Новости

КЛОНИРУЮТ ИХ, ЧТО ЛИ?!

КЛОНИРУЮТ ИХ, ЧТО ЛИ?!

Заключительная пьеса трилогии Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» в минувшем сезоне была представлена в трех театрах Москвы. Но постановка Театра имени М.Н. Ермоловой стала одной из самых ярких творческих удач.

И вот теперь та же пьеса, названная автором комедией-шуткой, поставлена — и, скажу сразу, серьезно, изобретательно и остро — Василием Федоровым в филиале Малого театра. Совсем в ином ключе, нежели у ермоловцев, но тоже, как было сказано еще в момент создания трилогии Сухово-Кобылина, — «комедия страшноватая, даже просто страшная».

Что же так привлекает столичные сцены в сочинении 1868 года? Да, конечно, нужен какой-то особенный, колкий ключ, чтобы «смешнота» не стала самоцелью, а обрела ярко выраженное самостоятельное, порой гротесковое, зловещее звучание, в чем-то напомнив по выразительности и смелости давний уже спектакль Театра имени Маяковского в постановке молодого тогда Петра Фоменко и с поразительным Алексеем Эйбоженко в роли Тарелкина.

«Смерть Тарелкина» удивительна по современным ассоциациям и характерам, которые нередко настолько узнаваемы, выхвачены из нынешней жизни, что так и хочется закричать: откуда они все такие берутся? Клонируют их, что ли?! Ведь сколько рядом с нами этих метафорических «клонов» — несчастный, жалкий и мерзкий в своем стремлении дорваться до денег, не дорвавшись до высоких чиновных ступеней, Тарелкин... Видим мы таких сейчас? Сколько угодно. А высоких чиновных генералов — высокомерных и гнусных Вараввиных? Их тоже более чем хватает. Они, как и мелкий и омерзительный полицейский деятель Расплюев, портят нашу жизнь. А делать это они умеют, да и власть им дана (если сами ее не схватили!) — и не уничтожишь их сразу, «клонов»-то!..

В финале спектакля просто роскошная находка: Тарелкина приглашает вся братия — чиновничья и полицейская...

Как замечал в начале жизни «Тарелкина» фельетонист и критик А. Амфитеатров, Сухово-Кобылин «имел смелость вывести на сцену весь следственный арсенал дореформенного квартала... Гениальна уже сама основная мысль автора — сделать в центре комедии в роли судебного надзирателя незабвенного Ивана Антоновича Расплюева. Шулер с тремя трепками на день — в охранителях закона у общества! И в каких отношениях!..»

Можно на сцене вести нелицеприятный разговор по-разному. У Левинского, например, в Ермоловском театре почти все персонажи — марионетки, которых дергают за веревочку, и тогда они совершают те или иные поступки в стране, представленной как своеобразный лубок. Это интересно, безусловно. Но интересен и тот «ключ», что взяли в Малом. Здесь подчеркнутая связь с А.Н. Островским — и в атмосфере, и в обрисовке характеров, и в весьма удачных «бытовизмах». Они отнюдь не снижают горькой, гневной внутренней интонации, а подчеркивают в кажущейся «простоте» скрытые кошмары — и в характерах (не только главных персонажей), и в затхлом, удушающем климате, в котором живут и действуют персонажи. В сценографии особенно хочется отметить второй акт, где действие происходит в полицейском участке (художник Юрий Гальперин). Актеры не акцентируют превосходную сатирическую остроту драматурга. Бытовизм под «замосквореченского Островского» делает еще более страшным всех и вся, что происходит и действует на сцене, — от Вараввина (А. Кудинович), Тарелкина (Д. Зеничев), Расплюева (С. Еремеев) до взяточника — полицейского начальника Оха (В. Коняев), почти «нового русского» помещика Попугайчикова (Д. Кознов), трогательной в своем примитивизме Брандахлыстовой (Ю. Ильин). Да и второстепенные персонажи тоже чутко несут главную авторскую и театральную мысль спектакля. А талантливый композитор Григорий Гоберник при этом поразительно точно решает в музыке «воздух» этой мрачной комедии-шутки.

Намеренно не выделяю тех или иных исполнителей, потому как актерскому ансамблю здесь нельзя не порадоваться. Как нельзя не порадоваться и тому, как оригинален в своей кажущейся простоте этот хороший, своевременный и действительно нужный спектакль.

Наталья ЛАГИНА
«Московская среда», 21.12.2005

Дата публикации: 30.01.2006
КЛОНИРУЮТ ИХ, ЧТО ЛИ?!

Заключительная пьеса трилогии Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» в минувшем сезоне была представлена в трех театрах Москвы. Но постановка Театра имени М.Н. Ермоловой стала одной из самых ярких творческих удач.

И вот теперь та же пьеса, названная автором комедией-шуткой, поставлена — и, скажу сразу, серьезно, изобретательно и остро — Василием Федоровым в филиале Малого театра. Совсем в ином ключе, нежели у ермоловцев, но тоже, как было сказано еще в момент создания трилогии Сухово-Кобылина, — «комедия страшноватая, даже просто страшная».

Что же так привлекает столичные сцены в сочинении 1868 года? Да, конечно, нужен какой-то особенный, колкий ключ, чтобы «смешнота» не стала самоцелью, а обрела ярко выраженное самостоятельное, порой гротесковое, зловещее звучание, в чем-то напомнив по выразительности и смелости давний уже спектакль Театра имени Маяковского в постановке молодого тогда Петра Фоменко и с поразительным Алексеем Эйбоженко в роли Тарелкина.

«Смерть Тарелкина» удивительна по современным ассоциациям и характерам, которые нередко настолько узнаваемы, выхвачены из нынешней жизни, что так и хочется закричать: откуда они все такие берутся? Клонируют их, что ли?! Ведь сколько рядом с нами этих метафорических «клонов» — несчастный, жалкий и мерзкий в своем стремлении дорваться до денег, не дорвавшись до высоких чиновных ступеней, Тарелкин... Видим мы таких сейчас? Сколько угодно. А высоких чиновных генералов — высокомерных и гнусных Вараввиных? Их тоже более чем хватает. Они, как и мелкий и омерзительный полицейский деятель Расплюев, портят нашу жизнь. А делать это они умеют, да и власть им дана (если сами ее не схватили!) — и не уничтожишь их сразу, «клонов»-то!..

В финале спектакля просто роскошная находка: Тарелкина приглашает вся братия — чиновничья и полицейская...

Как замечал в начале жизни «Тарелкина» фельетонист и критик А. Амфитеатров, Сухово-Кобылин «имел смелость вывести на сцену весь следственный арсенал дореформенного квартала... Гениальна уже сама основная мысль автора — сделать в центре комедии в роли судебного надзирателя незабвенного Ивана Антоновича Расплюева. Шулер с тремя трепками на день — в охранителях закона у общества! И в каких отношениях!..»

Можно на сцене вести нелицеприятный разговор по-разному. У Левинского, например, в Ермоловском театре почти все персонажи — марионетки, которых дергают за веревочку, и тогда они совершают те или иные поступки в стране, представленной как своеобразный лубок. Это интересно, безусловно. Но интересен и тот «ключ», что взяли в Малом. Здесь подчеркнутая связь с А.Н. Островским — и в атмосфере, и в обрисовке характеров, и в весьма удачных «бытовизмах». Они отнюдь не снижают горькой, гневной внутренней интонации, а подчеркивают в кажущейся «простоте» скрытые кошмары — и в характерах (не только главных персонажей), и в затхлом, удушающем климате, в котором живут и действуют персонажи. В сценографии особенно хочется отметить второй акт, где действие происходит в полицейском участке (художник Юрий Гальперин). Актеры не акцентируют превосходную сатирическую остроту драматурга. Бытовизм под «замосквореченского Островского» делает еще более страшным всех и вся, что происходит и действует на сцене, — от Вараввина (А. Кудинович), Тарелкина (Д. Зеничев), Расплюева (С. Еремеев) до взяточника — полицейского начальника Оха (В. Коняев), почти «нового русского» помещика Попугайчикова (Д. Кознов), трогательной в своем примитивизме Брандахлыстовой (Ю. Ильин). Да и второстепенные персонажи тоже чутко несут главную авторскую и театральную мысль спектакля. А талантливый композитор Григорий Гоберник при этом поразительно точно решает в музыке «воздух» этой мрачной комедии-шутки.

Намеренно не выделяю тех или иных исполнителей, потому как актерскому ансамблю здесь нельзя не порадоваться. Как нельзя не порадоваться и тому, как оригинален в своей кажущейся простоте этот хороший, своевременный и действительно нужный спектакль.

Наталья ЛАГИНА
«Московская среда», 21.12.2005

Дата публикации: 30.01.2006