ТРАДИЦИОННЫЙ ТЕАТР БЕЗ ВРЕДНЫХ ПРИМЕСЕЙ
ТРАДИЦИОННЫЙ ТЕАТР БЕЗ ВРЕДНЫХ ПРИМЕСЕЙ
МАЛЫЙ ТЕАТР «СМЕРТЬ ТАРЕЛКИНА»
Пьеса А. Сухово-Кобылина. Режиссер В. Федоров. В ролях В. Коняев, Д. Зеничев, А. Кудинович и др.
Это четвертая за 2005 год смерть государственного чиновника, зафиксированная в Москве. Первый был найден на Новом Арбате, второй - в непосредственной близости от Кремля, на Тверской, третий был месяц назад обнаружен в тупике у метро «Таганская». Et Cetera, Ермоловский театр, Центр Казанцева играли старинную пьесу Сухово-Кобьиина по-разному - но все же как современный текст; Малый театр, в противоположность им, одел российских чиновников по моде девятнадцатого века. Анахронизмы тут не то что не вымарываются из текста - они смакуются, но все равно пьеса звучит как новенькая - а ведь ее ругали устаревшей даже сто с лишним лет назад, когда она только была написана. Мне могут сказать, мол, нынешняя власть вконец с колков съехала - вот и вспомнили о пьесе, которая описывает чиновников и правоохранительные органы в самых анекдотичных тонах. Сухово-Кобылин как в воду глядел, когда писал реплику своему квартальному надзирателю: «Врешь, купец Попугайчиков, не прошло еще наше время». Все так, но театры и без повода любят сообща припадать к одному первоисточнику. Театр вообще похож на «Тур де Франс», где пьеса - это трасса, и каждый проходит ее как умеет. Так вот, когда б «Тарелкины» соревновались на скорость, Малый театр оказался бы в самом хвосте. Здесь играют по старинке, как полтораста лет назад, - никуда не торопясь, ничего не форсируя, нисколько не рисуясь и не желая поразить воображение публики.
Если чем они и поражают, так это своей дикцией - что уж тут, лучше артистов Малого никто, включая дикторов ЦТ, в стране по-русски не говорит. Мало кому удастся произнести - именно произнести, а не просвистеть - «засосаны насмерть». А попробуйте выговорить «Антиох Елпидифорыч» тридцать раз подряд. Чувства меры и достоинства здешним актерам тоже не занимать - похоже, в Щепкинском училище, где фабрикуется труппа Малого, студентам имплантируют какой-то специальный орган. Вот и играют они (Дмитрий Зеничев - Тарелкина, Сергей Еремеев - Расплюева) так, словно на тормоз жмут, хотя видно же, что вполне могли бы уложить зал на лопатки; но столько в этом их самоограничении достоинства, что академичный и занудный, в сущности, спектакль начинает выглядеть очень даже убедительным.
«Афиша»
Дата публикации: 23.11.2005