Новости

30-летию спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» посвящается...

30-летию спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» посвящается...

Трагедия «Царь Федор Иоаннович» — центральная часть трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис» знаменитого драматурга Алексея Константиновича Толстого(1817-1865 г.г.) о трёх русских государях, об их судьбах, неразрывно связанных с историей России.

29 мая 1973 года в Малом театре состоялась Премьера спектакля «Царь Фёдор Иоаннович», поставленного замечательным режиссёром Борисом Ивановичем Равенских. С тех пор прошло тридцать лет, но спектакль по-прежнему любим зрителями, собирает аншлаги и неизменно открывает новые театральные сезоны Государственного Академического Малого театра.

Осуществить постановку спектакля с исторической тематикой всегда очень сложно и ответственно, потому что события, которые будут разворачиваться на сцене, когда-то были реальными событиями — составным звеном цепи Российской истории. Ответственны режиссёр, композитор, художник, гримёры, актёры, словом, все те, кто причастен к созданию спектаклю. Их задача — максимально точно показать
определённый исторический период, передать его дух, воссоздать атмосферу.

Поэтому, прежде чем говорить о самом спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», необходимо чётко представлять, кем же он был — царь Фёдор — в какую эпоху жил и царствовал.

Царь Фёдор Иоаннович родился 31 мая 1557 года в Москве и был третьим по старшинству сыном Ивана Грозного. В 1584 году после смерти своего отца, в двадцать семь лет, он унаследовал Российский престол.

Царь Фёдор был известен необыкновенной кротостью, соединенной, как писал Н.М.Карамзин, «с умом робким, с набожностью беспредельною, с равнодушием к мирскому величию. На громоносном престоле свирепого мучителя, продолжал Н.М.Карамзин, — Россия увидела постника и молчальника, более для кельи и пещеры, нежели для власти державной рожденного».

Добрый, кроткий и милостивый царь мог стать сбывшейся мечтой истерзанной Иваном Грозным России. Н.М.Карамзин писал о первых днях правления Фёдора Иоанновича так: «Когда Фёдор, утомленный мирским великолепием, искал отдохновения в набожности; когда, прервав блестящие забавы и пиры, в виде смиренного богомольца ходил пешком из монастыря в монастырь, в Лавру Сергиеву и в иные святые обители, вместе с супругой, провождаемую знатнейшими боярами и целым полком особенных царицыных телохранителей... в то время правительство уже неусыпно занималось важными делами государственными, исправляло злоупотребление властью, утверждало безопасность внутреннюю и внешнюю. Во всей России, как в счастливые времена... сменили худых наместников, воевод и судей, избрав лучших; грозя казнию за неправду, удвоили жалование чиновников, чтобы они могли пристойно жить без лихоимства; вновь устроили войско и двинули туда, где надлежало восстановить честь оружия или спокойствие отечества». Со временем, Фёдор Иоаннович, «тяготясь власти державной», передал все дела по управлению государством в руки Бориса Фёдоровича Годунова, брата своей жены Ирины. Таким образом царь Фёдор Иоаннович стал царствовать, но не править.

Борис Годунов оказался умным, хитрым и искусным политиком. Ближайшие к престолу бояре были очень недовольны его возвышением, но Годунов сумел с ними справиться. Одним из немногих решений самого Федора Иоанновича было утверждение в России в 1589 году патриаршества.

В 1591 году крымский хан Казы-Гирей попытался совершить набег на Москву. Его разбили под стенами города недалеко от Данилова монастыря. Это был последний татарский набег на столицу Российского государства.

В царствование Фёдора Иоанновича на Белом море был заложен город Архангельск, а в Сибири построены крепости Тобольск, Пелым, Березов, Обдорск (в настоящее время Салехард) и другие.

Царь Фёдор Иоаннович, искренне любимый своим народом, умер 7 января 1598 года в Москве и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. С его смертью прервалась династия Рюриковичей, которым, по словам Н.М.Карамзина, «Россия обязана бытием, именем и величием».

Из воспоминаний коллег и друзей Б.И.Равенских известно, что при постановке спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» для режиссера главным в пьесе был ее нравственный конфликт: трагедия царя Федора, сына Иоанна Грозного — трагедия бессильной доброты. Самым высоким душевным качествам Федора не находится места в этом жестоком мире. Обреченный на власть, правящий на перекрестке двух страшных эпох, царь не в силах бороться со злом, но не может и примириться с ним.

Музыка к спектаклю была написана Георгием Свиридовым. Малый театр считает за честь иметь среди своих авторов этого величайшего отечественного композитора. Театр является единственным драматическим театром в России, который имеет право ставить его славное имя на своей афише. Первое обращение к драматургии А.К.Толстого оказалось удачным, и театр впоследствии осуществил постановки двух других пьес трилогии, выпустив спектакли «Царь Иоанн Грозный» и «Царь Борис». Знаменитая драматическая трилогия, идущая на прославленной сцене Малого театра, теперь уже не мыслима без удивительной, прекрасной музыки Георгия Свиридова. Музыка, специально написанная композитором для спектаклей Малого театра, является одним из тех духовных сокровищ, которые были накоплены старейшим драматическим театром России. Наверное, не найдётся человека, побывавшего на спектакле Малого театра, в котором звучит изумительная музыка Георгия Свиридова, и не ощутившего при этом на себе огромную силу её эмоционального воздействия. Театр считает Георгия Свиридова полноправным соавтором А.К.Толстого. Имена этих двух великих творцов — драматурга и композитора — для Малого театра неразрывно связаны и неотделимы.

Оформление спектакля, созданное художником Е.И.Куманьковым, также передает дух эпохи и символику произведения. Замечательные декорации, костюмы и грим подлинно отражают атмосферу и быт Российского государства в XVI веке.

В спектакле много ярких актерских работ. Хотелось бы отметить некоторые из них. Как известно, первым исполнителем роли царя Фёдора стал И.М.Смоктуновский. Однако через некоторое время артист перешел во МХАТ, и Фёдора стал играть Ю.М.Соломин. Эта роль и поныне — в его репертуаре. Ю.М.Соломин играет удивительно органично. Добродушная веселость, мягкость, нерешительность во всем, что не касается самого важного — человеческой жизни. Эмоции, и слова, и слезы — все истинное — идет из глубины души — он крайне сопереживает своему герою и вызывает у зрителей и печаль, и радость, а главное — глубочайшее уважение к великому мастерству Актера. Э.Е.Марцевич, играющий в очередь с Юрием Соломиным, тоже замечательно исполняет роль мягкого и доброго, беззащитного перед злом царя. Он подаёт образ очень искренне, с большой теплотой. Чувствуется, что сам актёр разделяет сомнения и переживания своего героя, страдающего от жестокости окружающего мира.

Наверное, только один человек понимает и разделяет все эти чувства Фёдора — его жена Ирина, сестра Бориса Годунова. Роль царицы Ирины Фёдоровны, которую царь ласково и любя зовёт «Аринушкой», исполняют в очередь Т.Н.Лебедева и Л.В.Титова. Обе актрисы очень точно передают искреннюю любовь Ирины к своему супругу, её стремление помочь, поддержать, уберечь Фёдора от ошибок. Но Фёдор Иоаннович, в силу судьбы, в первую очередь, — государь Российский. Ему тяжело от этой мысли, власть не опьяняет его, а напротив — подавляет своим тяжёлым прессом. Фёдор мечтает быть простым человеком, любимым и любящим мужем. В то же время, он не может бросить Россию на произвол судьбы, очевидно, понимая, к чему это может привести. И царь решается доверить власть в отечестве близкому человеку — брату любимой жены, в котором видит волевого и крупного государственного деятеля, любящего Россию.

Борис Годунов в исполнении В.И.Коршунова получился чрезвычайно благородным. Видя такого Годунова, трудно поверить историческим фактам, свидетельствующим о том, что он шёл к вершинам власти исключительно по трупам. В образе Годунова чувствуется крепкий государственник, умный и сдержанный политик. Он не жесток, а скорее тверд — несмотря на все злодеяния, он не вызывает отрицательных эмоций.

Виктор Иванович Коршунов в течение всех этих тридцати лет является единственным, бессменным исполнителем роли Бориса Годунова. Он не пропустил ни одного представления «Царя Фёдора Иоанновича»! Эта прекрасная, феноменальная работа Коршунова делает спектакль, по истине, уникальным.

«Царь Фёдор Иоаннович» очень любим зрителями, в первую очередь, наверное, потому что пронизан каким — то необыкновенным душевным теплом, несмотря на всю трагедию происходящего, которая раскрывается с каждым новым событием. Этот спектакль заставляет задуматься над человеческими судьбами, взаимоотношениями, над историей России — жестокой, но великой.

Блестящий актёрский ансамбль, замечательная режиссура, великолепная сценография, музыка, звучание хоровой капеллы имени А.Юрлова стали залогом того феноменального успеха спектакля, который позволяет ему вот уже тридцать лет украшать собою репертуарную афишу театра. Триумфальными оказываются и все зарубежные гастроли этого спектакля. Зрители Греции, Израиля, Болгарии, Чехии, Югославии, Германии, Японии рукоплескали искусству Малого театра и отдавали должное высочайшему уровню русской национальной театральной культуры.

Хочется пожелать этому замечательному спектаклю ещё более долгой сценической жизни на радость зрителям.

Огромное спасибо всем тем людям, которые принимали участие в создании спектакля «Царь Фёдор Иоаннович», всем, кто в течение тридцати лет поддерживал и сохранял его самобытность; всем актёрам и актрисам, замечательно исполняющим свои роли. Спасибо Вам за то, что так щедро делитесь с нами, зрителями, своим духовным богатством, делая мир вокруг светлее и добрее!


Надежда Сорокина


При подготовке материала использована информация с интернет сайтов http://znat.narod.ru, http://afisha.netcity.ru, http://tinout.ru, www.mmv.ru;
из книг «Г.В. Свиридов. К 80-летию со дня рождения композитора» М., 1995.; «Царские династии: от Руси к России» М., 2001., а также личные впечатления автора от спектакля ГАМТ «Царь Фёдор Иоаннович».

Дата публикации: 29.05.2003
30-летию спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» посвящается...

Трагедия «Царь Федор Иоаннович» — центральная часть трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис» знаменитого драматурга Алексея Константиновича Толстого(1817-1865 г.г.) о трёх русских государях, об их судьбах, неразрывно связанных с историей России.

29 мая 1973 года в Малом театре состоялась Премьера спектакля «Царь Фёдор Иоаннович», поставленного замечательным режиссёром Борисом Ивановичем Равенских. С тех пор прошло тридцать лет, но спектакль по-прежнему любим зрителями, собирает аншлаги и неизменно открывает новые театральные сезоны Государственного Академического Малого театра.

Осуществить постановку спектакля с исторической тематикой всегда очень сложно и ответственно, потому что события, которые будут разворачиваться на сцене, когда-то были реальными событиями — составным звеном цепи Российской истории. Ответственны режиссёр, композитор, художник, гримёры, актёры, словом, все те, кто причастен к созданию спектаклю. Их задача — максимально точно показать
определённый исторический период, передать его дух, воссоздать атмосферу.

Поэтому, прежде чем говорить о самом спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», необходимо чётко представлять, кем же он был — царь Фёдор — в какую эпоху жил и царствовал.

Царь Фёдор Иоаннович родился 31 мая 1557 года в Москве и был третьим по старшинству сыном Ивана Грозного. В 1584 году после смерти своего отца, в двадцать семь лет, он унаследовал Российский престол.

Царь Фёдор был известен необыкновенной кротостью, соединенной, как писал Н.М.Карамзин, «с умом робким, с набожностью беспредельною, с равнодушием к мирскому величию. На громоносном престоле свирепого мучителя, продолжал Н.М.Карамзин, — Россия увидела постника и молчальника, более для кельи и пещеры, нежели для власти державной рожденного».

Добрый, кроткий и милостивый царь мог стать сбывшейся мечтой истерзанной Иваном Грозным России. Н.М.Карамзин писал о первых днях правления Фёдора Иоанновича так: «Когда Фёдор, утомленный мирским великолепием, искал отдохновения в набожности; когда, прервав блестящие забавы и пиры, в виде смиренного богомольца ходил пешком из монастыря в монастырь, в Лавру Сергиеву и в иные святые обители, вместе с супругой, провождаемую знатнейшими боярами и целым полком особенных царицыных телохранителей... в то время правительство уже неусыпно занималось важными делами государственными, исправляло злоупотребление властью, утверждало безопасность внутреннюю и внешнюю. Во всей России, как в счастливые времена... сменили худых наместников, воевод и судей, избрав лучших; грозя казнию за неправду, удвоили жалование чиновников, чтобы они могли пристойно жить без лихоимства; вновь устроили войско и двинули туда, где надлежало восстановить честь оружия или спокойствие отечества». Со временем, Фёдор Иоаннович, «тяготясь власти державной», передал все дела по управлению государством в руки Бориса Фёдоровича Годунова, брата своей жены Ирины. Таким образом царь Фёдор Иоаннович стал царствовать, но не править.

Борис Годунов оказался умным, хитрым и искусным политиком. Ближайшие к престолу бояре были очень недовольны его возвышением, но Годунов сумел с ними справиться. Одним из немногих решений самого Федора Иоанновича было утверждение в России в 1589 году патриаршества.

В 1591 году крымский хан Казы-Гирей попытался совершить набег на Москву. Его разбили под стенами города недалеко от Данилова монастыря. Это был последний татарский набег на столицу Российского государства.

В царствование Фёдора Иоанновича на Белом море был заложен город Архангельск, а в Сибири построены крепости Тобольск, Пелым, Березов, Обдорск (в настоящее время Салехард) и другие.

Царь Фёдор Иоаннович, искренне любимый своим народом, умер 7 января 1598 года в Москве и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. С его смертью прервалась династия Рюриковичей, которым, по словам Н.М.Карамзина, «Россия обязана бытием, именем и величием».

Из воспоминаний коллег и друзей Б.И.Равенских известно, что при постановке спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» для режиссера главным в пьесе был ее нравственный конфликт: трагедия царя Федора, сына Иоанна Грозного — трагедия бессильной доброты. Самым высоким душевным качествам Федора не находится места в этом жестоком мире. Обреченный на власть, правящий на перекрестке двух страшных эпох, царь не в силах бороться со злом, но не может и примириться с ним.

Музыка к спектаклю была написана Георгием Свиридовым. Малый театр считает за честь иметь среди своих авторов этого величайшего отечественного композитора. Театр является единственным драматическим театром в России, который имеет право ставить его славное имя на своей афише. Первое обращение к драматургии А.К.Толстого оказалось удачным, и театр впоследствии осуществил постановки двух других пьес трилогии, выпустив спектакли «Царь Иоанн Грозный» и «Царь Борис». Знаменитая драматическая трилогия, идущая на прославленной сцене Малого театра, теперь уже не мыслима без удивительной, прекрасной музыки Георгия Свиридова. Музыка, специально написанная композитором для спектаклей Малого театра, является одним из тех духовных сокровищ, которые были накоплены старейшим драматическим театром России. Наверное, не найдётся человека, побывавшего на спектакле Малого театра, в котором звучит изумительная музыка Георгия Свиридова, и не ощутившего при этом на себе огромную силу её эмоционального воздействия. Театр считает Георгия Свиридова полноправным соавтором А.К.Толстого. Имена этих двух великих творцов — драматурга и композитора — для Малого театра неразрывно связаны и неотделимы.

Оформление спектакля, созданное художником Е.И.Куманьковым, также передает дух эпохи и символику произведения. Замечательные декорации, костюмы и грим подлинно отражают атмосферу и быт Российского государства в XVI веке.

В спектакле много ярких актерских работ. Хотелось бы отметить некоторые из них. Как известно, первым исполнителем роли царя Фёдора стал И.М.Смоктуновский. Однако через некоторое время артист перешел во МХАТ, и Фёдора стал играть Ю.М.Соломин. Эта роль и поныне — в его репертуаре. Ю.М.Соломин играет удивительно органично. Добродушная веселость, мягкость, нерешительность во всем, что не касается самого важного — человеческой жизни. Эмоции, и слова, и слезы — все истинное — идет из глубины души — он крайне сопереживает своему герою и вызывает у зрителей и печаль, и радость, а главное — глубочайшее уважение к великому мастерству Актера. Э.Е.Марцевич, играющий в очередь с Юрием Соломиным, тоже замечательно исполняет роль мягкого и доброго, беззащитного перед злом царя. Он подаёт образ очень искренне, с большой теплотой. Чувствуется, что сам актёр разделяет сомнения и переживания своего героя, страдающего от жестокости окружающего мира.

Наверное, только один человек понимает и разделяет все эти чувства Фёдора — его жена Ирина, сестра Бориса Годунова. Роль царицы Ирины Фёдоровны, которую царь ласково и любя зовёт «Аринушкой», исполняют в очередь Т.Н.Лебедева и Л.В.Титова. Обе актрисы очень точно передают искреннюю любовь Ирины к своему супругу, её стремление помочь, поддержать, уберечь Фёдора от ошибок. Но Фёдор Иоаннович, в силу судьбы, в первую очередь, — государь Российский. Ему тяжело от этой мысли, власть не опьяняет его, а напротив — подавляет своим тяжёлым прессом. Фёдор мечтает быть простым человеком, любимым и любящим мужем. В то же время, он не может бросить Россию на произвол судьбы, очевидно, понимая, к чему это может привести. И царь решается доверить власть в отечестве близкому человеку — брату любимой жены, в котором видит волевого и крупного государственного деятеля, любящего Россию.

Борис Годунов в исполнении В.И.Коршунова получился чрезвычайно благородным. Видя такого Годунова, трудно поверить историческим фактам, свидетельствующим о том, что он шёл к вершинам власти исключительно по трупам. В образе Годунова чувствуется крепкий государственник, умный и сдержанный политик. Он не жесток, а скорее тверд — несмотря на все злодеяния, он не вызывает отрицательных эмоций.

Виктор Иванович Коршунов в течение всех этих тридцати лет является единственным, бессменным исполнителем роли Бориса Годунова. Он не пропустил ни одного представления «Царя Фёдора Иоанновича»! Эта прекрасная, феноменальная работа Коршунова делает спектакль, по истине, уникальным.

«Царь Фёдор Иоаннович» очень любим зрителями, в первую очередь, наверное, потому что пронизан каким — то необыкновенным душевным теплом, несмотря на всю трагедию происходящего, которая раскрывается с каждым новым событием. Этот спектакль заставляет задуматься над человеческими судьбами, взаимоотношениями, над историей России — жестокой, но великой.

Блестящий актёрский ансамбль, замечательная режиссура, великолепная сценография, музыка, звучание хоровой капеллы имени А.Юрлова стали залогом того феноменального успеха спектакля, который позволяет ему вот уже тридцать лет украшать собою репертуарную афишу театра. Триумфальными оказываются и все зарубежные гастроли этого спектакля. Зрители Греции, Израиля, Болгарии, Чехии, Югославии, Германии, Японии рукоплескали искусству Малого театра и отдавали должное высочайшему уровню русской национальной театральной культуры.

Хочется пожелать этому замечательному спектаклю ещё более долгой сценической жизни на радость зрителям.

Огромное спасибо всем тем людям, которые принимали участие в создании спектакля «Царь Фёдор Иоаннович», всем, кто в течение тридцати лет поддерживал и сохранял его самобытность; всем актёрам и актрисам, замечательно исполняющим свои роли. Спасибо Вам за то, что так щедро делитесь с нами, зрителями, своим духовным богатством, делая мир вокруг светлее и добрее!


Надежда Сорокина


При подготовке материала использована информация с интернет сайтов http://znat.narod.ru, http://afisha.netcity.ru, http://tinout.ru, www.mmv.ru;
из книг «Г.В. Свиридов. К 80-летию со дня рождения композитора» М., 1995.; «Царские династии: от Руси к России» М., 2001., а также личные впечатления автора от спектакля ГАМТ «Царь Фёдор Иоаннович».

Дата публикации: 29.05.2003