Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

ОБ «УСТРИЦАХ БЕРТЫ», ВЫСОКОМ ИСКУССТВЕ И ТОТАЛИТАРНОМ РЕЖИМЕ

В Малом театре на сцене на Большой Ордынке состоялась премьера «Маленькой оперы».

По жанру новый спектакль – комедия-фарс. Инсценировку по мотивам прозы Славы Сэ написала драматург Елена Исаева, известная по спектаклю «Женщины Есенина» во МХАТе. Что же касается автора произведения Славы Сэ, то под этим псевдонимом скрывается Вячеслав Солдатенко, популярный русскоязычный латвийский писатель, ушедший из жизни в результате ковида.

Режиссер спектакля, заслуженный артист России Владимир Драгунов ощутил в материале пьесы «дух вольности, импровизации, экспромта» и поставил комедию-фарс, глубинно погружающую зрителя в темы тоталитаризма и власти, всегда использующей художника в своих интересах.

Действие спектакля разворачивается в 1944 году в двух точках земного шара параллельно: в борделе «Устрицы Берты» маленького оккупированного немцами голландского городка Дорхольма и в «столице огромной империи, где полно штабов любых размеров и уровней секретности, и в самом секретном есть потайная комната».

В этой самой потайной комнате усилиями молодого испуганного телеграфиста, смертельно боящегося своего вечно раздраженного начальника, была по недоразумению состряпана телеграмма о якобы грозящем приезде в голландский Дорхольм фюрера на оперу Вагнера в местную филармонию. Телеграмма улетела в комендатуру Дорхольма. Собственно, с этого нелепо-комичного события и запускается цепь событий, составляющих фарсовый сюжет «Маленькой оперы».

Чтобы избежать концлагеря и смерти, дирижер разбомбленной филармонии Бенедикт Фарнезе вынужден теперь ставить спектакль в борделе «Устрицы Берты», а актрисами нанять женщин легкого поведения. Других артистов в городе нет: те, кто не погиб при бомбежке филармонии, сидят по концлагерям. Репетиции в борделе проходят под звук английских бомбардировок, которым ежедневно подвергается Дорхольм.

Перед нами протекают страшные и комические будни дирижера, которому приходится отстаивать не только свою жизнь и честь, но и честь работниц борделя, которые взялись ему помогать в сложившихся курьезных обстоятельствах.

В спектакле «Маленькая опера» очень много иронии, скрытого и очевидного юмора. Артисты часто «хулиганят» на сцене, зримо получая удовольствие от игры в эту нелепую историю. В подобной подаче материала, с точки зрения режиссера, проявляется брехтовское начало. Но в спектакле о Второй мировой войне, разумеется, есть вкрапления, которые играются пронзительно серьезно. Центральный акцент постановки сделан на темах первостепенности любви мужчины к женщине, к своему делу и к своей стране.

– Только с равнодушным человеком можно делать все что угодно, – считает режиссер Владимир Драгунов. – наш спектакль, построенный на иронии, адресован не только тем, кто хочет посмеяться. Он вызовет интерес у размышляющего зрителя, задумывающегося над социальными вопросами и тем, что происходит вокруг».

В постановке принимает участие народный артист России, лауреат Государственной премии России Глеб Подгородинский, играющий дирижера Фарнезе.

Его капризную жену, оперную приму Паолу, обожающую распевать арии, стоя на подоконнике открытого окна, играет Полина Лоран. Роль ее старшего братца и по совместительству главы итальянской мафии Джузеппе исполняет Максим Хрусталёв.

В спектакле заняты три перспективных студента театрального института имени Щепкина – Д. Казанин, А. Осипова и А. Годованец.
Женские партии девушек из борделя для военных летчиков, который в Дорхольме дипломатично называют «клубом», великолепно отыгрывают артистки Александра Иванова (Берта, хозяйка), Наталия Афанасьева (Вера, кухарка с востока), Лидия Милюзина (бывшая учительница Герда), Алина Колесникова (красавица Матильда), Арина Осипова (Моника, бывшая балерина).

Образ двинутого на всю голову, деспотичного нового коменданта Дорхольма Бирке замечательно создает заслуженный артист России Василий Дахненко.
Роль Клауса, штабного офицера и адъютанта Бирке, готовящего заговор, исполняет Александр Наумов.

Старого комендант Дорхольма, застреленного одной из «устриц Берты» за навязчивую попытку установить с ней незапланированные «культурные» связи, играет заслуженный артист России Сергей Кагаков.
– Мы работали, – рассказывает режиссер Владимир Другунов,с драматургическим текстом, который не сдерживал наше творчество никакими канонами и давал возможность сочинять в процессе репетиций».

В итоге в Малом театре появился яркий, смешной и одновременно глубокий спектакль, действие которого опирается на вечную борьбу четырех стихий: тотальной войны, продажных утех, высокого искусства и настоящей любви.

Елена Булова, «Московская правда», 09.04.2025

https://mospravda.ru/2025/04/09/771050/


Дата публикации: 12.04.2025

В Малом театре на сцене на Большой Ордынке состоялась премьера «Маленькой оперы».

По жанру новый спектакль – комедия-фарс. Инсценировку по мотивам прозы Славы Сэ написала драматург Елена Исаева, известная по спектаклю «Женщины Есенина» во МХАТе. Что же касается автора произведения Славы Сэ, то под этим псевдонимом скрывается Вячеслав Солдатенко, популярный русскоязычный латвийский писатель, ушедший из жизни в результате ковида.

Режиссер спектакля, заслуженный артист России Владимир Драгунов ощутил в материале пьесы «дух вольности, импровизации, экспромта» и поставил комедию-фарс, глубинно погружающую зрителя в темы тоталитаризма и власти, всегда использующей художника в своих интересах.

Действие спектакля разворачивается в 1944 году в двух точках земного шара параллельно: в борделе «Устрицы Берты» маленького оккупированного немцами голландского городка Дорхольма и в «столице огромной империи, где полно штабов любых размеров и уровней секретности, и в самом секретном есть потайная комната».

В этой самой потайной комнате усилиями молодого испуганного телеграфиста, смертельно боящегося своего вечно раздраженного начальника, была по недоразумению состряпана телеграмма о якобы грозящем приезде в голландский Дорхольм фюрера на оперу Вагнера в местную филармонию. Телеграмма улетела в комендатуру Дорхольма. Собственно, с этого нелепо-комичного события и запускается цепь событий, составляющих фарсовый сюжет «Маленькой оперы».

Чтобы избежать концлагеря и смерти, дирижер разбомбленной филармонии Бенедикт Фарнезе вынужден теперь ставить спектакль в борделе «Устрицы Берты», а актрисами нанять женщин легкого поведения. Других артистов в городе нет: те, кто не погиб при бомбежке филармонии, сидят по концлагерям. Репетиции в борделе проходят под звук английских бомбардировок, которым ежедневно подвергается Дорхольм.

Перед нами протекают страшные и комические будни дирижера, которому приходится отстаивать не только свою жизнь и честь, но и честь работниц борделя, которые взялись ему помогать в сложившихся курьезных обстоятельствах.

В спектакле «Маленькая опера» очень много иронии, скрытого и очевидного юмора. Артисты часто «хулиганят» на сцене, зримо получая удовольствие от игры в эту нелепую историю. В подобной подаче материала, с точки зрения режиссера, проявляется брехтовское начало. Но в спектакле о Второй мировой войне, разумеется, есть вкрапления, которые играются пронзительно серьезно. Центральный акцент постановки сделан на темах первостепенности любви мужчины к женщине, к своему делу и к своей стране.

– Только с равнодушным человеком можно делать все что угодно, – считает режиссер Владимир Драгунов. – наш спектакль, построенный на иронии, адресован не только тем, кто хочет посмеяться. Он вызовет интерес у размышляющего зрителя, задумывающегося над социальными вопросами и тем, что происходит вокруг».

В постановке принимает участие народный артист России, лауреат Государственной премии России Глеб Подгородинский, играющий дирижера Фарнезе.

Его капризную жену, оперную приму Паолу, обожающую распевать арии, стоя на подоконнике открытого окна, играет Полина Лоран. Роль ее старшего братца и по совместительству главы итальянской мафии Джузеппе исполняет Максим Хрусталёв.

В спектакле заняты три перспективных студента театрального института имени Щепкина – Д. Казанин, А. Осипова и А. Годованец.
Женские партии девушек из борделя для военных летчиков, который в Дорхольме дипломатично называют «клубом», великолепно отыгрывают артистки Александра Иванова (Берта, хозяйка), Наталия Афанасьева (Вера, кухарка с востока), Лидия Милюзина (бывшая учительница Герда), Алина Колесникова (красавица Матильда), Арина Осипова (Моника, бывшая балерина).

Образ двинутого на всю голову, деспотичного нового коменданта Дорхольма Бирке замечательно создает заслуженный артист России Василий Дахненко.
Роль Клауса, штабного офицера и адъютанта Бирке, готовящего заговор, исполняет Александр Наумов.

Старого комендант Дорхольма, застреленного одной из «устриц Берты» за навязчивую попытку установить с ней незапланированные «культурные» связи, играет заслуженный артист России Сергей Кагаков.
– Мы работали, – рассказывает режиссер Владимир Другунов,с драматургическим текстом, который не сдерживал наше творчество никакими канонами и давал возможность сочинять в процессе репетиций».

В итоге в Малом театре появился яркий, смешной и одновременно глубокий спектакль, действие которого опирается на вечную борьбу четырех стихий: тотальной войны, продажных утех, высокого искусства и настоящей любви.

Елена Булова, «Московская правда», 09.04.2025

https://mospravda.ru/2025/04/09/771050/


Дата публикации: 12.04.2025