«Листая старые подшивки»
ГРЕХИ НАШИ ТЯЖКИЕ
«Листая старые подшивки»
ГРЕХИ НАШИ ТЯЖКИЕ
«День на день не приходится» Александра Островского.
Режиссер Александр Коршунов. Малый театр
Ах, как часто, устав от чернухи-мокрухи и прочих остроактуальных проблем современности, душа рецензента стремится в Малый театр. Никогда тут не услышишь со сцены бранного слова - разве что «саврас безуздый» или, в худшем случае, «жупел»; не увидишь неподобающих объятий, безобразных жестов, двусмысленных символов. В Доме Островского не гонятся за ускользающей модой, приоритеты здесь иные: нравственность, душевность, верность традициям.
Спектакль, поставленный потомственным актером Малого Александром Коршуновым (и сам - потомок, и его потомки уже на сцене вовсю появляются), задачам отдыха и очищения организма от новомодной шелухи отвечает всецело.
Вообще-то, пьеса Островского называется «Тяжелые дни», но чтобы ненароком не отпугнуть осторожного зрителя мрачной афишей, спектакль озаглавили «День на день не приходится» - мило, комедийно и вполне в духе автора. «Тяжелые дни» ставятся довольно редко, и нельзя сказать, чтобы это было так уж несправедливо. Они, скажем прямо, не относятся к лучшим созданиям автора «Грозы» и «Доходного места». Ни широты сюжета, ни масштаба характеров: все приземленно, непритязательно и крайне нравоучительно. Чай пьют с блюдечка, по пьяни натягивают по мордасам первого попавшегося, носят чепцы, при случае лицемерно вздыхают: «Ох, грехи наши тяжкие». Тем жизнь и ограничивается. Впрочем, есть могучий купец, его недалекая супруга, пара влюбленных, мелкий злодеи и счастливый конец. А еще есть неописуемые красоты старой русской речи, прихотливые повороты которой не сможет затмить никакой документальный театр: «Поймите все фибры души моей», «Я хоша и дурак, а вижу», «Поехал в Марьину Рощу наслаждаться благами природы, а попал в хаос необразованности».
Достойно преподносить всю эту прелесть актерам Малого удается вполне, а кроме того, здесь умеют при любом подходящем и неподходящем случае отменно бухнуть картузом об пол, сплясать русского почти не хуже танцоров из ансамбля Моисеева и задушевно распевать романсы под гитару и баян.
Единственного по-настоящему положительного персонажа - честного, но умного чиновника Досужева - его исполнитель Александр Коршунов наделил неожиданным демонизмом, категорически несвойственным его собственной актерской натуре, так что у зрителя этот герой вызывает скорее опаску, чем благодарную радость.
Мария ЛЬВОВА
«Вечерний клуб», 13.05.2004
Дата публикации: 15.12.2005