«Листая старые подшивки»
ВЕК РУССКОГО СОВЕТСКОГО АКТЕРА
Фотогалерея Николая Александровича Анненкова
Народному артисту СССР Николаю Анненкову сегодня исполняется 100 лет. И он продолжает играть на сцене родного Малого театра...
СОБЫТИЕ, которое произойдет сегодня вечером на сцене прославленного Малого театра, без сомнения надо отнести к абсолютным мировым рекордам. Дело не только в том, что коллеги и поклонники будут поздравлять народного артиста СССР Николая Александровича Анненкова с его столетием. Главное он выступит перед зрителями как действующий актер, занятый в текущем репертуаре!
Такого не бывало еще никогда и нигде на земле, с улыбкой сказал он журналистам, которые плотным кольцом окружили его на сборе труппы Малого театра перед началом нового сезона. Не было ни в Америке, ни в Англии, ни во Франции... Только у нас в России.
Аналогов и в самом деле не найдешь. Подумать только, начался его творческий путь еще во время гражданской войны! Был в красноармейском кавалерийском полку драматический кружок вот где совсем юным он сыграл свои первые роли.
Сейчас принято говорить о разрушительной силе революции. Она действительно немало разрушила из прежней жизни. Но она и мощно созидала. И прежде всего созидала в душах людей мечту о прекрасном. В романе Константина Федина «Необыкновенное лето» есть замечательные страницы о том, как красноармейцы ставят романтическую пьесу Шиллера. Из подобных самодеятельных коллективов пришли в молодое советское искусство будущие его корифеи выдающиеся кинорежиссеры и актеры, музыканты и художники...
Анненков пришел в Малый театр, с которым связана будет потом вся его творческая жизнь. Вернее, в 1922 году он поступи в Высшие театральные мастерские при Малом театре, но уже сразу ему доверяют роли на старейшей русской драматической сцене. И какие роли следовали одна за другой! Митя в «Бедности не порок» Островского и Жадов в «Доходном месте», Молчалин в «Горе от ума» и Григорий Отрепьев в «Борисе Годунове». Абсолютно непохожие характеры. Героико-романтическая линия перемежается с бытовой и даже сатирической. А в одном из самых ярких, этапных советских спектаклей 20-х годов в «Любови Яровой» по пьесе Константина Тренева он искрометно играет матроса Швандю. Играет, замечу, в очередь с талантливейшим и опытнейшим мастером Малого театра Степаном Кузнецовым.
Всего же за 77 лет работы в родном театре Анненков создают более трехсот сценических образов.
Какие роли запомнились вам больше всего? спрашиваю Николая Александровича.
Я все их помню, все до единой. А как же? Иначе не мог бы сравнивать и анализировать, изучать себя, не смог бы совершенствоваться.
Моя первая, еще детская, встреча с артистом Николаем Анненковым врезалась в память навсегда. И было это не в столице, а в маленьком рязанском селе. Шел фильм «Тимур и его команда», где он снялся в роли отца Жени подруги Тимура. Роль небольшая, но этот командир Красной Армии, подтянутый, волевой, красивый, произвел неизгладимое впечатление. Настоящий эталон советского военного! Вот такие образы в кино и на сцене помогали нашему народу морально готовиться к самой великой и страшной войне...
Вторая встреча уже после войны и теперь в театре. Горьковские «Варвары» классика Малого. Спектакль о варварах-«капитализаторах», несущих вместе со своей «цивилизацией» нравственное растление, убийство высоких и святых человеческих чувств, жестокость и цинизм. Анненков играют одного из них инженера Черкуна, взгляд которого на людей укладывается в одну короткую фразу: «Они злы».
Прошито много лет, но Черкун-Анненков и сейчас перед моими глазами. Резкий и дерзкий, идущий напролом, он заявляет о своей решимости преобразить провинциальную русскую жизнь «эту область мертвого уныния». Однако можно ли создать что-либо хорошее для людей, не любя их? До чего же явственно перекликается это с нынешними «реформаторами» поборниками капитализации ненавистной им России!
Этот спектакль по пьесе Горького, написанной в 1905 году, как и некоторые другие с участием Анненкова (например, горьковские же «Дачники»), впоследствии был экранизирован. В связи с приближающимся 175-летием Малого театра «Варваров» даже показали по телеканалу «Культура», и это было настоящее событие. Жаль только, что события такие на сегодняшнем телеэкране крайняя редкость.
Да и не все, конечно же, далеко не все театральные работы выдающегося актера запечатлены на пленке для будущего. Но они сделали великое дело, оставив неизгладимый след в душах тех, кто видел их на сцене и чьи души, уверен, стали после этого чище, светлее, благороднее.
Когда я спросил его, в чем видел и видит он главный смысл своей артистической деятельности, ответ был таков: Чтобы люди, сидящие в зале, становились лучше.
Но ведь в этом, если вдуматься, была основная задача всей русской советской культуры в лучших ее образцах! Ныне усиленно стараются противопоставить русское советскому, советское русскому, что, разумеется, совершенно неправомерно. Убедительным доказательством фальшивости такого противопоставления служит творчество Малого театра в советскую эпоху время необыкновенного духовного подъема, величайших художественных побед, время, когда здесь расцвела целая плеяда могучих талантов, среди которых Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, трижды лауреат Сталинской премии, академик Международной академии театра Николай Александрович Анненков.
Он может гордиться этими званиями и этими премиями, которые даны ему совсем не зря. Он может быть вполне удовлетворен свершенным за столь большую творческую жизнь. Но состояние постоянного напряженного поиска не оставляет его и сегодня. Вот кредо старейшего артиста России: Беспокойство, а не покой! Беспокойство, пока есть силы! Действовать, созидать, творить, вложить в творчество все силы вот истинное предназначение человека. В творческом беспокойстве бесконечность. Это сила нетленная и не подверженная времени!
Воистину, так и есть. Сам он, вся его жизнь в русском советском искусстве лучшее тому свидетельство.
Поздравляем с юбилеем, дорогой Николай Александрович!