Новости

«К 160-летию со дня рождения Г.Н.Федотовой» МЕТОД РАБОТЫ И СТИЛЬ ИГРЫ ФЕДОТОВОЙ

«К 160-летию со дня рождения Г.Н.Федотовой»

МЕТОД РАБОТЫ И СТИЛЬ ИГРЫ ФЕДОТОВОЙ

Из книги Г.Гояна «Гликерия Федотова». М.-Л., 1940.

Часть 5.

Если все отдельные характеристики работы Федотовой над ролью соединить одна с другой, то получится законченный рисунок. Современники Федотовой указывали, что колоссального успеха Гликерия Николаевна достигала благодаря сочетанию природного дарования с высокой школой, какой кроме нее не имела за собой ни одна из русских актрис.

«Это дорого особенно у нас в России, где нередко действительно талантливые люди быстро сгорают и растрачивают свои богатые задатки из-за недисциплинированности натуры, отсутствия серьезной школы и умения работать, — писал один из современников Федотовой. — Если бы я не боялся банальностей, я сказал бы, что Гликерия Николаевна — талант-самородок, отшлифованный упорной работой и отделанный в оправу светлого и просвещенного ума. Только от сочетания этих трех элементов могла явиться блестящая галерея созданных артисткой образов, полных непосредственного обаяния жизни и блещущих филигранной отделкой».

А один из рецензентов так характеризовал творческое лицо Федотовой: «В оправе тщательной предварительной разработки, построенной на упорной работе сильного ума, сверкали алмазы истинного, неподдельного чувства. Чувство трепетное, страстное, зажигательное горело в исполнении Федотовой и в драме и в комедии. У Федотовой, как и у Щепкина, аналитическая работа не глушила чувства, ибо она и не может глушить чувства не наигранного, а неподдельно вытекающего из глубины души артиста. В драме эти черты творчества Федотовой выражались в сильных нервных подъемах, которые неотразимо захватывали зрителя. При этом Федотова, как бы сказать, вплотную подходила к изображаемому психическому движению в его наиболее чистой, непосредственной форме. Она не перегружала своего изображения хитросплетенными комбинациями, не стремилась искусственно усложнять психологический узор роли, она давала чистые линии душевных движений... Ее собственное сердце служило ей при этом чутко вибрирующим инструментом».

Между приведенными тремя характеристиками, написанными людьми, изо дня в день наблюдавшими творчество Гликерии Николаевны, нет никакого противоречия. И филигранная отделка и боязнь излишних хитросплетений — одинаково обязательные законы из кодекса, которым она руководилась в решении вопросов технологии своего мастерства. На примере ее отношения к «деталям» в шекспировских пьесах мы старались подчеркнуть, о каких деталях шла речь.

Максим Горький предостерегал от нагромождения «психологических» черт и черточек, затемняющих «чистые душевные линии». Именно эти «чистые душевные линии» искала Федотова, создавая образ.

Дата публикации: 01.06.2006
«К 160-летию со дня рождения Г.Н.Федотовой»

МЕТОД РАБОТЫ И СТИЛЬ ИГРЫ ФЕДОТОВОЙ

Из книги Г.Гояна «Гликерия Федотова». М.-Л., 1940.

Часть 5.

Если все отдельные характеристики работы Федотовой над ролью соединить одна с другой, то получится законченный рисунок. Современники Федотовой указывали, что колоссального успеха Гликерия Николаевна достигала благодаря сочетанию природного дарования с высокой школой, какой кроме нее не имела за собой ни одна из русских актрис.

«Это дорого особенно у нас в России, где нередко действительно талантливые люди быстро сгорают и растрачивают свои богатые задатки из-за недисциплинированности натуры, отсутствия серьезной школы и умения работать, — писал один из современников Федотовой. — Если бы я не боялся банальностей, я сказал бы, что Гликерия Николаевна — талант-самородок, отшлифованный упорной работой и отделанный в оправу светлого и просвещенного ума. Только от сочетания этих трех элементов могла явиться блестящая галерея созданных артисткой образов, полных непосредственного обаяния жизни и блещущих филигранной отделкой».

А один из рецензентов так характеризовал творческое лицо Федотовой: «В оправе тщательной предварительной разработки, построенной на упорной работе сильного ума, сверкали алмазы истинного, неподдельного чувства. Чувство трепетное, страстное, зажигательное горело в исполнении Федотовой и в драме и в комедии. У Федотовой, как и у Щепкина, аналитическая работа не глушила чувства, ибо она и не может глушить чувства не наигранного, а неподдельно вытекающего из глубины души артиста. В драме эти черты творчества Федотовой выражались в сильных нервных подъемах, которые неотразимо захватывали зрителя. При этом Федотова, как бы сказать, вплотную подходила к изображаемому психическому движению в его наиболее чистой, непосредственной форме. Она не перегружала своего изображения хитросплетенными комбинациями, не стремилась искусственно усложнять психологический узор роли, она давала чистые линии душевных движений... Ее собственное сердце служило ей при этом чутко вибрирующим инструментом».

Между приведенными тремя характеристиками, написанными людьми, изо дня в день наблюдавшими творчество Гликерии Николаевны, нет никакого противоречия. И филигранная отделка и боязнь излишних хитросплетений — одинаково обязательные законы из кодекса, которым она руководилась в решении вопросов технологии своего мастерства. На примере ее отношения к «деталям» в шекспировских пьесах мы старались подчеркнуть, о каких деталях шла речь.

Максим Горький предостерегал от нагромождения «психологических» черт и черточек, затемняющих «чистые душевные линии». Именно эти «чистые душевные линии» искала Федотова, создавая образ.

Дата публикации: 01.06.2006