«Листая старые подшивки»
ХОРОШИЕ СЛОВА НУЖНЫ КАЖДЫЙ ДЕНЬ
«Листая старые подшивки»
ХОРОШИЕ СЛОВА НУЖНЫ КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Первый раз мы встретились с Нелли Ивановной Корниенко в спектакле «Горе от ума». Роль ею уже была играна, и меня не поразило, что она была готова к репетициям. Но и в последующих совместных работах я мог убедиться, что Корниенко готова к работе всегда. До начала репетиций проведена огромная работа, и какой-то этап пройден. Несмотря на азбучность положения, такую готовность к работе я видел только у лучших актеров, и завидовал, и восхищался ими.
Одна из лучших традиций актеров Малого театра — каждую роль начинать сначала, не держась за прошлые успехи. Так, я видел, репетировала Елена Николаевна Гоголева в «Мамуре». Было такое ощущение, что она решила не только репетировать, но и жить с этой минуты по-новому. Так Корниенко работала над Софьей в «Горе от ума».
Разные бывают формы существования актеров на сцене. Мне интересно, когда актер, пропуская все через себя, создает характеры.
В огромном репертуаре Н. Корниенко, сыгранном в Малом театре, найдутся роли, исполненные в разных манерах, с разным подходом к осуществлению замысла и своего и режиссерского, исполненные всегда профессионально, точно и с полной отдачей.
Соня и Мария Львовна в «Дачниках», Нина в «Маскараде», Саша в «Иванове», Эмилия в «Средстве Макропулоса», Эмма в «Береге», Людмила в «Детях Ванюшина», Роксана в «Сирано де Бержераке» и т. д.
Особенно хочется остановиться на роли Наташи в «Волшебном существе» А. Платонова и В. Фраермана. В связи с этим позволю себе процитировать Ю. Нагибина, опубликовавшего по свежим следам статью в журнале «Наш современник» о спектакле Малого театра «Волшебное существо». Достаточно отрицательно отнесясь к постановке в целом, Ю. Нагибин пишет о Корниенко: «Молодая актриса Н. Корниенко в роли племянницы Череватова показала, как надо играть в пьесе «Волшебное существо». Свежая, не покоренная рутиной, способная просто и доверчиво отдаться новым впечатлениям, органично вошла в девушку Наташу и стала ею. Когда она рассказывает свою страшную историю, как в фашистском застенке ее били по голове, чтобы сделать не живой и не мертвой, а так, полудуркой, тенью человека, наводящей ужас на оккупированный народ, с ней зорится то, что в медицине называют — «нервная буря». Эта буря — в голосе, во взгляде, в жалкой и прекрасной улыбке, в неустанном движении бедных рук. То, что делает здесь актриса, точно, как наука. Вся же роль в целом — настоящее и новое искусство».
Прошло много лет. Я не помню спектакля, в памяти осталась только пронзительная боль от рассказа Наташи в исполнении Корниенко.
Мне не хотелось разбирать роли актрисы или освещать ее творческий путь — хотелось высказать слова восхищения человека, много лет работающего рядом с Нелли Ивановной, слова восхищения ведущей актрисе Малого театра, не дожидаясь юбилея или какого-нибудь повода, потому что, я знаю, хорошие слова нужны каждый день.
Виталий СОЛОМИН, заслуженный артист РСФСР
«Театральная жизнь», №7 1985
Дата публикации: 23.05.2006