Новости

«Листая старые подшивки» ГРЕХИ НАШИ ТЯЖКИЕ

«Листая старые подшивки»

ГРЕХИ НАШИ ТЯЖКИЕ

«День на день не приходится» Александра Островского.
Режиссер Александр Коршунов. Малый театр

Ах, как часто, устав от чернухи-мокрухи и прочих остроактуальных проблем современности, душа рецензента стремится в Малый театр. Никогда тут не услышишь со сцены бранного слова - разве что «саврас безуздый» или, в худшем случае, «жупел»; не увидишь неподобающих объятий, безобразных жестов, двусмысленных символов. В Доме Островского не гонятся за ускользающей модой, приоритеты здесь иные: нравственность, душевность, верность традициям.

Спектакль, поставленный потомственным актером Малого Александром Коршуновым (и сам - потомок, и его потомки уже на сцене вовсю появляются), задачам отдыха и очищения организма от новомодной шелухи отвечает всецело.

Вообще-то, пьеса Островского называется «Тяжелые дни», но чтобы ненароком не отпугнуть осторожного зрителя мрачной афишей, спектакль озаглавили «День на день не приходится» - мило, комедийно и вполне в духе автора. «Тяжелые дни» ставятся довольно редко, и нельзя сказать, чтобы это было так уж несправедливо. Они, скажем прямо, не относятся к лучшим созданиям автора «Грозы» и «Доходного места». Ни широты сюжета, ни масштаба характеров: все приземленно, непритязательно и крайне нравоучительно. Чай пьют с блюдечка, по пьяни натягивают по мордасам первого попавшегося, носят чепцы, при случае лицемерно вздыхают: «Ох, грехи наши тяжкие». Тем жизнь и ограничивается. Впрочем, есть могучий купец, его недалекая супруга, пара влюбленных, мелкий злодеи и счастливый конец. А еще есть неописуемые красоты старой русской речи, прихотливые повороты которой не сможет затмить никакой документальный театр: «Поймите все фибры души моей», «Я хоша и дурак, а вижу», «Поехал в Марьину Рощу наслаждаться благами природы, а попал в хаос необразованности».

Достойно преподносить всю эту прелесть актерам Малого удается вполне, а кроме того, здесь умеют при любом подходящем и неподходящем случае отменно бухнуть картузом об пол, сплясать русского почти не хуже танцоров из ансамбля Моисеева и задушевно распевать романсы под гитару и баян.

Единственного по-настоящему положительного персонажа - честного, но умного чиновника Досужева - его исполнитель Александр Коршунов наделил неожиданным демонизмом, категорически несвойственным его собственной актерской натуре, так что у зрителя этот герой вызывает скорее опаску, чем благодарную радость.

Мария ЛЬВОВА
«Вечерний клуб», 13.05.2004

Дата публикации: 15.12.2005
«Листая старые подшивки»

ГРЕХИ НАШИ ТЯЖКИЕ

«День на день не приходится» Александра Островского.
Режиссер Александр Коршунов. Малый театр

Ах, как часто, устав от чернухи-мокрухи и прочих остроактуальных проблем современности, душа рецензента стремится в Малый театр. Никогда тут не услышишь со сцены бранного слова - разве что «саврас безуздый» или, в худшем случае, «жупел»; не увидишь неподобающих объятий, безобразных жестов, двусмысленных символов. В Доме Островского не гонятся за ускользающей модой, приоритеты здесь иные: нравственность, душевность, верность традициям.

Спектакль, поставленный потомственным актером Малого Александром Коршуновым (и сам - потомок, и его потомки уже на сцене вовсю появляются), задачам отдыха и очищения организма от новомодной шелухи отвечает всецело.

Вообще-то, пьеса Островского называется «Тяжелые дни», но чтобы ненароком не отпугнуть осторожного зрителя мрачной афишей, спектакль озаглавили «День на день не приходится» - мило, комедийно и вполне в духе автора. «Тяжелые дни» ставятся довольно редко, и нельзя сказать, чтобы это было так уж несправедливо. Они, скажем прямо, не относятся к лучшим созданиям автора «Грозы» и «Доходного места». Ни широты сюжета, ни масштаба характеров: все приземленно, непритязательно и крайне нравоучительно. Чай пьют с блюдечка, по пьяни натягивают по мордасам первого попавшегося, носят чепцы, при случае лицемерно вздыхают: «Ох, грехи наши тяжкие». Тем жизнь и ограничивается. Впрочем, есть могучий купец, его недалекая супруга, пара влюбленных, мелкий злодеи и счастливый конец. А еще есть неописуемые красоты старой русской речи, прихотливые повороты которой не сможет затмить никакой документальный театр: «Поймите все фибры души моей», «Я хоша и дурак, а вижу», «Поехал в Марьину Рощу наслаждаться благами природы, а попал в хаос необразованности».

Достойно преподносить всю эту прелесть актерам Малого удается вполне, а кроме того, здесь умеют при любом подходящем и неподходящем случае отменно бухнуть картузом об пол, сплясать русского почти не хуже танцоров из ансамбля Моисеева и задушевно распевать романсы под гитару и баян.

Единственного по-настоящему положительного персонажа - честного, но умного чиновника Досужева - его исполнитель Александр Коршунов наделил неожиданным демонизмом, категорически несвойственным его собственной актерской натуре, так что у зрителя этот герой вызывает скорее опаску, чем благодарную радость.

Мария ЛЬВОВА
«Вечерний клуб», 13.05.2004

Дата публикации: 15.12.2005