Новости

«Листая старые подшивки» АКТЕР ИЗ ДРУГОЙ ЭПОХИ

«Листая старые подшивки»

АКТЕР ИЗ ДРУГОЙ ЭПОХИ

Время не прощает и не щадит. Оно способно отомстить всякому, кто с ним не считается. Оттого так непоправимо печальны судьбы большинства поэтов, композиторов, артистов Оттого приходит к ним часто забвение.

16 февраля исполнилось 65 лет со дня рождения выдающегося актера Малого театра, народного артиста Никиты Подгорного. За двадцать лет сценической жизни он сыграл десятки ролей в театре и кино, им создано нечто большее, чем просто разные образы, создана жизнь...

Его жизнь была словно от Чехова, от хрестоматийных слов о том, что в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и мысли, и одежда. Никита Подгорный, безусловно, один из самых блестящих русских актеров. К этому располагали происхождение, располагала величина его таланта, духовная культура. школа Малого театра. Особенную роль в его судьбе сыграл именно Малый театр, с ним были связаны и его отец, народный артист Владимир Подгорный, и мама, Анна Ивановна, заведующая архивом театра. А его дядя, Николай Подгорный, был знаменитым актером Художественного театра. В доме своих родителей Никита Владимирович видел Михаила Чехова, Пашенную, Качалова, Москвина, Немировича-Данченко. Они словно передали ему свое отношение к сцене, ту часть духовной культуры, которая была немыслима без них.

В 1954 году Никита Подгорный окончил театральное училище им. Щепкина. Его первая роль на сцене Малого театра первый юноша в пьесе В.Гусева «Иван Рыбаков». Потом Островский, Грибоедов, Достоевский, Тургенев, Ибсен. Казалось, все крупные отрицательные роли были созданы для него. Как будто своей личностью актер возвышал то, что изначально обрекалось на низменность. Какой герой мог сравниться с его Ганей Иволгиным, Репетиловым, Телятевым, Шприхом, Мурзавецким, Кречинским?

Безусловно, всегда, даже в своих первых, почти эпизодических ролях Подгорный оставался актером-творцом. Ему как бы недоставало данных о своем персонаже. Он разбивал все рамки, все преграды, все негласные ограничения. Можно сказать, ему претила ограниченность — во всех смыслах. И внешне в нем все находилось в высшей точке.

Казалось, актер абсолютно благополучен. Звания, театр, кино, популярность, внешность, семья — у кого появилось бы в этом сомнение? Но говорить о его внутреннем благополучии сейчас, когда он так трагически ушел из жизни, когда совершенно очевидно — все, что мы знали о нем, — это фасад, преддверие личности, когда ясно, что он унес с собой что-то неисчерпаемое и неповторимое, говорить об этом нельзя.

Последней его ролью был Рамзин в «Выборе» Ю.Бондарева. По пьесе он умирал от неизлечимой болезни. И по трагическому совпадению точно так же умирал и Никита Подгорный, даже не доживший до премьеры. Так время и профессия платили ему за попытку выйти из себя, из условий и законов среды, усредненной, едва ли не унижающей жизни. Трагедия Никиты Подгорного заключалась в том, что он всегда заметно переигрывал партнера — как на сцене, так и в реальности.

Он по духу не принадлежал своему времени, оказался своему времени не по росту, раз за разом переигрывая его и так жестоко расплатившись за все свои победы.

Наталья ВИШНЯКОВА
«Московская правда», 19.03.1996

Дата публикации: 16.02.2006
«Листая старые подшивки»

АКТЕР ИЗ ДРУГОЙ ЭПОХИ

Время не прощает и не щадит. Оно способно отомстить всякому, кто с ним не считается. Оттого так непоправимо печальны судьбы большинства поэтов, композиторов, артистов Оттого приходит к ним часто забвение.

16 февраля исполнилось 65 лет со дня рождения выдающегося актера Малого театра, народного артиста Никиты Подгорного. За двадцать лет сценической жизни он сыграл десятки ролей в театре и кино, им создано нечто большее, чем просто разные образы, создана жизнь...

Его жизнь была словно от Чехова, от хрестоматийных слов о том, что в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и мысли, и одежда. Никита Подгорный, безусловно, один из самых блестящих русских актеров. К этому располагали происхождение, располагала величина его таланта, духовная культура. школа Малого театра. Особенную роль в его судьбе сыграл именно Малый театр, с ним были связаны и его отец, народный артист Владимир Подгорный, и мама, Анна Ивановна, заведующая архивом театра. А его дядя, Николай Подгорный, был знаменитым актером Художественного театра. В доме своих родителей Никита Владимирович видел Михаила Чехова, Пашенную, Качалова, Москвина, Немировича-Данченко. Они словно передали ему свое отношение к сцене, ту часть духовной культуры, которая была немыслима без них.

В 1954 году Никита Подгорный окончил театральное училище им. Щепкина. Его первая роль на сцене Малого театра первый юноша в пьесе В.Гусева «Иван Рыбаков». Потом Островский, Грибоедов, Достоевский, Тургенев, Ибсен. Казалось, все крупные отрицательные роли были созданы для него. Как будто своей личностью актер возвышал то, что изначально обрекалось на низменность. Какой герой мог сравниться с его Ганей Иволгиным, Репетиловым, Телятевым, Шприхом, Мурзавецким, Кречинским?

Безусловно, всегда, даже в своих первых, почти эпизодических ролях Подгорный оставался актером-творцом. Ему как бы недоставало данных о своем персонаже. Он разбивал все рамки, все преграды, все негласные ограничения. Можно сказать, ему претила ограниченность — во всех смыслах. И внешне в нем все находилось в высшей точке.

Казалось, актер абсолютно благополучен. Звания, театр, кино, популярность, внешность, семья — у кого появилось бы в этом сомнение? Но говорить о его внутреннем благополучии сейчас, когда он так трагически ушел из жизни, когда совершенно очевидно — все, что мы знали о нем, — это фасад, преддверие личности, когда ясно, что он унес с собой что-то неисчерпаемое и неповторимое, говорить об этом нельзя.

Последней его ролью был Рамзин в «Выборе» Ю.Бондарева. По пьесе он умирал от неизлечимой болезни. И по трагическому совпадению точно так же умирал и Никита Подгорный, даже не доживший до премьеры. Так время и профессия платили ему за попытку выйти из себя, из условий и законов среды, усредненной, едва ли не унижающей жизни. Трагедия Никиты Подгорного заключалась в том, что он всегда заметно переигрывал партнера — как на сцене, так и в реальности.

Он по духу не принадлежал своему времени, оказался своему времени не по росту, раз за разом переигрывая его и так жестоко расплатившись за все свои победы.

Наталья ВИШНЯКОВА
«Московская правда», 19.03.1996

Дата публикации: 16.02.2006