 24 октября Сумароков обратился в Шляхетский корпус. Труппу первого государственного театра составили актеры: братья Федор, Григорий и Гаврила Волковы, Павел Уманов, Лука Татищев, Евстафий Сичкарев, Прокофий Приказный, Иван Дмитриевский, Алексий Попов, Яков Шумский, Чулков и пять актрис: Мусина-Пушкина, Зорина, Михайлова и две сестры Ананьины. Имена этих людей мало кто помнит, однако с них и началась история государственного театра в России. Основу репертуара составили пьесы Сумарокова.

Высокий статус не избавил театр ни от мытарств со сценическими площадками, ни от финансовых трудностей. В 1759 году на содержание театра прибавили 2 тысячи рублей, но денег хронически не хватало. Возникали и другие проблемы. Накануне спектакля директор запросто мог получить уведомление, что «музыки от Двора не будет, потому что музыканты накануне играли в маскараде и устали». И Сумарокову приходилось спешно искать музыкантов.

Проблему с собственным помещением решил только Николай I. В 1828-1832 гг. на одном из самых топких мест Санкт-Петербурга было возведено по проекту Карла Росси здание театра, которому царь дал имя своей сентиментальной супруги Александры Федоровны (она участвовала в разработке дизайна лож и ротонд). Недавно завершилась масштабная реконструкция Александринки — первая за время ее существования.

Малый театр в Москве в 1999 году отметил свое 175-летие. Но, как подчеркивает художественный руководитель театра Юрий Соломин, то был юбилей здания. А труппа появилась еще в 1756 году и базировалась в здании Московского университета. Так что в нынешнем году и ей исполняется четверть тысячелетия.

***
Указ Елизаветы Сенату от 30 августа 1756 г.

«Повелели мы ныне учредить Русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головкинский каменный дом, что на Васильевском острове близ Кадетского дома. А для оного повелели набрать актеров и актрис: актеров из обучающихся певчих и ярославцев в кадетском корпусе, которые к тому будут надобны, а в дополнение еще к ним актеров из других неслужащих людей, также и актрис приличное число. На содержание оного театра определить, по силе сего нашего указа, считая от сего времени в год денежной суммы по 5000 р., которую отпускать из штатс-конторы всегда в начале года по подписании нашего указа...

Дирекция того русского театра поручается от нас бригадиру Александру Сумарокову, которому из той же суммы определяется сверх бригадирского оклада, рационных и денщичьих денег в год по 1000 рублей, ...а его бригадира Сумарокова из армейского списка не выключать. А какое жалованье ныне актерам и актрисам, так и прочим при театре, производить, о том ему бригадиру Сумарокову от Двора дан реестр».

***
Из письма Александра Сумарокова, май 1759 г.

«От начала театра ни одного представления не было, которое бы миновалося без превеликих трудностей, не приносящих никому плода, кроме приключаемых мне мучений и превеликих замешательств... Сто бы раз лучше было, если бы однажды всему театру положено было основание».

Олег НАЗАРОВ, доктор исторических наук
«Родная газета», 25.08.2006

Дата публикации: 29.08.2006