«Пресса о гастролях Малого театра»
ВЕТЕРАНЫ СКАНДИРОВАЛИ «СПА-СИ-БО!»
Так публика выражала свою благодарность после благотворительного спектакля, который Малый театр дал вчера утром для ветеранов войны, школьников, представителей русских общественных организаций. Для них слышать ясную, незамутненную речь Островского, видеть на сцене любимых артистов — большая радость. Играли пьесу Островского «На всякого мудреца довольно простоты».
Оказывается, это довольно приятно — ходить в театр по утрам, на свежую голову. Спектакль шел почти три часа, размеренно, без спешки, но почему-то совсем не утомительно. Мы уже отвыкли в вихре нашей по-европейски быстрой жизни от таких темпов.
Затруднительно ответить, как режиссер Владимир Бейлис трактует пьесу Островского. Никаких сверхсмыслов он в нее не привносит, лишь тщательно обволакивает актерской игрой словесную ткань пьесы. Злободневность некоторых острых реплик вспыхивает сама собой то там, то тут. А вообще все так подробно, дотошно, вразумительно. Все персонажи — в красивых костюмах, каждая картина — перемена декораций. От этого мы уж точно отвыкли, от перемены декораций-то, от крутящейся сцены, от золоченой мебели и высоких массивных портьер... Правдоподобно, монументально, красиво.
Среди этой монументальности мечется лишь один бедный, хитрый, умный и цепкий молодой человек — Глумов. Его замечательно играет заслуженный артист России и, кажется, совсем еще молодой человек Василий Зотов. В нем плещется такая энергия — как когда-то в начинающем Сергее Безрукове. Остальные актеры играют так, как всегда играют в нынешнем Малом театре — привычно и вполне узнаваемо. Кому-то этот стиль игры кажется образцовым. Об образцах не спорят.
Как известно, указом президента России Малому театру дан статус национального достояния и он включен в список особо ценных культурных объектов страны наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем. Малый — в солидной компании. Помните, какой шум поднялся, аж до Думы дошло, когда в Большом решили поэкспериментировать и поставили сквернословца Сорокина? То-то же, статус национального достояния обязывает.
В Малом не экспериментируют, от добра добра не ищут, старательно сохраняют выработанные десятилетиями театральные формы. А то, что в эти же формы когда-то вливалось гораздо более жгучее, до основания души потрясающее содержание — об этом помнят лишь те, кто помнит. Вы скажете, что так долго не живут, но я не виновата, что видела на сцене Малого
Елену Гоголеву. Эх, да что там говорить...
Мая Халтурина
«Час», 26.04.2006