Новости

УМЕР АРТИСТ ЕВГЕНИЙ САМОЙЛОВ

УМЕР АРТИСТ ЕВГЕНИЙ САМОЙЛОВ

Он не просто был выдающимся артистом, представлял целые эпохи российского театра и кинематографа — сама история, проходя через его судьбу, воплощалась в его творчестве. Представитель российской рабочей аристократии (отец Самойлова — Валериан Самойлов, книголюб и театрал, работал на Путиловском), он еще в юношеском возрасте проявил художественные таланты.

Он вырастал в богатой культурной среде Петербурга начала XX века. Театр, живопись, литература окружали его с детства. И его актерское дарование проявилось рано. На талантливого молодого актера ленинградского Театра актерского мастерства обратил внимание приехавший в Петербург

Всеволод Мейерхольд. Мейерхольд пригласил Самойлова в Москву, он сформировал (точнее говоря, выпестовал) его талант. «Артист, который скоро займет на театральном фронте одно из первых мест в армии советских артистов» — такую характеристику дал Самойлову Мейерхольд. Милитаристская лексика этой характеристики, продиктованная духом времени, тем не менее выглядит как предзнаменование. Самойлов прославился как исполнитель «военных» ролей: лейтенант Бурунов («Адмирал Нахимов»), лейтенант Вишняк («Новый дом»), Михаил Фрунзе («Крушение эмирата»), полковник Богун («300 лет тому...»), полковник Бобров («Олеко Дундич»), генерал Кэмброн («Ватерлоо»), Марченко («Они сражались за Родину»), генерал Скобелев — любимый персонаж Самойлова — («Герои Шипки»).

К Мейерхольду Самойлов навсегда сохранил восхищенную благодарность. В дальнейшем он работал со многими выдающимися режиссерами: Александром Довженко (знаменитый фильм «Щорс»), Всеволодом Пудовкиным (фильм «Адмирал Нахимов»), Григорием Александровым («Светлый путь»), Иваном Пырьевым («В шесть часов вечера после войны»), Сергеем Бондарчуком («Они сражались за Родину», «Ватерлоо»). Целый ряд выдающихся сценических работ Самойлов создал в сотрудничестве с режиссером Николаем Охлопковым, который возглавлял Московский театр драмы (впоследствии Театр им. В. Маяковского). Событиями становились его роли в пьесах «Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного», «Лес» на сцене Малого театра. Он прошел удивительный путь: от увлечения романтическим революционным пафосом, которым исполнены герои его раннего творчества, до мудрого осознания жизненной тайны, превратностей бытия, вопреки которым человеку удается сохранить свое достоинство. Это с удивительным мастерством воплощено в одной из последних ролей Самойлова — в образе старого лакея Карпа из «Леса» Островского.

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВ
«Известия», 20.02.2006

Дата публикации: 20.02.2006
УМЕР АРТИСТ ЕВГЕНИЙ САМОЙЛОВ

Он не просто был выдающимся артистом, представлял целые эпохи российского театра и кинематографа — сама история, проходя через его судьбу, воплощалась в его творчестве. Представитель российской рабочей аристократии (отец Самойлова — Валериан Самойлов, книголюб и театрал, работал на Путиловском), он еще в юношеском возрасте проявил художественные таланты.

Он вырастал в богатой культурной среде Петербурга начала XX века. Театр, живопись, литература окружали его с детства. И его актерское дарование проявилось рано. На талантливого молодого актера ленинградского Театра актерского мастерства обратил внимание приехавший в Петербург

Всеволод Мейерхольд. Мейерхольд пригласил Самойлова в Москву, он сформировал (точнее говоря, выпестовал) его талант. «Артист, который скоро займет на театральном фронте одно из первых мест в армии советских артистов» — такую характеристику дал Самойлову Мейерхольд. Милитаристская лексика этой характеристики, продиктованная духом времени, тем не менее выглядит как предзнаменование. Самойлов прославился как исполнитель «военных» ролей: лейтенант Бурунов («Адмирал Нахимов»), лейтенант Вишняк («Новый дом»), Михаил Фрунзе («Крушение эмирата»), полковник Богун («300 лет тому...»), полковник Бобров («Олеко Дундич»), генерал Кэмброн («Ватерлоо»), Марченко («Они сражались за Родину»), генерал Скобелев — любимый персонаж Самойлова — («Герои Шипки»).

К Мейерхольду Самойлов навсегда сохранил восхищенную благодарность. В дальнейшем он работал со многими выдающимися режиссерами: Александром Довженко (знаменитый фильм «Щорс»), Всеволодом Пудовкиным (фильм «Адмирал Нахимов»), Григорием Александровым («Светлый путь»), Иваном Пырьевым («В шесть часов вечера после войны»), Сергеем Бондарчуком («Они сражались за Родину», «Ватерлоо»). Целый ряд выдающихся сценических работ Самойлов создал в сотрудничестве с режиссером Николаем Охлопковым, который возглавлял Московский театр драмы (впоследствии Театр им. В. Маяковского). Событиями становились его роли в пьесах «Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного», «Лес» на сцене Малого театра. Он прошел удивительный путь: от увлечения романтическим революционным пафосом, которым исполнены герои его раннего творчества, до мудрого осознания жизненной тайны, превратностей бытия, вопреки которым человеку удается сохранить свое достоинство. Это с удивительным мастерством воплощено в одной из последних ролей Самойлова — в образе старого лакея Карпа из «Леса» Островского.

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВ
«Известия», 20.02.2006

Дата публикации: 20.02.2006