Новости

«ТРИ СЕСТРЫ» ПОСЕЛИЛИСЬ В МАЛОМ ТЕАТРЕ «СТАРОМОДНЫЕ ПОНЯТИЯ» ЧЕСТИ И ДОЛГА СТАЛИ ГЛАВНЫМИ В ЧЕХОВСКОМ СПЕКТАКЛЕ ЮРИЯ СОЛОМИНА. И снова, в который раз, теперь уже на сцене Малого театра играют семейную драму о трех сестрах, мечтавших попасть в Москв

«ТРИ СЕСТРЫ» ПОСЕЛИЛИСЬ В МАЛОМ ТЕАТРЕ

«СТАРОМОДНЫЕ ПОНЯТИЯ» ЧЕСТИ И ДОЛГА СТАЛИ ГЛАВНЫМИ В ЧЕХОВСКОМ СПЕКТАКЛЕ ЮРИЯ СОЛОМИНА.

И снова, в который раз, теперь уже на сцене Малого театра играют семейную драму о трех сестрах, мечтавших попасть в Москву, да так и не доехавших до нее. Эта история, описанная Чеховым, настолько известна всем, что, кажется, ничего нового открыть в ней нельзя, но театры с удивительным упорством продолжают ставить ее, желая доказать зрителям, что дело тут не столько в сюжете, сколько в правде жизни и интересных образах, оживающих на подмостках. Юрий Соломин долго шел к своим «Трем сестрам», понимая, что для этого нужен ансамбль единомышленников, так же, как и он, чувствующих природу автора, в простых вещах открывающего смысл бытия. Изучая пьесу, Соломин сделал неожиданное открытие: ведь история семьи Прозоровых неразрывно связана с историей дома, который оставил в наследство своим дочерям и сыну генерал Прозоров, умерший год назад, как раз в именины Ирины. Следовательно, дом такое же «действующее лицо», как и люди, живущие в нем, - он может радоваться, грустить, скучать вместе с ними. Одним словом, Соломин вместе с художником Александром Глазуновым создали нечто вроде кинопавильона с множеством комнат, лестницами, настоящей мебелью, старинными фотографиями на стенах. Такие декорации «строили» при Станиславском в Художественном театре, но потом о них забыли, и теперь они смотрятся в новинку. В спектакле Соломина также большое значение имеют времена года: весна, зима, осень, которые влияют на настроение героев. Так, в первом действии все комнаты залиты ярким, весенним солнцем, никому не хочется хмуриться, тем более плакать. Поэтому в годовщину смерти генерала все вспоминают о нем с грустной улыбкой и поскорее хотят сесть за стол и поздравить Ирину с именинами. Присутствующие с удовольствием шутят по поводу влюбленных Андрея (Александр Клюквин) и Наташи (Инна Иванова), совсем не предполагая, что очень скоро она установит в доме свои порядки, выживет из него сестер, а мужа, мечтающего стать профессором, превратит в няньку. Во втором действии спектакля вместе с зимними заморозками в дом начинает проникать холодок отчуждения и пасмурности. Ирина (Варвара Андреева), вернувшись с телеграфа, жалуется на головную боль и несносную работу. А возникший роман между Машей (Ольга Пашкова) и полковником Вершининым (Александр Ермаков) по характеру напоминает зимние сумерки, когда хочется говорить шепотом или молчать. Эта взаимосвязь человека с природой позволила режиссеру представить чеховских персонажей во всей полноте их существования. И не случайно в финале спектакля три сестры, одиноко стоящие среди осеннего сада, напоминают птиц, отставших от стаи. Не раз повторяющая в спектакле фраза: «В Москву, в Москву!» - это всего лишь мечта, которой не суждено сбыться, потому что долг и ответственность перед другими людьми берут верх. Ольга (Алена Охлупина), став начальницей в гимназии, понимает: теперь ей Москвы не видать как собственных ушей. Ирина тоже отказывается от своей мечты, так как ее ждут в сельской школе, куда она должна была ехать вместе с Тузенбахом. А Маша, связанная невыносимым браком с Кулыгиным, на минуточку вообразив себя рядом с Вершининым, тоже понимает, что это - несбыточная мечта, поскольку ее возлюбленный - человек долга и никогда не покинет свою жену и маленьких дочерей. Тема чести и долга становится определяющей в спектакле Соломина. Глядя на стеснительного, вечно сомневающегося Тузенбаха в исполнении Глеба Подгородинского, никогда не подумаешь, что он способен вызвать на дуэль Соленого. Но он это делает, защищая честь свою и невесты, и погибает. Нередко чеховских героинь упрекают в излишней мягкотелости, не понимая, как они могли допустить, чтобы мещанка Наташа отобрала у них дом их отца. Но ведь для Чехова женский идеал - это прежде всего хрупкость, нежность и жертвенность. Таким его видит и Соломин. Видимо, поэтому он не мог позволить каких-то скабрезностей в интимных сценах Маши и Вершинина. Да, быть может, он - идеалист, старомодный человек, но ему хочется хотя бы на сцене сохранить возвышенные отношения между мужчиной и женщиной. Честно говоря, мне хотелось, чтобы Ермаков, играющий Вершишина, был не только честным и прямым, но и человеком с тонким строем души, иначе за что же тогда его полюбила умная Маша. Мне хотелось бы, чтобы Соленый в исполнении Виктора Низового не был бы уж столь тупым, чтобы не понимать самому, как он «достал» всех своими плоскими умозаключениями, а действительно страдал от своего одиночества. Обычно мы сопереживаем тем героям, у которых есть своя судьба, биография, «сочиненная» исполнителями. К сожалению, этого нет у исполнителей Вершинина и Соленого. Зато как интересно трактует Валерий Бабятинский своего Кулыгина. Этот учитель гимназии не только любящий муж, но и своего рода провинциальный оракул, делающий вид, что он простак, но на самом деле отлично разбирающийся в людях. Как правило, доктора Чебутыкина изображали милым, безобидным старикашкой. Эдуард Марцевич играет не только одинокую старость, но трагедию несостоявшейся личности, мечтающего только об одном: выйти в отставку и поселиться рядом с сестрами... Но мы-то знаем, что и этой мечте не суждено сбыться. Того прежнего дома Прозоровых больше нет, он остался в прошлом и... в памяти зрителей, благодарных театру за то, что он интерпретировал Чехова как гуманного, мужественного и правдивого автора, без которого немыслимо театральное искусство.

Лебедина Любовь.

Труд №012 за 23.01.2004 КУЛЬТУРА

http://www.trud.ru/005_Ptn/200401230120603_.html

Дата публикации: 25.01.2004
«ТРИ СЕСТРЫ» ПОСЕЛИЛИСЬ В МАЛОМ ТЕАТРЕ

«СТАРОМОДНЫЕ ПОНЯТИЯ» ЧЕСТИ И ДОЛГА СТАЛИ ГЛАВНЫМИ В ЧЕХОВСКОМ СПЕКТАКЛЕ ЮРИЯ СОЛОМИНА.

И снова, в который раз, теперь уже на сцене Малого театра играют семейную драму о трех сестрах, мечтавших попасть в Москву, да так и не доехавших до нее. Эта история, описанная Чеховым, настолько известна всем, что, кажется, ничего нового открыть в ней нельзя, но театры с удивительным упорством продолжают ставить ее, желая доказать зрителям, что дело тут не столько в сюжете, сколько в правде жизни и интересных образах, оживающих на подмостках. Юрий Соломин долго шел к своим «Трем сестрам», понимая, что для этого нужен ансамбль единомышленников, так же, как и он, чувствующих природу автора, в простых вещах открывающего смысл бытия. Изучая пьесу, Соломин сделал неожиданное открытие: ведь история семьи Прозоровых неразрывно связана с историей дома, который оставил в наследство своим дочерям и сыну генерал Прозоров, умерший год назад, как раз в именины Ирины. Следовательно, дом такое же «действующее лицо», как и люди, живущие в нем, - он может радоваться, грустить, скучать вместе с ними. Одним словом, Соломин вместе с художником Александром Глазуновым создали нечто вроде кинопавильона с множеством комнат, лестницами, настоящей мебелью, старинными фотографиями на стенах. Такие декорации «строили» при Станиславском в Художественном театре, но потом о них забыли, и теперь они смотрятся в новинку. В спектакле Соломина также большое значение имеют времена года: весна, зима, осень, которые влияют на настроение героев. Так, в первом действии все комнаты залиты ярким, весенним солнцем, никому не хочется хмуриться, тем более плакать. Поэтому в годовщину смерти генерала все вспоминают о нем с грустной улыбкой и поскорее хотят сесть за стол и поздравить Ирину с именинами. Присутствующие с удовольствием шутят по поводу влюбленных Андрея (Александр Клюквин) и Наташи (Инна Иванова), совсем не предполагая, что очень скоро она установит в доме свои порядки, выживет из него сестер, а мужа, мечтающего стать профессором, превратит в няньку. Во втором действии спектакля вместе с зимними заморозками в дом начинает проникать холодок отчуждения и пасмурности. Ирина (Варвара Андреева), вернувшись с телеграфа, жалуется на головную боль и несносную работу. А возникший роман между Машей (Ольга Пашкова) и полковником Вершининым (Александр Ермаков) по характеру напоминает зимние сумерки, когда хочется говорить шепотом или молчать. Эта взаимосвязь человека с природой позволила режиссеру представить чеховских персонажей во всей полноте их существования. И не случайно в финале спектакля три сестры, одиноко стоящие среди осеннего сада, напоминают птиц, отставших от стаи. Не раз повторяющая в спектакле фраза: «В Москву, в Москву!» - это всего лишь мечта, которой не суждено сбыться, потому что долг и ответственность перед другими людьми берут верх. Ольга (Алена Охлупина), став начальницей в гимназии, понимает: теперь ей Москвы не видать как собственных ушей. Ирина тоже отказывается от своей мечты, так как ее ждут в сельской школе, куда она должна была ехать вместе с Тузенбахом. А Маша, связанная невыносимым браком с Кулыгиным, на минуточку вообразив себя рядом с Вершининым, тоже понимает, что это - несбыточная мечта, поскольку ее возлюбленный - человек долга и никогда не покинет свою жену и маленьких дочерей. Тема чести и долга становится определяющей в спектакле Соломина. Глядя на стеснительного, вечно сомневающегося Тузенбаха в исполнении Глеба Подгородинского, никогда не подумаешь, что он способен вызвать на дуэль Соленого. Но он это делает, защищая честь свою и невесты, и погибает. Нередко чеховских героинь упрекают в излишней мягкотелости, не понимая, как они могли допустить, чтобы мещанка Наташа отобрала у них дом их отца. Но ведь для Чехова женский идеал - это прежде всего хрупкость, нежность и жертвенность. Таким его видит и Соломин. Видимо, поэтому он не мог позволить каких-то скабрезностей в интимных сценах Маши и Вершинина. Да, быть может, он - идеалист, старомодный человек, но ему хочется хотя бы на сцене сохранить возвышенные отношения между мужчиной и женщиной. Честно говоря, мне хотелось, чтобы Ермаков, играющий Вершишина, был не только честным и прямым, но и человеком с тонким строем души, иначе за что же тогда его полюбила умная Маша. Мне хотелось бы, чтобы Соленый в исполнении Виктора Низового не был бы уж столь тупым, чтобы не понимать самому, как он «достал» всех своими плоскими умозаключениями, а действительно страдал от своего одиночества. Обычно мы сопереживаем тем героям, у которых есть своя судьба, биография, «сочиненная» исполнителями. К сожалению, этого нет у исполнителей Вершинина и Соленого. Зато как интересно трактует Валерий Бабятинский своего Кулыгина. Этот учитель гимназии не только любящий муж, но и своего рода провинциальный оракул, делающий вид, что он простак, но на самом деле отлично разбирающийся в людях. Как правило, доктора Чебутыкина изображали милым, безобидным старикашкой. Эдуард Марцевич играет не только одинокую старость, но трагедию несостоявшейся личности, мечтающего только об одном: выйти в отставку и поселиться рядом с сестрами... Но мы-то знаем, что и этой мечте не суждено сбыться. Того прежнего дома Прозоровых больше нет, он остался в прошлом и... в памяти зрителей, благодарных театру за то, что он интерпретировал Чехова как гуманного, мужественного и правдивого автора, без которого немыслимо театральное искусство.

Лебедина Любовь.

Труд №012 за 23.01.2004 КУЛЬТУРА

http://www.trud.ru/005_Ptn/200401230120603_.html

Дата публикации: 25.01.2004