Новости

НЕ СТАЛО СРЕДИ НАС СЧАСТЛИВЦЕВА

НЕ СТАЛО СРЕДИ НАС СЧАСТЛИВЦЕВА

Сквозной темой в творчестве Павлова стала тема Шута из «Короля Лира» - человека, который никому не боялся говорить правду в глаза.

Не случайно одна из любимых ролей ушедшего на днях из жизни Виктора Павлова - провинциальный комик Аркашка Счастливцев из «Леса» Островского - простодушный и благородный.

Думается, он сам воплощал в себе образ настоящего русского актера, для которого подмостки и жизнь были тесно переплетены. Сколько поколений наших сограждан улыбаются, вспоминая толстого хитрюгу-студента с перевязанной щекой и его знаменитое «Прием, прием»... Этот «изобретатель» из гайдаевской «Операции «Ы» - его дебют в кино. А дебют на сцене состоялся несколько раньше, еще в школе, где он играл... негритянку. Одноклассники смеялись до колик.

Одна из самых любимых и знаменитых театральных работ Виктора Павлова - главная роль в пьесе Василия Ливанова «Мой любимый клоун», которую поставил Виталий Соломин. В финальной сцене его герой должен был пускать голубей. Так в самом центре Москвы, под крышей Малого театра, появилась голубятня Павлова. Он всю жизнь любил птиц.

Пока никто не посчитал, сколько Виктор Павлов сыграл ролей в театре. В кино насчитали больше 120. Здесь и «Двенадцать стульев», «Место встречи изменить нельзя», «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства», «На семи ветрах», «Время, вперед!», «Даурия», «На войне, как на войне», «Волшебник Изумрудного города», «Уходя - уходи», «Здравствуй и прощай», «Проверка на дорогах», «Лиловый шар», «Гамбринус», «Сирота казанская», «Дети понедельника», «Зависть богов», «ДМБ». Среди его героев были разные персонажи. Множество злодеев (и он показывал их блестяще). Но сквозной темой в творчестве Павлова стала тема Шута из «Короля Лира» - человека, который никому не боялся говорить правду в глаза. Шут, клоун - как высшее воплощение актерской профессии. Такими смешными, грустными, трогательными клоунами стали и его Роман («Мой любимый клоун») и Аркашка Счастливцев («Лес»).

У самого Виктора Павловича характер был непростой: взрывной, гордый, вспыльчивый. Он не любил скрывать свои мысли. Может быть, потому и переходил из театра в театр. В его трудовой книжке значатся «Современник», Театр имени Ермоловой, Театр имени Маяковского, Малый, откуда он уходил и куда вновь вернулся. Он, например, ушел из Театра имени Маяковского, где играл главные роли, после того, как вступился за актрису, которую в пылу репетиции обидел режиссер. Гениальному Гончарову, которому никто в театре не смел перечить, артист сказал, что тот не имеет права так себя вести.

В его таланте, как и в характере, было удивительное сочетание юмора и лиризма, редкое не только сегодня, но и во все времена. Болезнь помешала артисту сыграть папашу Миллера в «Коварстве и любви» Шиллера - роль, на которую был назначен и для которой так нужны были его мягкость и проникновенность. В последние годы Павлову было трудно работать. Он пережил несколько инсультов и бывало путал текст. Но, даже когда Виктор Павлович не помнил текста, он настолько правдиво существовал в образе, что слова были не так уж важны. Главное - правда по сути. Зрители не могли от него оторвать глаз. Художественный руководитель театра Юрий Соломин, свято веря в то, что сцена лечит, продолжал давать ему роли. Его недавнее распределение - Павлов в роли лекаря Гибнера в предстоящей премьере «Ревизора»... Коллеги по театру рассказывают, что, уходя домой, он прощался со словами: «Здоровья вам, мои родные, мои хорошие». Желал им того, чего самому так недоставало.

Татьяна СЕМАШКО
«Парламентская газета», 29.08.2006

Дата публикации: 29.08.2006
НЕ СТАЛО СРЕДИ НАС СЧАСТЛИВЦЕВА

Сквозной темой в творчестве Павлова стала тема Шута из «Короля Лира» - человека, который никому не боялся говорить правду в глаза.

Не случайно одна из любимых ролей ушедшего на днях из жизни Виктора Павлова - провинциальный комик Аркашка Счастливцев из «Леса» Островского - простодушный и благородный.

Думается, он сам воплощал в себе образ настоящего русского актера, для которого подмостки и жизнь были тесно переплетены. Сколько поколений наших сограждан улыбаются, вспоминая толстого хитрюгу-студента с перевязанной щекой и его знаменитое «Прием, прием»... Этот «изобретатель» из гайдаевской «Операции «Ы» - его дебют в кино. А дебют на сцене состоялся несколько раньше, еще в школе, где он играл... негритянку. Одноклассники смеялись до колик.

Одна из самых любимых и знаменитых театральных работ Виктора Павлова - главная роль в пьесе Василия Ливанова «Мой любимый клоун», которую поставил Виталий Соломин. В финальной сцене его герой должен был пускать голубей. Так в самом центре Москвы, под крышей Малого театра, появилась голубятня Павлова. Он всю жизнь любил птиц.

Пока никто не посчитал, сколько Виктор Павлов сыграл ролей в театре. В кино насчитали больше 120. Здесь и «Двенадцать стульев», «Место встречи изменить нельзя», «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства», «На семи ветрах», «Время, вперед!», «Даурия», «На войне, как на войне», «Волшебник Изумрудного города», «Уходя - уходи», «Здравствуй и прощай», «Проверка на дорогах», «Лиловый шар», «Гамбринус», «Сирота казанская», «Дети понедельника», «Зависть богов», «ДМБ». Среди его героев были разные персонажи. Множество злодеев (и он показывал их блестяще). Но сквозной темой в творчестве Павлова стала тема Шута из «Короля Лира» - человека, который никому не боялся говорить правду в глаза. Шут, клоун - как высшее воплощение актерской профессии. Такими смешными, грустными, трогательными клоунами стали и его Роман («Мой любимый клоун») и Аркашка Счастливцев («Лес»).

У самого Виктора Павловича характер был непростой: взрывной, гордый, вспыльчивый. Он не любил скрывать свои мысли. Может быть, потому и переходил из театра в театр. В его трудовой книжке значатся «Современник», Театр имени Ермоловой, Театр имени Маяковского, Малый, откуда он уходил и куда вновь вернулся. Он, например, ушел из Театра имени Маяковского, где играл главные роли, после того, как вступился за актрису, которую в пылу репетиции обидел режиссер. Гениальному Гончарову, которому никто в театре не смел перечить, артист сказал, что тот не имеет права так себя вести.

В его таланте, как и в характере, было удивительное сочетание юмора и лиризма, редкое не только сегодня, но и во все времена. Болезнь помешала артисту сыграть папашу Миллера в «Коварстве и любви» Шиллера - роль, на которую был назначен и для которой так нужны были его мягкость и проникновенность. В последние годы Павлову было трудно работать. Он пережил несколько инсультов и бывало путал текст. Но, даже когда Виктор Павлович не помнил текста, он настолько правдиво существовал в образе, что слова были не так уж важны. Главное - правда по сути. Зрители не могли от него оторвать глаз. Художественный руководитель театра Юрий Соломин, свято веря в то, что сцена лечит, продолжал давать ему роли. Его недавнее распределение - Павлов в роли лекаря Гибнера в предстоящей премьере «Ревизора»... Коллеги по театру рассказывают, что, уходя домой, он прощался со словами: «Здоровья вам, мои родные, мои хорошие». Желал им того, чего самому так недоставало.

Татьяна СЕМАШКО
«Парламентская газета», 29.08.2006

Дата публикации: 29.08.2006