Новости

«МАРИЯ СТЮАРТ»

«МАРИЯ СТЮАРТ»

Классическая декламация

О том, что Малый театр — оплот традиции, знают даже те люди, которые в театр не ходят в принципе. Под традицией разумеется, что классические актеры в «настоящих» костюмах и декорациях излагают текст пьесы — с выражением и без режиссерских выкрутасов. Режиссеры в Малом вообще уживались редко (нынешний счастливый союз с Сергеем Женовачом — почти чудо), а вот артистам всегда было привольно. Собственно, именно на артистов туда и ходили: не на постановку такого-то, а, скажем, на Гликерию Федотову и Марию Ермолову в «Марии Стюарт» — были такие легендарные актрисы в начале прошлого века. Сто лет спустя трагедию Шиллера играют на сцене филиала Малого театра по всем традициям, но на легенду она пока не тянет. Сперва слышен стук молотков, потом раздвигается занавес и видно, что в глубине сцены сколачивают плаху. Две королевы в одинаковых красных бархатных платьях выходят под музыку и садятся на троны друг напротив друга, как отражения. Затемнение. Этими хрестоматийными метафорами, видимо, исчерпался лимит, отведенный Виталию Иванову как режиссеру. Дальнейшее — костюмированная читка в хорошем темпе. В этом спектакле нет ансамбля, здесь не видят партнера, здесь каждый сам за себя, в меру своего умения и таланта. Того и другого с избытком у народных и очень хороших артистов Юрия Каюрова и Виктора Бордова, но играют они не конкретных персонажей трагедии с судьбой и историей, а только два варианта старинного амплуа благородного отца.
Суть пьесы — столкновение двух королев, двух женщин, двух начал в сердце каждой из них, двух миров. Католичка Мария Шотландская, убийца двух мужей, красавица, которой все в жизни было легко, замахивается на английский престол и попадает в руки соперницы. Протестантка Елизавета, королева-девственница, обиженная природой и судьбой, с трудом вознеслась наверх и, чтобы удержаться там, должна казнить сестру. Шиллер, кажется, вложил в этот исторический узел все проблемы романтизма: милосердие и мщение, торжество и трагедию неординарной личности, власть толпы над королями, красоту и безобразие страсти. Здесь встретились две правды, и побеждает та, которая достовернее сыграна. Сам Шиллер, да и публика Малого театра век назад отдавали сердце Стюарт. Но Ольге Молочной ермоловский размах не по плечу: она играет только Марию в плену — монашку и гордячку, без блестящего прошлого, без азарта, как-то узко. Настоящей героиней становится Елизавета. Людмила Титова показала в своей королеве все: влюбленную и самолюбивую некрасивую женщину, государыню и простоватую бабу на троне, комичную, страшную, жалкую. Глядя на нее, понимаешь, что мало осталось сцен, где умеют носить портретный грим и платье с фижмами и так играть при этом. Тем обиднее, что нет в спектакле режиссерского решения, в котором эта роль прозвучала бы в полную силу. Самые современные вопросы, которые слышатся в тексте, так и остаются — слова, слова, слова.

Екатерина Рябова
«Афиша», 27.02-12.03.2006 г.

Дата публикации: 15.03.2006
«МАРИЯ СТЮАРТ»

Классическая декламация

О том, что Малый театр — оплот традиции, знают даже те люди, которые в театр не ходят в принципе. Под традицией разумеется, что классические актеры в «настоящих» костюмах и декорациях излагают текст пьесы — с выражением и без режиссерских выкрутасов. Режиссеры в Малом вообще уживались редко (нынешний счастливый союз с Сергеем Женовачом — почти чудо), а вот артистам всегда было привольно. Собственно, именно на артистов туда и ходили: не на постановку такого-то, а, скажем, на Гликерию Федотову и Марию Ермолову в «Марии Стюарт» — были такие легендарные актрисы в начале прошлого века. Сто лет спустя трагедию Шиллера играют на сцене филиала Малого театра по всем традициям, но на легенду она пока не тянет. Сперва слышен стук молотков, потом раздвигается занавес и видно, что в глубине сцены сколачивают плаху. Две королевы в одинаковых красных бархатных платьях выходят под музыку и садятся на троны друг напротив друга, как отражения. Затемнение. Этими хрестоматийными метафорами, видимо, исчерпался лимит, отведенный Виталию Иванову как режиссеру. Дальнейшее — костюмированная читка в хорошем темпе. В этом спектакле нет ансамбля, здесь не видят партнера, здесь каждый сам за себя, в меру своего умения и таланта. Того и другого с избытком у народных и очень хороших артистов Юрия Каюрова и Виктора Бордова, но играют они не конкретных персонажей трагедии с судьбой и историей, а только два варианта старинного амплуа благородного отца.
Суть пьесы — столкновение двух королев, двух женщин, двух начал в сердце каждой из них, двух миров. Католичка Мария Шотландская, убийца двух мужей, красавица, которой все в жизни было легко, замахивается на английский престол и попадает в руки соперницы. Протестантка Елизавета, королева-девственница, обиженная природой и судьбой, с трудом вознеслась наверх и, чтобы удержаться там, должна казнить сестру. Шиллер, кажется, вложил в этот исторический узел все проблемы романтизма: милосердие и мщение, торжество и трагедию неординарной личности, власть толпы над королями, красоту и безобразие страсти. Здесь встретились две правды, и побеждает та, которая достовернее сыграна. Сам Шиллер, да и публика Малого театра век назад отдавали сердце Стюарт. Но Ольге Молочной ермоловский размах не по плечу: она играет только Марию в плену — монашку и гордячку, без блестящего прошлого, без азарта, как-то узко. Настоящей героиней становится Елизавета. Людмила Титова показала в своей королеве все: влюбленную и самолюбивую некрасивую женщину, государыню и простоватую бабу на троне, комичную, страшную, жалкую. Глядя на нее, понимаешь, что мало осталось сцен, где умеют носить портретный грим и платье с фижмами и так играть при этом. Тем обиднее, что нет в спектакле режиссерского решения, в котором эта роль прозвучала бы в полную силу. Самые современные вопросы, которые слышатся в тексте, так и остаются — слова, слова, слова.

Екатерина Рябова
«Афиша», 27.02-12.03.2006 г.

Дата публикации: 15.03.2006