Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

«Памяти Галины Яковлевны Деминой» «К СЧАСТЬЮ, ТРАДИЦИИ ОСТАЛИСЬ»

«Памяти Галины Яковлевны Деминой»

«К СЧАСТЬЮ, ТРАДИЦИИ ОСТАЛИСЬ»

Нам бы очень хотелось, чтобы наши читатели приняли участие в «диалоге» с Малым театром. Сегодня мы публикуем третье по счету интервью с еще одной его актрисой. Мы задумались над вопросом: для кого оно важнее для нас с вами или для мастера, отвечающего на вопросы нашего корреспондента? Должным ли образом востребованы сегодня старые мастера -в искусстве, общественной жизни, в педагогике, наконец? Ведь, забывая о них, мы только увеличиваем свой путь к познанию вечных истин... Наша собеседница сегодня — Галина Яковлевна ДЕМИНА, народная артистка России, исполнительница ряда центральных ролей классического и современного репертуара.

Среди них роли Аринушки («Дети Ванюшина» С. Найденова), Трефены («Над светлой водой» В. Белова), медсестры («Чудаки» М. Горького), Софьи Петровны («Дядюшкин сон» Ф. Достоевского) и другие. Галина Демина неоднократно снималась в кино: «Прощание», «Полынь -трава горькая», «Однолюбы», «Вера, Надежда, Любовь», «Прости меня, Алеша», «Суд в Ершовке», «Не послать ли нам гонца» ...

- Галина Яковлевна, как вы попали в Малый театр?

- Я окончила нижегородскую школу, тогда она называлась горьковской.
Мечтала, конечно, о Малом театре, поскольку педагоги все время говорили: «Галя, тебе надо в Малый театр». У себя в училище мы, студенты, считались вспомогательным составом театра, и я переиграла всех мальчишек в репертуаре. А на экзамен делала Домну Пантелеевну в «Талантах и поклонниках» Островского. Я всегда добром поминаю моих горьковских педагогов Виталия Александровича Лепского, Георгия Апоменовича Воровского и многих других. Они и воспитывали нас в стиле Малого театра. У нас из училища очень хорошие ученики выходили Е. Евстигнеев, М. Зимин...

А попала я в Малый после гастролей нашего театра в Москве. Была такая традиция. Каждые пять лет мы приезжали в Москву, а Малый театр -в Горький. И судьба распорядилась так, как и предрекали педагоги. На гастролях в 1971 году я играла Настасью в пьесе «Мое сердце с тобой» по Чепурину. Роль с юмором и драматизмом. Сюжет о том, как комсомольцы приезжают в колхоз. Вы знаете, я не могу объяснить, как рождается роль. Но я так верю в искусство, что, когда мне дают роль, я начинаю верить, что она это уже я. Такая, какая она есть. И в этой роли Настасьи я имела такой успех, какой имела, может быть, только на гастролях с М. Царевым в спектакле «Дети Ванюшина» в Польше. Семнадцать раз занавес открывался.

- А что вы ощутили, когда вас приняли в Малый театр?

- Стены были уже знакомые, но у меня затряслись коленки, когда я увидела Гоголеву. Молодежь всегда вставала, когда она проходила мимо. Это в традиции театра. Тут вообще такое отношение к старшим, старейшим с большим уважением. А поначалу я как во сне была. Как во сне! Потому что роли за ролями у меня были, много вводов. И за полчаса, и за час. Но принял меня Малый театр после роли Трефены в спектакле «Над светлой водой» по Белову. Я в деревне никогда не жила, но почему-то очень хорошо ее чувствую. Я очень благодарна этой роли. Тогда были конференции со зрителями. Люди очень волновались за судьбы героев.

- А что это такое зрительские конференции?

- Теперь этого, к сожалению, уже нет. Участники спектакля оставались на сцене после спектакля, а зрители высказывали им свое мнение. Очень горячо и заинтересованно. Тогда один зритель даже сказал: «Где они такую крестьянку взяли? «. Это обо мне. Очень мне нравилась эта роль. А потом Е. Гоголева мне как-то сказала: «Я против вас выступала, потому что у нас своих «старух» много. Но после спектакля «Над светлой водой» мое мнение резко изменилось. Вы — артистка Малого театра». Так я оказалась в труппе Малого театра.

- А что бы вы сегодня хотели сыграть?

- Я матерей до сих пор не наигралась. Во мне еще много «материнского молока». Вы посмотрите, какая жизнь, сколько трагедий, бед. И все через материнское сердце проходит.

- За что вы любите Малый театр?

- Театр это наш дом. Во Франции есть театр Мольера, в Англии Шекспира, а наш Дом Островского. Малый театр — театр реалистический. И, конечно, это всячески сохраняется. В основе репертуара классика. Я часто хожу в наш театр на спектакли. Люблю посидеть на диване перед лифтом. У нас все актеры сидят на этом диване и встречают всех, кто входит. Я с удовольствием смотрю наши спектакли. Новички меня очень интересуют. Расстраиваюсь, когда молодежь не сохраняет текст. Правильно раньше делали, когда в спектакле в основном были заняты старики, а молодых актеров один или два. Тогда не так заметно, если молодые что-то не дотянут. Когда молодежи много (это мое наблюдение), мне чего-то не хватает, какого-то питания.

К счастью, традиции классики у нас в театре остались. И руководство наше молодец, что бережет это. Несмотря на то что театр классический, все, что играется на сцене, звучит очень современно. Да, например, «Свои люди сочтемся». Молодежь с таким интересом смотрит этот спектакль: банкротство и сегодня тема дня. Злободневный спектакль. Поэтому я считаю: читать и смотреть классику получить ответы на все вопросы. Или один из последних наших спектаклей «Коварство и любовь» Шиллера. Вдруг такой интерес у молодежи! Как у нас замирает зал на последней сцене в этом спектакле! Это очень важно сейчас, когда так много наносного с Запада.

- А дух Малого театра из чего складывается?

- Мне кажется, из вежливости, внимания. Как-то один молодой актер в беседе сказал: «У вас...». Его поправили: «У нас...». Да, действительно, войдя в театр это уже «у нас» и «наше». Если что-то случается с кем-то, Малый театр стеной за него встает. Думается, вас не замечают, не до вас. Но не дай Бог, что случится болезнь, например... Тут мне нехорошо стало, когда я пришла на спектакль. Как все поднялись, засуетились... И потом еще долго спрашивали, как я себя чувствую. И после этого я так остро ощутила: какой же это родной дом.

- А что бы вы хотели пожелать Малому театру в его юбилей?

- Я бы хотела пожелать оставаться во многом таким, какой он есть. А молодым я бы пожелала немножко внимательнее быть к речи на сцене. Очень расстраиваюсь, когда в зале сижу и не слышу, что говорят на сцене. Или съедают окончания фраз. А на что же тогда партнеру отвечать? И что должен понять зритель? Ведь есть и решающие фразы в сцене. Недавно пересмотрела несколько наших спектаклей и еще раз поняла у нас очень хорошие актеры.

- А что бы вы пожелали зрителям Малого театра?

- Зрителям Малого театра я хочу пожелать, чтобы любили наш театр. Чтобы ходили к нам. Любили наших актеров. Ведь что в театре главное? Актер и зритель! Пока живы актер и зритель, театр живет. Я нашего зрителя люблю. Люблю, когда я в роли, в моменты паузы, когда зритель замирает и слушает. Я люблю эту тишину. Тогда такое рождается! И когда идешь домой после спектакля, думаешь: «Господи, за что же такое счастье?!»

Вероника ЗУЕВА.
«Подмосковье», 22.01.2000

Дата публикации: 11.10.2005
«Памяти Галины Яковлевны Деминой»

«К СЧАСТЬЮ, ТРАДИЦИИ ОСТАЛИСЬ»

Нам бы очень хотелось, чтобы наши читатели приняли участие в «диалоге» с Малым театром. Сегодня мы публикуем третье по счету интервью с еще одной его актрисой. Мы задумались над вопросом: для кого оно важнее для нас с вами или для мастера, отвечающего на вопросы нашего корреспондента? Должным ли образом востребованы сегодня старые мастера -в искусстве, общественной жизни, в педагогике, наконец? Ведь, забывая о них, мы только увеличиваем свой путь к познанию вечных истин... Наша собеседница сегодня — Галина Яковлевна ДЕМИНА, народная артистка России, исполнительница ряда центральных ролей классического и современного репертуара.

Среди них роли Аринушки («Дети Ванюшина» С. Найденова), Трефены («Над светлой водой» В. Белова), медсестры («Чудаки» М. Горького), Софьи Петровны («Дядюшкин сон» Ф. Достоевского) и другие. Галина Демина неоднократно снималась в кино: «Прощание», «Полынь -трава горькая», «Однолюбы», «Вера, Надежда, Любовь», «Прости меня, Алеша», «Суд в Ершовке», «Не послать ли нам гонца» ...

- Галина Яковлевна, как вы попали в Малый театр?

- Я окончила нижегородскую школу, тогда она называлась горьковской.
Мечтала, конечно, о Малом театре, поскольку педагоги все время говорили: «Галя, тебе надо в Малый театр». У себя в училище мы, студенты, считались вспомогательным составом театра, и я переиграла всех мальчишек в репертуаре. А на экзамен делала Домну Пантелеевну в «Талантах и поклонниках» Островского. Я всегда добром поминаю моих горьковских педагогов Виталия Александровича Лепского, Георгия Апоменовича Воровского и многих других. Они и воспитывали нас в стиле Малого театра. У нас из училища очень хорошие ученики выходили Е. Евстигнеев, М. Зимин...

А попала я в Малый после гастролей нашего театра в Москве. Была такая традиция. Каждые пять лет мы приезжали в Москву, а Малый театр -в Горький. И судьба распорядилась так, как и предрекали педагоги. На гастролях в 1971 году я играла Настасью в пьесе «Мое сердце с тобой» по Чепурину. Роль с юмором и драматизмом. Сюжет о том, как комсомольцы приезжают в колхоз. Вы знаете, я не могу объяснить, как рождается роль. Но я так верю в искусство, что, когда мне дают роль, я начинаю верить, что она это уже я. Такая, какая она есть. И в этой роли Настасьи я имела такой успех, какой имела, может быть, только на гастролях с М. Царевым в спектакле «Дети Ванюшина» в Польше. Семнадцать раз занавес открывался.

- А что вы ощутили, когда вас приняли в Малый театр?

- Стены были уже знакомые, но у меня затряслись коленки, когда я увидела Гоголеву. Молодежь всегда вставала, когда она проходила мимо. Это в традиции театра. Тут вообще такое отношение к старшим, старейшим с большим уважением. А поначалу я как во сне была. Как во сне! Потому что роли за ролями у меня были, много вводов. И за полчаса, и за час. Но принял меня Малый театр после роли Трефены в спектакле «Над светлой водой» по Белову. Я в деревне никогда не жила, но почему-то очень хорошо ее чувствую. Я очень благодарна этой роли. Тогда были конференции со зрителями. Люди очень волновались за судьбы героев.

- А что это такое зрительские конференции?

- Теперь этого, к сожалению, уже нет. Участники спектакля оставались на сцене после спектакля, а зрители высказывали им свое мнение. Очень горячо и заинтересованно. Тогда один зритель даже сказал: «Где они такую крестьянку взяли? «. Это обо мне. Очень мне нравилась эта роль. А потом Е. Гоголева мне как-то сказала: «Я против вас выступала, потому что у нас своих «старух» много. Но после спектакля «Над светлой водой» мое мнение резко изменилось. Вы — артистка Малого театра». Так я оказалась в труппе Малого театра.

- А что бы вы сегодня хотели сыграть?

- Я матерей до сих пор не наигралась. Во мне еще много «материнского молока». Вы посмотрите, какая жизнь, сколько трагедий, бед. И все через материнское сердце проходит.

- За что вы любите Малый театр?

- Театр это наш дом. Во Франции есть театр Мольера, в Англии Шекспира, а наш Дом Островского. Малый театр — театр реалистический. И, конечно, это всячески сохраняется. В основе репертуара классика. Я часто хожу в наш театр на спектакли. Люблю посидеть на диване перед лифтом. У нас все актеры сидят на этом диване и встречают всех, кто входит. Я с удовольствием смотрю наши спектакли. Новички меня очень интересуют. Расстраиваюсь, когда молодежь не сохраняет текст. Правильно раньше делали, когда в спектакле в основном были заняты старики, а молодых актеров один или два. Тогда не так заметно, если молодые что-то не дотянут. Когда молодежи много (это мое наблюдение), мне чего-то не хватает, какого-то питания.

К счастью, традиции классики у нас в театре остались. И руководство наше молодец, что бережет это. Несмотря на то что театр классический, все, что играется на сцене, звучит очень современно. Да, например, «Свои люди сочтемся». Молодежь с таким интересом смотрит этот спектакль: банкротство и сегодня тема дня. Злободневный спектакль. Поэтому я считаю: читать и смотреть классику получить ответы на все вопросы. Или один из последних наших спектаклей «Коварство и любовь» Шиллера. Вдруг такой интерес у молодежи! Как у нас замирает зал на последней сцене в этом спектакле! Это очень важно сейчас, когда так много наносного с Запада.

- А дух Малого театра из чего складывается?

- Мне кажется, из вежливости, внимания. Как-то один молодой актер в беседе сказал: «У вас...». Его поправили: «У нас...». Да, действительно, войдя в театр это уже «у нас» и «наше». Если что-то случается с кем-то, Малый театр стеной за него встает. Думается, вас не замечают, не до вас. Но не дай Бог, что случится болезнь, например... Тут мне нехорошо стало, когда я пришла на спектакль. Как все поднялись, засуетились... И потом еще долго спрашивали, как я себя чувствую. И после этого я так остро ощутила: какой же это родной дом.

- А что бы вы хотели пожелать Малому театру в его юбилей?

- Я бы хотела пожелать оставаться во многом таким, какой он есть. А молодым я бы пожелала немножко внимательнее быть к речи на сцене. Очень расстраиваюсь, когда в зале сижу и не слышу, что говорят на сцене. Или съедают окончания фраз. А на что же тогда партнеру отвечать? И что должен понять зритель? Ведь есть и решающие фразы в сцене. Недавно пересмотрела несколько наших спектаклей и еще раз поняла у нас очень хорошие актеры.

- А что бы вы пожелали зрителям Малого театра?

- Зрителям Малого театра я хочу пожелать, чтобы любили наш театр. Чтобы ходили к нам. Любили наших актеров. Ведь что в театре главное? Актер и зритель! Пока живы актер и зритель, театр живет. Я нашего зрителя люблю. Люблю, когда я в роли, в моменты паузы, когда зритель замирает и слушает. Я люблю эту тишину. Тогда такое рождается! И когда идешь домой после спектакля, думаешь: «Господи, за что же такое счастье?!»

Вероника ЗУЕВА.
«Подмосковье», 22.01.2000

Дата публикации: 11.10.2005