УМЕР ВИКТОР ПАВЛОВ
УМЕР ВИКТОР ПАВЛОВ
В Москве на 66-м году жизни от сердечного приступа скончался актер Малого театра, народный артист России Виктор Павлов .
Как у многих актеров, в биографии Виктора Павлова была роль, которая стала знаковой, своего рода вторым именем этого человека – офицер-разведчик Гришанчиков в телевизионном фильме «Майор Вихрь». У актера была слишком распространенная фамилия, чтобы на нее сразу реагировали люди. Какой Павлов? Но стоило произнести «майор Вихрь», как любой собеседник начинал радостно кивать. Всего Виктор Павлов сыграл в кино и на телевидении больше ста ролей, но в коллективной памяти задержались, как это часто бывает, немногие. Одна из них – Мирон в телевизионном фильме Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства», человек, с одной стороны, темный и измученный злостью, а с другой – не предавший свою любовь. Рассказывают, что после этой роли мальчишки на улице свистели ему вослед: «Эй, бандюга, Мирон!» А один сосед по купе даже опасливо поинтересовался у Павлова, давно ли он на свободе.
В этом слиянии в глазах зрителя персонажа и исполнителя не было ничего удивительного. Виктор Павлов никогда не был романтическим героем, странным человеком не от мира сего или экстравагантным лицедеем, превращающим жизнь в театр. Про таких говорят: встретишь на улице – не обратишь внимания. А он и был человеком из самой гущи жизни. Никого из театральных в семье не было, после средней школы Виктор пошел на завод учеником слесаря, потом стал радиомонтажником и одновременно учился в вечерней школе рабочей молодежи. Но театральная «инфекция», не знающая социальных и имущественных границ, заразила его еще в детстве. Сначала он занимался в детском районном хоре, потом был школьный драмкружок. Первой ролью Вити на сцене была негритянская женщина – и одноклассники в зрительном зале буквально сползали под стулья от хохота.
Заразительность игры всегда была определяющей стороной дарования Павлова. Как бы скромен по своим художественным достоинствам ни был спектакль и как бы ни мала была роль в нем Павлова, если в программке значилась его фамилия, надо было только набраться терпения и ждать выхода актера. Он мог сыграть роль крупную или проходную, но органически не мог сыграть вяло и невыразительно. Бытовая естественность Павлова умножалась на его необычайный темперамент. Кажется, на самую небольшую роль он умел наброситься с азартом и вдохновением, так, чтобы успеть повернуть своего персонажа и так и эдак, выставить на осмеяние, но и пожалеть от души. В общем, и плюнуть, и поцеловать, и к сердцу прижать, и к черту послать.
Он был из породы тех актеров милостию Божьей, которые на сцене будто физически преображаются. Кажется, ему на роду было написано играть на сцене Малого театра, где от века заведено любить не стиль, не идею, не режиссерскую концепцию, а превращения и проявления человеческого характера, ту самую «вкусность» присутствия на сцене живого существа, тайну которой знал Виктор Павлов. Он, собственно говоря, окончил как раз Училище имени Щепкина, Школу Малого театра, где его педагогами были знаменитые Вера Пашенная и Николай Анненков, а соучениками – Виталий Соломин и Олег Даль. Но в сам Дом Островского пришел лишь через полтора десятилетия, успев поработать в «Современнике» и Театре имени Маяковского. В конце 80-х он ушел из Малого в Театр имени Ермоловой – вся Москва тогда рвалась на «Спортивные сцены 1981 года», где Павлов и Татьяна Доронина играли беспощадную карикатуру на столь узнаваемую семью хищного советского номенклатурщика.
Последние 15 лет жизни Павлов был верен Малому театру. На сцене Дома Островского он переиграл немало ролей, в том числе из классических русских пьес – Счастливцева в «Лесе», Градобоева в «Горячем сердце», Репетилова и Загорецкого в «Горе от ума», Ашметьева в «Дикарке». Принято говорить, что в Малом театре актеры должны жить долго: работа здесь словно рассчитана на долгую перспективу, таланты в этих стенах настаиваются и зреют десятилетиями, и часто бывает, что актеры вдруг расцветают в весьма преклонном возрасте. Наверняка именно так произошло бы и с Виктором Павловым. Но судьба почему-то распорядилась иначе: в апреле этого года на съемках кинофильма «Курьер» у актера случился инсульт. С тех пор он не выходил на сцену, а теперь не выдержало сердце.
РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙ
«КоммерсантЪ», 26.08.2006
Дата публикации: 28.08.2006