ВЫ ПОМНИТЕ СВОЙ ШКОЛЬНЫЙ ВИА?
Губач, «Старый добрый ансамбль», Малый театр
В Малом театре, цитадели классической драматургии, всегда ощущался недостаток пьес на современные темы.
ВЫ ПОМНИТЕ СВОЙ ШКОЛЬНЫЙ ВИА?
Губач, «Старый добрый ансамбль», Малый театр
В Малом театре, цитадели классической драматургии, всегда ощущался недостаток пьес на современные темы. Поэтому премьера «Старый добрый ансамбль» в постановке заслуженного деятеля искусств В.Константинова, вероятно, станет ярким событием в репертуаре, тем более что заняты в ней «старики» Малого театра, чьи имена сами по себе - история.
Сюжет пьесы прост и узнаваем: в маленьком чешском городке четверо главных героев-музыкантов встречаются спустя много лет, чтобы на торжественном вечере выпускников снова зазвучал школьный ансамбль их юности. При этом выясняется, что годы и жизнь не сделали героев старше. Под морщинами, сединой и грузными фигурами - все те же юношеские страсти, обиды, непримиримость, даже хулиганство. Они и называют друг друга старыми школьными прозвищами: Бедя, Пинта, Бамбино. Пожилых однокашников из восьмого «б» волнуют те же проблемы, что и в юности: кого из них любит Марушка Курандова и где бы раздобыть цветов для нее. Поэтому в маленьком ансамбле беспрестанно вспыхивают ссоры и конфликты.
Конечно, к финалу все наладится, и бывшие соперники помирятся, потому что на этом свете им ссориться уже не из-за кого. И в конце концов, как говорит один из героев спектакля, надо уметь прощать.
Невозможно избежать сравнения нового спектакля Малого театра с хрестоматийной мхатовской постановкой. Те же четверо стариков, с ними прекрасная дама (народная артистка Л.Юдина). Но все же, все же… Нет ореола «уходящей натуры», скрытого трагизма прощания, который и придавал спектаклю МХАТа неповторимость. С трагизмом у героев пьесы Губача дело обстоит неважно, зато очень неплохо с юмором. Они находят в себе силы подшучивать и над собой, и над старостью, и над обстоятельствами. Очень хорош Адик в исполнении народного артиста Ю.Каюрова - шустрый пожилой бонвиван, дамский угодник и альфонс. Даже явившись на свидание в старых тренировочных брюках и смокинге (все прочее отобрала его богатая «мадам»), он неотразим. Его антипод - угрюмый, непримиримый Шаня (народный артист А.Кочетков) - живет ожиданием встречи со старой любовью и не может простить друга Пинту, своего счастливого соперника. Пусть это было 40-50 лет назад, он по-прежнему считает того предателем. Удивительно!
Сдержанный Пинта (народный артист В.Борцов) и доброжелательный Бедя, дирижер этого маленького неслаженного оркестрика страстей (народный артист А.Торопов), немного уравновешивают своих эксцентричных одноклассников.
Сценограф спектакля Л.Ломакина нашла простое, но очень выразительное художественное решение: вся декорация – это три раздвижных полотнища с панорамой маленького чешского городка с непременными готическими башнями на заднем плане. Белый полупрозрачный занавес спускается сверху, как призрачная дымка воспоминаний главных героев, некий флер прошлого. К сожалению, удручает вялое и невразумительное музыкальное вступление к спектаклю с текстом «Звучит наш контрабас: бум-бум-бум».
Но вернемся к теме спектакля: любовь и ненависть, молодость и старость. Герои спектакля так страстно мечтают помолодеть, что ради этого кое-кто из них готов ночью искупаться в заброшенном пруду, по легенде, возвращающем людям молодость. А о старости, об ощущениях, бедах и мыслях, с ней связанных, в спектакле будут говорить много и искренне.
Жаловаться на бесчувственных детей, сдающих стариков в больницы и приюты, делиться воспоминаниями. Но почему-то, слушая их, невольно думаешь о другом: «Счастливые люди!».
Михаил СМЕТАНИН
15.01.2004
«Новая газета»
Дата публикации: 17.01.2004