Новости

«Листая старые подшивки» ЛЕГЕНДА О ЛЮБВИ

«Листая старые подшивки»

ЛЕГЕНДА О ЛЮБВИ

«Корсиканка» в Филиале Малого театра
В Малом театре не то, чтобы не признают режиссуру. Как неизбежное зло ее признают. Но куда выше ценят, конечно, актерскую свободу. Несколько лет назад в интервью, которое он дал «Независимой газете», Юрий Соломин сказал: «Концепция, конечно, необходима. Но именно через актера идет восприятие всех этих концепций. Согласен с Константином Сергеевичем, что режиссер должен умереть в артисте… Как только артист прорывается и становится независимым, он артист. А когда из нас лепят... Я против того, чтобы артист был материалом для лепки. Против». Можно, вероятно, найти убедительные аргументы, касающиеся тех или иных шагов, сделанных театров за последние годы и десятки лет. Но в ответ Малый выпускает спектакли, где участие режиссера кажется минимальным, а возможные режиссерские ухищрения и выверты и все режиссерское «зло» сведено «на нет» и – побеждает предрассудки. Малый дает уроки простодушия, удовольствие от игры, приятные воспоминания, которые не покидают и на утро следующего дня, выше режиссерской эквилибристики и эффектного интеллектуального жеста.

«Корсиканку» Иржи Губача (перевод с чешского Григория Дунды) в Филиале Малого на Большой Ордынке поставил заслуженный деятель искусств Республики Марий - Эл В.Г.Константинов. Веселая и выдуманная история «из жизни» императора Наполеона пришлась ко двору. Декорация «в натуральную величину» – угол дома с террасой, часть сада и дверь, ведущая на кухню, костюмы с золотом и аксельбантами (художник – А. Глазунов), настоящая музыка (композитор – Г.Гоберник). Не люблю гастрономических и кулинарных сравнений, поэтому скажу так: здесь все – настоящее. И особенно – актерская игра.

Наполеона играет Валерий Баринов, Жозефину, авантюристку, пустившуюся в небезопасное путешествие, чтобы на Святой Елене предъявить низложенному императору счет, - Евгения Глушенко. Здесь можно было бы поставить точку, поскольку описание игры двух главных героев вполне заслуживает подробностей. Но в Малом так много хороших актеров! Здесь столетиями принято в эпизодах выходить «старухам» и «старикам»… В свите Наполеона – Виталий Коняев и Борис Клюев. И они тоже играют с немалым удовольствием, «играют короля», который, впрочем, и сам справляется с королевской ролью.

Баринов сегодня вышел в первые актеры не только Малого, но и всей русской сцены. А игра его сильна как раз тем, что в ней слышны, видны, буквально осязаемы великие традиции. Земной человек, коренастый русский мужик, он все время готов унестись мечтами куда-нибудь далеко-далеко. И тогда ему нипочем сыграть какого-нибудь русского мечтателя. А подвижная речь, а быстрый взгляд не дают совершенно поверить в искренность всех «поползновений» его героев. И тут, как говорится, рукой подать до маленьких и больших злодеев, которых он тоже успел поиграть.

В Наполеоне не верится даже, как велико чисто внешнее сходство Баринова с известными изображениями императора. Куда-то «девается» высокий рост и стать актера, но внешнее сходство – пожалуй, единственное: ведь и Наполеон в «Корсиканке» – не тот, которого «изображали». Нет былого величия, нет былой власти и потому на сцене мечется человек, которому приходится думать не о власти, а о пропитании… О хлебе насущном.

Император в изгнании смешон, как смешон бывает, к примеру, военный какой-нибудь или милиционер, который падает у всех на глазах на ровном и скользком месте. Милиционеру не положено падать, императору положено властвовать, поднимать боевой дух остальных, в не думать о курах-несушках и мелких интригах своих ближайших сподвижников-генералов…

«Мужской сюжет», «мужская», военная история вдруг совершенно летит кувырком из-за внезапного явления женщины, которая совершенно неожиданно начинает «всех строить» и наводить настоящий военный порядок. Жозефина Евгении Глушенко является этакой гренадершей и одновременно ее героиня являет собой нечто вроде промежуточной судебной инстанции – среднее между судом земным, уже осудившим Наполеона, и грядущим, Небесным. Оплачивать по ее счетам Наполеон не готов. А она, в свою очередь, не торопит и сама не спешит. Вопреки всем законам, Жозефина остается жить на Святой Елене.

Веселая история? Да, в общем. Веселая, немного грустная, с песнями и танцами. С анекдотами, которые автор весьма остроумно вставил в свое псевдоисторическое «полотно». Жозефина предлагает дать коньяку, привезенному ею на остров имя императора. Тот негодует: «Я завоевал полмира!» – «А коньяк завоюет весь мир!» – парирует находчивая домоправительница. Здесь – позабытое ныне качество игры. Игры на полную катушку, на все сто. Сложно подобрать ей точные определения, поскольку ныне все «красивые слова» разобраны на рекламные слоганы. Для пущей точности воспользуемся словами старомодными, вышедшими из повсеместного употребления, как вышла из повседневного театрального употребления такая игра: они играют не в самозабвении, но в самоупоении. И их игра пленит, - профессионалы, они чувствуют, за какую «нитку» дернуть, чтобы раздался еще один взрыв хохота, чтобы следом раздались «апл.» (аплодисменты), а через минуту подкатил комок и навернулись слезы. Зал они держат в руках, как умелый кучер – поводья. И публика с удовольствием повинуется каждому их «н-но» и «тпру».

Важно сказать еще вот о чем: в «Корсиканке» и Глушенко, и Баринов получили роли, расходящиеся с их прежними если не амплуа, то ролями уж точно. Наполеон в «Корсиканке» влюбляется в заезжую Жозефину как мальчик и ведет себя как мальчишка, а у Баринова среди многих его ролей влюбленных не было, кажется, до сих пор. А Жозефина у Глушенко без видимых усилий и какого бы то ни было разгона от площадной комедии взмывает к лирическим высотам, а оттуда – точно речь и впрямь о психологическом аттракционе на манер «американских горок» – вновь «сигает» на землю, где у нее заготовлена уже непритязательная земная шутка-прибаутка.

«Корсиканку» вряд ли включат в списки соискателей той или иной национальной премии. Зная вкусы нашего «экспертного сообщества», понимаешь, что вероятность такого выбора невелика. И, коли так, это станет лишним свидетельством несовершенства наших театральных судейств. Так, как играют в Филиале Малого Евгения Глушенко и Валерий Баринов, с блеском и удовольствием, с юмором, который не исключает пафоса, и пафосом, который «умолкает» от напирающих чувств (и тогда уж можно позволить себе сентиментальную слезу), - так сегодня почти и не играют. А в Малом так играют почти всегда. Во всяком случае – Глушенко и Баринов.

Григорий Заславский
25 апреля 2002 года

Дата публикации: 22.12.2005
«Листая старые подшивки»

ЛЕГЕНДА О ЛЮБВИ

«Корсиканка» в Филиале Малого театра
В Малом театре не то, чтобы не признают режиссуру. Как неизбежное зло ее признают. Но куда выше ценят, конечно, актерскую свободу. Несколько лет назад в интервью, которое он дал «Независимой газете», Юрий Соломин сказал: «Концепция, конечно, необходима. Но именно через актера идет восприятие всех этих концепций. Согласен с Константином Сергеевичем, что режиссер должен умереть в артисте… Как только артист прорывается и становится независимым, он артист. А когда из нас лепят... Я против того, чтобы артист был материалом для лепки. Против». Можно, вероятно, найти убедительные аргументы, касающиеся тех или иных шагов, сделанных театров за последние годы и десятки лет. Но в ответ Малый выпускает спектакли, где участие режиссера кажется минимальным, а возможные режиссерские ухищрения и выверты и все режиссерское «зло» сведено «на нет» и – побеждает предрассудки. Малый дает уроки простодушия, удовольствие от игры, приятные воспоминания, которые не покидают и на утро следующего дня, выше режиссерской эквилибристики и эффектного интеллектуального жеста.

«Корсиканку» Иржи Губача (перевод с чешского Григория Дунды) в Филиале Малого на Большой Ордынке поставил заслуженный деятель искусств Республики Марий - Эл В.Г.Константинов. Веселая и выдуманная история «из жизни» императора Наполеона пришлась ко двору. Декорация «в натуральную величину» – угол дома с террасой, часть сада и дверь, ведущая на кухню, костюмы с золотом и аксельбантами (художник – А. Глазунов), настоящая музыка (композитор – Г.Гоберник). Не люблю гастрономических и кулинарных сравнений, поэтому скажу так: здесь все – настоящее. И особенно – актерская игра.

Наполеона играет Валерий Баринов, Жозефину, авантюристку, пустившуюся в небезопасное путешествие, чтобы на Святой Елене предъявить низложенному императору счет, - Евгения Глушенко. Здесь можно было бы поставить точку, поскольку описание игры двух главных героев вполне заслуживает подробностей. Но в Малом так много хороших актеров! Здесь столетиями принято в эпизодах выходить «старухам» и «старикам»… В свите Наполеона – Виталий Коняев и Борис Клюев. И они тоже играют с немалым удовольствием, «играют короля», который, впрочем, и сам справляется с королевской ролью.

Баринов сегодня вышел в первые актеры не только Малого, но и всей русской сцены. А игра его сильна как раз тем, что в ней слышны, видны, буквально осязаемы великие традиции. Земной человек, коренастый русский мужик, он все время готов унестись мечтами куда-нибудь далеко-далеко. И тогда ему нипочем сыграть какого-нибудь русского мечтателя. А подвижная речь, а быстрый взгляд не дают совершенно поверить в искренность всех «поползновений» его героев. И тут, как говорится, рукой подать до маленьких и больших злодеев, которых он тоже успел поиграть.

В Наполеоне не верится даже, как велико чисто внешнее сходство Баринова с известными изображениями императора. Куда-то «девается» высокий рост и стать актера, но внешнее сходство – пожалуй, единственное: ведь и Наполеон в «Корсиканке» – не тот, которого «изображали». Нет былого величия, нет былой власти и потому на сцене мечется человек, которому приходится думать не о власти, а о пропитании… О хлебе насущном.

Император в изгнании смешон, как смешон бывает, к примеру, военный какой-нибудь или милиционер, который падает у всех на глазах на ровном и скользком месте. Милиционеру не положено падать, императору положено властвовать, поднимать боевой дух остальных, в не думать о курах-несушках и мелких интригах своих ближайших сподвижников-генералов…

«Мужской сюжет», «мужская», военная история вдруг совершенно летит кувырком из-за внезапного явления женщины, которая совершенно неожиданно начинает «всех строить» и наводить настоящий военный порядок. Жозефина Евгении Глушенко является этакой гренадершей и одновременно ее героиня являет собой нечто вроде промежуточной судебной инстанции – среднее между судом земным, уже осудившим Наполеона, и грядущим, Небесным. Оплачивать по ее счетам Наполеон не готов. А она, в свою очередь, не торопит и сама не спешит. Вопреки всем законам, Жозефина остается жить на Святой Елене.

Веселая история? Да, в общем. Веселая, немного грустная, с песнями и танцами. С анекдотами, которые автор весьма остроумно вставил в свое псевдоисторическое «полотно». Жозефина предлагает дать коньяку, привезенному ею на остров имя императора. Тот негодует: «Я завоевал полмира!» – «А коньяк завоюет весь мир!» – парирует находчивая домоправительница. Здесь – позабытое ныне качество игры. Игры на полную катушку, на все сто. Сложно подобрать ей точные определения, поскольку ныне все «красивые слова» разобраны на рекламные слоганы. Для пущей точности воспользуемся словами старомодными, вышедшими из повсеместного употребления, как вышла из повседневного театрального употребления такая игра: они играют не в самозабвении, но в самоупоении. И их игра пленит, - профессионалы, они чувствуют, за какую «нитку» дернуть, чтобы раздался еще один взрыв хохота, чтобы следом раздались «апл.» (аплодисменты), а через минуту подкатил комок и навернулись слезы. Зал они держат в руках, как умелый кучер – поводья. И публика с удовольствием повинуется каждому их «н-но» и «тпру».

Важно сказать еще вот о чем: в «Корсиканке» и Глушенко, и Баринов получили роли, расходящиеся с их прежними если не амплуа, то ролями уж точно. Наполеон в «Корсиканке» влюбляется в заезжую Жозефину как мальчик и ведет себя как мальчишка, а у Баринова среди многих его ролей влюбленных не было, кажется, до сих пор. А Жозефина у Глушенко без видимых усилий и какого бы то ни было разгона от площадной комедии взмывает к лирическим высотам, а оттуда – точно речь и впрямь о психологическом аттракционе на манер «американских горок» – вновь «сигает» на землю, где у нее заготовлена уже непритязательная земная шутка-прибаутка.

«Корсиканку» вряд ли включат в списки соискателей той или иной национальной премии. Зная вкусы нашего «экспертного сообщества», понимаешь, что вероятность такого выбора невелика. И, коли так, это станет лишним свидетельством несовершенства наших театральных судейств. Так, как играют в Филиале Малого Евгения Глушенко и Валерий Баринов, с блеском и удовольствием, с юмором, который не исключает пафоса, и пафосом, который «умолкает» от напирающих чувств (и тогда уж можно позволить себе сентиментальную слезу), - так сегодня почти и не играют. А в Малом так играют почти всегда. Во всяком случае – Глушенко и Баринов.

Григорий Заславский
25 апреля 2002 года

Дата публикации: 22.12.2005