«Пресса о гастролях Малого театра»
ОСТРОВСКИЙ ИЗ «ДОМА ОСТРОВСКОГО»
Елена Харитонова, Виктор Борцов, Александр Коршунов, Людмила Полякова и Вячеслав Езепов в комедии А.Н.Островского «Волки и овцы».
В Таллинне на сцене Центра русской культуры 19-22 апреля пройдут гастроли Государственного Академического Малого театра России. Наши зрители увидят две комедии Александра Николаевича Островского — «Волки и овцы» и «Правда хорошо, а счастье — лучше».
В Москве, перед зданием Малого театра, стоит памятник А.Н.Островскому. Великий драматург удобно расположился в кресле — словно в том самом своем любимом кресле в пятом ряду, из которого руководил репетициями своих пьес. Малый театр называют «Домом Островского». Правда, театр был создан задолго до рождения великого драматурга, в 1756 году, еще в царствование кроткой Елисаветы Петровны. Но настоящая творческая удача пришла в этот дом почти столетие спустя, когда молодой застенчивый чиновник «совестного» (решавшего гражданские дела купцов) суда Островский принес туда комедию собственного сочинения «Не в свои сани не садись». Это была не первая комедия Островского — первая называлась «Свои люди, сочтемся, или Банкрот», но на сцену цензура пропустила ее позднее.
Все 48 пьес Александра Николаевича Островского были поставлены в Малом театре при жизни драматурга, многие — при деятельном участии самого автора, выполнявшего и режиссерские функции. С 1866 года Островский заведовал репертуарной частью Императорских театров в Москве. А таковых было два — Большой, в котором к тому времени уже шли только музыкальные спектакли, и Малый.
Драматических же театров, настоящих, репертуарных, стремившихся к высокому искусству, с постоянной труппой при жизни Островского в России было всего-то два: Александринский в Санкт-Петербурге и Малый в Москве. В провинции действовала система антреприз: антрепренер снимал театральное здание, как правило, на один сезон, на этот же срок приглашал актеров, а дальше все зависело от того, найдут ли труппа и город (то есть «благородная» публика) общий язык. О нравах и, так сказать, художественном качестве этих театров нам рассказывают пьесы самого же Остров- ского, который знал, как обстоят дела в провинции, и сочувствовал несчастным актерам, которые в межсезонье, как его Счастливцев и Несчастливцев из «Леса», пешим ходом передвигались «из Вологды в Керчь». А о том, каково работать молодой красивой актрисе в таком обществе, он рассказал в «Талантах и поклонниках»...
Стиль Малого театра, стихийно реалистический, но при этом не чуждавшийся ярких и броских тонов, «бенефисных» ролей внутри спектакля — этот стиль сложился в течение 33-летнего сотрудничества писателя с театром.
И точно так же, как Чехова нужно смотреть в Художественном, Остров- ский в его, так сказать, первозданной красе представлен в Малом театре.
Малый театр снова в Таллинне!
В Таллинн Малый театр приезжает после 32-летнего перерыва. Весной 1974 года он приезжал к нам тоже с двумя постановками — «Перед заходом солнца» Г.Гауптманна и «Бешеные деньги» Островского. Тогда театром руководил народный артист СССР Михаил Царев, который еще в царское время учился в Ревельской русской гимназии. Цареву уже было больше 70 лет, но Матиаса Клаузена он сыграл блистательно. Кстати, в этом же спектакле играл еще один артист, Виталий Коняев, детство и юность которого прошли в Таллинне.
За три с лишним десятилетия изменилось многое. Прежде всего — темп жизни и наше мироощущение. Малый театр, которым ныне руководит народный артист РФ Юрий Соломин, оставаясь «Домом Островского» и храня свои традиции, тоже, разумеется, меняется. Неизменным остается одно: высокое мастерство труппы, составленной из замечательных артистов.
Два спектакля гастрольного репертуара — это тоже очень разный Островский.
Комедия «Волки и овцы» в постановке Виталия Иванова — это тот Островский, к которому зрители старшего поколения прикипели всем сердцем: великолепные декорации и костюмы; образы, словно пришедшие к нам из XIX столетия, хотя в последнее время ставшие более чем узнаваемыми: Островский писал о жульничестве, обмане, бесчестии, которые сегодня стали непременными признаками нашего общества. Писал без особого гнева, смеясь над несовершенством человеческой натуры, ибо знал: горбатого могила исправит. В такой интонации поставлена и сыграна эта комедия.
«То, что мы увидели на сцене, оказалось потрясающе захватывающим зрелищем. Нам запомнилась игра всех исполнителей, особенно — Л.Поляковой в роли Мурзавецкой и Е.Глушенко — в роли Купавиной. Среди мужских ролей отмечаем великолепную игру В.Езепова в роли Вукола Наумыча и Я.Барышева в роли Беркутова. Спасибо Малому театру за постановку такого актуального и в наши дни бессмертного творения А.Островского!» — так эмоционально и искренне отзываются зрители о спектакле «Волки и овцы».
«Правда — хорошо, а счастье лучше» идет в постановке одного из самых талантливых московских режиссеров последнего времени Сергея Женовача. Спектакль был поставлен больше двух лет назад. И московская критика, обычно такая придирчивая, а порою и безжалостная, писала о нем в восторженных тонах. Но спектакли ведь ставятся не для критики, а для публики. Поэтому снова приводим отзыв зрителя, по-настоящему знающего театр, но при этом воспринимающего искусство всей душой:
«Правда…» побила едва ли не все рекорды по количеству рецензий, посвященных последним работам Малого… Кажется, и идти на сам спектакль не было особой необходимости — настолько подробно описаны все сюжетные коллизии, выбраны все меткие словечки, найдены все параллели «на злобу дня», одобрены (или не одобрены) запоминающиеся мизансцены… Но возможно ли удержаться и не забрести самому в этот волшебный, сказочный (ведь только в сказках бывает такой счастливый конец!) яблоневый сад? В нем страдает Платоша Зыбкин, которого отлично играет Глеб Подгородинский, а своенравная красавица Поликсена слушает речи Платона, как музыку — не вникая в смысл, а, скорее, проверяя, звучит ли она в такт с музыкой ее собственной души… И здесь же «бабушка» (только в кавычках это слово применимо к величавой Мавре Тарасовне в исполнении Евгении Глушенко) пытается наставить все семейство на путь истинный, еще не подозревая о близком появлении Силы Грознова… А тем временем непутевая троица ищет свою правду, коммерческую — обсуждают деловые планы нарочито солидный купец Барабошев (Виктор Низовой) и пройдоха-приказчик Мухояров (Сергей Вещев), и азартно таскает полные хозяйских яблок корзины садовник Меркулыч (Александр Клюквин) … Но главные герои в этом саду — конечно же, несравненные Филицата — Людмила Николаевна Полякова — и Грознов — Василий Иванович Бочкарев! Своим беспредельным обаянием они заполняют пространство сцены и заставляют спектакль светиться изнутри...»
Таллиннский зритель увидит в этих спектаклях всех замечательных артистов сегодняшнего Малого театра.
Гастроли проходят в помещении Центра русской культуры. Торопитесь увидеть один из лучших театров России!
Netинфо
Суббота 15/04/2006