Малый театр предлагает своему зрителю новую версию «Бесприданницы» в прочтении режиссера Александра Вельмакина, победителя творческой лаборатории «Постигая Островского». (12+)
Как точно когда-то заметил знаменитый литературовед Владимир Лакшин, «по особой затаённости и сложности душевных переживании героини – поэзии недосказанного – «Бесприданница» предвосхищает поэтику чеховской драмы».
Героиня эта – Лариса Дмитриевна, дочь обедневшей дворянки Огудаловой, взята Островским в критический момент её недолгой биографии: душа девушки обуглена множеством несбывшихся надежд. Хорошо известная каждому школьнику история Ларисы Огудаловой (в театре, кстати, было огромное количество старшеклассников) – трагедия, порождённая разным пониманием любви мужчиной и женщиной. На опасную территорию этой любви героиня Островского вступила совсем юной девушкой и потерпела крушение, ставшее для неё крушением самой жизни. Новое возвращение героя её грез, Сергея Сергеевича Паратова, блестящего барина из судохозяев, лишь поманило Ларису счастьем, после чего случился обрыв, кризис и нравственный слом.
Трагедию о губительной силе обманутой любви и о духовной слепоте, равнодушии и цинизме, которыми заражён в том числе и современный человек, режиссёр Вельмакин поставил по всем канонам классического русского театра.
Разумеется, у сидящих в зале напрашивается неминуемое сравнение спектакля с известным фильмом Эльдара Рязанова «Жестокий романс». И это сравнение даёт понимание, что новое прочтение классической пьесы крепким режиссёром способно родить свежие акценты, обратить внимание на незамеченные подробности.
Спектакль «Бесприданница» Вельмакина – гораздо жестче, чем его кинопредшественник 1984 года.
Так, например, в спектакле человек с громадным состоянием Кнуров в исполнении заслуженного артиста России Александра Титоренко ощущает себя настолько крупным дельцом, что даже смотреть не желает в сторону небогатого чиновника Карандышева. Он все время закрывается от суетящегося жениха Ларисы газетой, подчеркивая, что на обед, где, собственно, и развернется завязка драмы, он идёт исключительно к Ларисе (Лидия Милюзина) и её матушке, вдове Харите Игнатьевне (народная артистка России Алёна Охлупина).
Положа руку на сердце, разглядеть в таком Карандышеве человека, который «борется за свое достоинство», как считают отдельные театральные критики, очень непросто. Карандышев в исполнении Михаила Мартьянова способен вызвать устойчивое чувство раздражения: человек он явно тщеславный, в первом акте пытается всем что-то доказать, демонстрируя единственную свою «валюту» – Ларису. Пытается он превознестись над окружающими, в том числе над бедной Ларисой, всеми доступными способами. При этом совершенно забывая, что особой заслуги в том, что она выбрала его, нет никакой: разочарованная жизнью Лариса Дмитриевна в свое время решила выйти замуж за первого, кто попросит её руки. Им и оказался Карандышев. «Я ведь ещё только хочу полюбить вас», – осаживает жениха героиня, когда он особенно зарывается.
Интересен в спектакле образ представителя богатой торговой фирмы Василия (Владимир Тяптушкин). Артист делает своего героя не в меру шумным, активным, заполоняющим собой все пространство. Вася постоянно живёт с оглядкой на других, упаковывая себя в рамки общепринятых правил. Хорошо это подчеркнуто в сцене, когда герой в кофейной на бульваре пьёт с утра спиртное, прося буфетчика налить «мой чаёк» в чайник, чтобы никто ничего не заметил и не сказал.
Сергей Паратов – давняя любовь Ларисы, – в исполнении Александра Волкова предстает перед нами человеком жёстким, циничным, умеющим хорошо считать деньги и не способным отказаться от собственной выгоды.
«Бесприданница» – это вообще история «про деньги». Мотив «всё на продажу» сквозит тут в каждом эпизоде, и в данном произведении Островского слышится более явно, чем во всех других его пьесах. Богатые пароходчики убеждены, что не существует преград, которые бы ни опрокинули их капиталы. Огудалова-мать и вовсе приторговывает дочерями. У каждого здесь – своя «валюта» и своя корысть.
Выделяется среди прочих в спектакле и ещё одна линия, собственно, театральная. Профессиональный комик Робинзон (Алексей Коновалов), его реакции, скрытые оценки происходящего, рождают неподдельное умиление в зрителях.
Особое внимание, как всегда в Малом театре, привлекают декорации, созданные талантом художника Максима Обрезкова. Восхищает задник сцены, напоминающий линогравюру, на котором читаются речные острова, отмели, изгибы великой русской реки. Мы как бы наблюдаем за происходящим с высокого берега Волги. В какие-то моменты мастер по свету Евгений Виноградов удачно подсвечивает этот просторный речной пейзаж сверху, так же, как «подсвечена» картина «Лунная ночь на Днепре» русского художника Архипа Куинджи. Завораживает! А в финальных сценах спокойный голубой и синий безмятежный свет сменится на багряный. Символическая краска эта помогает в очередной раз осознать трагедию женской души – поэтической, мечтательной, гордой, оказавшейся частью того мира, где все продается и покупается. К чему это приводит – хорошо известно. Не известно одно, насколько глубоко эта мысль проникает в душу зрителя. Спектакль становится очередным предостережением Островского всем нам, его потомкам. Вот только услышим ли?
Елена Булова, «Московская правда», 22.10.2024 https://mospravda.ru/2024/10/22/749213/
Фотографии Евгения Люлюкина.
Малый театр предлагает своему зрителю новую версию «Бесприданницы» в прочтении режиссера Александра Вельмакина, победителя творческой лаборатории «Постигая Островского». (12+)
Как точно когда-то заметил знаменитый литературовед Владимир Лакшин, «по особой затаённости и сложности душевных переживании героини – поэзии недосказанного – «Бесприданница» предвосхищает поэтику чеховской драмы».
Героиня эта – Лариса Дмитриевна, дочь обедневшей дворянки Огудаловой, взята Островским в критический момент её недолгой биографии: душа девушки обуглена множеством несбывшихся надежд. Хорошо известная каждому школьнику история Ларисы Огудаловой (в театре, кстати, было огромное количество старшеклассников) – трагедия, порождённая разным пониманием любви мужчиной и женщиной. На опасную территорию этой любви героиня Островского вступила совсем юной девушкой и потерпела крушение, ставшее для неё крушением самой жизни. Новое возвращение героя её грез, Сергея Сергеевича Паратова, блестящего барина из судохозяев, лишь поманило Ларису счастьем, после чего случился обрыв, кризис и нравственный слом.
Трагедию о губительной силе обманутой любви и о духовной слепоте, равнодушии и цинизме, которыми заражён в том числе и современный человек, режиссёр Вельмакин поставил по всем канонам классического русского театра.
Разумеется, у сидящих в зале напрашивается неминуемое сравнение спектакля с известным фильмом Эльдара Рязанова «Жестокий романс». И это сравнение даёт понимание, что новое прочтение классической пьесы крепким режиссёром способно родить свежие акценты, обратить внимание на незамеченные подробности.
Спектакль «Бесприданница» Вельмакина – гораздо жестче, чем его кинопредшественник 1984 года.
Так, например, в спектакле человек с громадным состоянием Кнуров в исполнении заслуженного артиста России Александра Титоренко ощущает себя настолько крупным дельцом, что даже смотреть не желает в сторону небогатого чиновника Карандышева. Он все время закрывается от суетящегося жениха Ларисы газетой, подчеркивая, что на обед, где, собственно, и развернется завязка драмы, он идёт исключительно к Ларисе (Лидия Милюзина) и её матушке, вдове Харите Игнатьевне (народная артистка России Алёна Охлупина).
Положа руку на сердце, разглядеть в таком Карандышеве человека, который «борется за свое достоинство», как считают отдельные театральные критики, очень непросто. Карандышев в исполнении Михаила Мартьянова способен вызвать устойчивое чувство раздражения: человек он явно тщеславный, в первом акте пытается всем что-то доказать, демонстрируя единственную свою «валюту» – Ларису. Пытается он превознестись над окружающими, в том числе над бедной Ларисой, всеми доступными способами. При этом совершенно забывая, что особой заслуги в том, что она выбрала его, нет никакой: разочарованная жизнью Лариса Дмитриевна в свое время решила выйти замуж за первого, кто попросит её руки. Им и оказался Карандышев. «Я ведь ещё только хочу полюбить вас», – осаживает жениха героиня, когда он особенно зарывается.
Интересен в спектакле образ представителя богатой торговой фирмы Василия (Владимир Тяптушкин). Артист делает своего героя не в меру шумным, активным, заполоняющим собой все пространство. Вася постоянно живёт с оглядкой на других, упаковывая себя в рамки общепринятых правил. Хорошо это подчеркнуто в сцене, когда герой в кофейной на бульваре пьёт с утра спиртное, прося буфетчика налить «мой чаёк» в чайник, чтобы никто ничего не заметил и не сказал.
Сергей Паратов – давняя любовь Ларисы, – в исполнении Александра Волкова предстает перед нами человеком жёстким, циничным, умеющим хорошо считать деньги и не способным отказаться от собственной выгоды.
«Бесприданница» – это вообще история «про деньги». Мотив «всё на продажу» сквозит тут в каждом эпизоде, и в данном произведении Островского слышится более явно, чем во всех других его пьесах. Богатые пароходчики убеждены, что не существует преград, которые бы ни опрокинули их капиталы. Огудалова-мать и вовсе приторговывает дочерями. У каждого здесь – своя «валюта» и своя корысть.
Выделяется среди прочих в спектакле и ещё одна линия, собственно, театральная. Профессиональный комик Робинзон (Алексей Коновалов), его реакции, скрытые оценки происходящего, рождают неподдельное умиление в зрителях.
Особое внимание, как всегда в Малом театре, привлекают декорации, созданные талантом художника Максима Обрезкова. Восхищает задник сцены, напоминающий линогравюру, на котором читаются речные острова, отмели, изгибы великой русской реки. Мы как бы наблюдаем за происходящим с высокого берега Волги. В какие-то моменты мастер по свету Евгений Виноградов удачно подсвечивает этот просторный речной пейзаж сверху, так же, как «подсвечена» картина «Лунная ночь на Днепре» русского художника Архипа Куинджи. Завораживает! А в финальных сценах спокойный голубой и синий безмятежный свет сменится на багряный. Символическая краска эта помогает в очередной раз осознать трагедию женской души – поэтической, мечтательной, гордой, оказавшейся частью того мира, где все продается и покупается. К чему это приводит – хорошо известно. Не известно одно, насколько глубоко эта мысль проникает в душу зрителя. Спектакль становится очередным предостережением Островского всем нам, его потомкам. Вот только услышим ли?
Елена Булова, «Московская правда», 22.10.2024 https://mospravda.ru/2024/10/22/749213/
Фотографии Евгения Люлюкина.